Открытый урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок русского языка "Повторение изученного по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок русского языка в 6 классе. | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Повторение изученного по разделу « Словообразование. Орфография. Культура речи»
Класс: 6
Предмет: русский язык
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока:повторение и обобщение изученного материала по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»
Задачи:
1)обучающая: вспомнить и закрепить полученные знания по темам:
-«Основные способы образования слов в русском языке»,
-«Гласные в корнях с чередованием»,
-«Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-«,
-«Соединительные гласные в сложных словах»,
-«Буквы Ы-И после приставок»,
-«Морфемный и словообразовательный разбор слов»;
2) развивающая: развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость; развивать речь учащихся.
3) воспитывающая: воспитывать культуру речи; поддерживать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты (предметные):
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – лаг-лож, раст-ращ-рос, кас-кос, гар-гор, зар-зор-, букв Е-И в приставках пре- - при-, букв И-Ы после приставок; овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием, букв Е-И в приставках;
- овладение умением группировать изученные орфограммы;
-овладение умением производить морфемный и словообразовательный разбор.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели, понимать необходимость внимательного отношения к природе, понимать значение изучения курса «Русский язык».
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, уметь осуществлять анализ информации с выделением главного.
Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, рассуждать и анализировать, оценивать себя и работу одноклассников.
Личностные:
-смыслообразование,т.е.установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
-формирование ответственного отношения к учению, самооценки, мотивации на успех.
Используемые технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык.6 класс» (Просвещение, 2015г.)
- КИМ Русский язык .6 класс.Москва, 2017г.
- Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
- Видео «Прогулка по осеннему лесу».
- Видео «Физкультминутка».
- Карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | УУД |
I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво , Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда, Так начнем урок, друзья! Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок! Откройте тетради, запишите число. | Приветствие гостей. Записывают в тетради. | Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Ребята, на календаре уже 28 ноября, а это значит, что заканчивается последний месяц осени. Чем вам запомнилась осень? Хорошо. Давайте вспомним осень и совершим осеннюю прогулку. (Включаю видео) Уходящая осень оставила в нашем классе листочки, на которых что-то написано. Давайте посмотрим вместе! (работа в группе) -Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. (человек, в, слова,разбирается, грамотный, структуре) -Выполним синтаксический разбор предложения у доски. | Варианты ответов обучающихся Просмотр видеоролика Знакомятся с информацией на листочках. Отвечают: Грамотный человек разбирается в структуре слова Один обучающийся выполняет синтаксический разбор у доски. По цели высказывания предложение -повествовательное, по интонации- невосклицательное,по структуре-простое,по наличию второстепенных членов- распространённое. | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Ориентация в системе знаний. |
III.Самоопределение к деятельности. Цель: формирование умения определять цели и задачи урока. | -Ребята, а какой раздел русского языка изучает состав слова? -С какими разделами русского языка связан раздел морфемика. | Морфемика. Со словообразованием С орфографией. | Регулятивные: Установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: отвечать на вопросы учителя, выделять нужную информацию. Коммуникативные: учебное сотрудничество. |
IV. Формулирование темы урока, целеполагание. | Ребята, эти разделы русского языка вам знакомы или нет? Тогда сформулируем тему урока. Тема нашего урока «Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи». Запишем тему урока в тетрадь. (вешаю на доску) -Что мы будем повторять сегодня на уроке? Проговорим вместе: | Знакомы Варианты ответов. Записывают тему урока в тетрадь. -повторим основные понятия по теме « Словообразование», вспомним некоторые орфографические правила, морфемный и словообразовательный разборы. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3.Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
V. Повторение и обобщение изученного материала. Цель: повторить и систематизировать изученный материал. | -Для того чтобы у вас на уроке было хорошее настроение и нам легко работалось, я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по станциям. И первая станция называется «Старт». Конечно, без теоретических знаний нам будет трудно путешествовать, поэтому давайте вспомним некоторые определения. Напишем терминологический диктант. 1 станция «Старт».
1).Терминологический диктант. - это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких частей состоит слово. -это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. -это изменяемая часть слова, которая образует форму слова .
-это часть изменяемого слова без окончания. -это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. -это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. - А теперь проверим. Какие термины написал …..? -Молодцы! -Мы успешно дошли до станции 2 «Словообразовательная» Станция 2. «Словообразовательная» 1)Игра «Собери слово». -Ребята, давайте поиграем в игру «Собери слово» , сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетрадях. Кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт ответ. От глагола понёс взять приставку От глагола дарить -корень От существительного кружок – суффикс -Какое слово получилось? - Ребята, вы любите получать подарки? А дарить? Вы не забыли поздравить своих мам с Днём матери? Когда этот праздник был в этом году? От глагола побелел взять корень , От прилагательного маленький- суффикс От прилагательного синий-окончание Какое слово получилось? От глагола пришёл взять приставку, От глагола улетел взять корень, От глагола бежит -окончание Какое слово получилось? Морфемный разбор слов. -Ребята, запишем ещё 2 слова: Стекло (сущ), стекло (глагол). Разберём по составу. - Какой вывод сделаем? А какой ещё вид разбора мы знаем? - Какие способы образования слов нам известны? -Хорошо.Молодцы! 3)Словообразовательный разбор. А теперь определим, как образованы следующие слова. Работаем у доски. Кто желает? Развесёлый Овражек Бег Лесовоз Кресло-кровать Молодец,…! -А теперь поработаем с учебником. 4).Работа с учебником.Упр.237. -Ребята, откройте учебники на странице 128, упражнение 237. Прочитаем текст о том, как поёт жаворонок. Найдём 3-4 примера формы одного и того же слова. Работаем самостоятельно. -А теперь проверим. Физкультминутка. А теперь отдохнём. Сегодня у нас в гостях герой из мультфильма «Смешарики» Крош. Теперь слушаем его и выполняем за ним движения. 5) Работа с стихотворным текстом. -Ребята, в начале урока мы сказали, что словообразование связано с орфографией. Внимание на экран ! Перед вами стихотворный текст. Прочитайте выразительно текст. Живут слова единою семьёй И от родных корней берут начало. Растёт язык наш бесконечно молодой. Так будет впредь, так исстари бывало. Докажите, что это стихотворный текст. Как называется такая рифма? -А ещё какие есть? - В какой строчке выражена основная мысль?
Ребята, а вы заметили, что в словах подчёркнуты буквы. Почему? -Правильно! И наша следующая станция «Орфографическая». Станция 4 «Орфографическая». -Вспомним. Что такое орфограмма? Вспомним, правописание изученных орфограмм. 1.Чередующиеся гласные. 6)Орфографический диктант. Запишите под диктовку, выделите орфограммы. Работа в тетради. Г..реть синим пламенем, утренняя з…ря, прик…саться к стене, имя прил…гательное, богатая р…стительность. Ребята, а что значит гореть синим пламенем? Как мы называем такие устойчивые выражения? -Какой орфограммой объединены эти слова? 7).Игра «Хлопок». А сейчас я предлагаю вам повторить правописание приставок пре- и при-. -Ребята, вы любите загадки? Сейчас я буду вам загадывать загадки, в которых встретятся слова с приставками пре- и при-.Как только вы их услышите, хлопаете в ладоши. Ещё нужно отгадать загадку. Итак, внимание! 1.На речку пошла за водою сестра И вскоре приносит два полных ведра. Ни капельки не было ей тяжело. Скажи, что вёдра нести помогло? (Коромысло) 2.Букву «П» перевернули, Справа хвостик пристегнули, Завернули на конце, Получили … (букву «ц»). 3.У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный, Он имел предлинный нос Что за сказка? — Вот вопрос. («Золотой ключик» Алексей Николаевич Толстой). 4.Не галстук он и не жабо, Но с ним тепло зато. Он помогает всем, всегда, Когда приходят холода. (Шарф) 8). Работа с сигнальными карточками. А теперь вспомним правило о правописании букв ы-и после приставок. Приготовим сигнальные карточки с буквами ы и и . Я называю слово, вы поднимаете карточку с буквой, которую нужно писать после приставки. Сверх..нтересный Под..тожить роз..грыш меж..нститутский небез..звестный без..сходный И вот мы прибыли на станцию «Финиш» Я хочу узнать, с какими результатами мы финишировали. Станция 4 «Финиш». 9). Самостоятельная работа (тест). - А сейчас поработаем самостоятельно. Откройте КИМЫ на стр.24-25.Тест 8. Вариант 1выполняет… Вариант 2выполняет… Самопроверка (правильные ответы на экране). -Кто ответил без ошибок? -У кого 2 ошибки? | Выполняют в тетрадях. Морфемика Словообразование Окончание Основа Корень Суффикс Приставка Отвечает. Подарок. Беленький. Прилетит Стекло, стекло. -При разборе слова по составу важно знать, к какой части речи оно относится. Словообразовательный Суффиксальный Приставочный Приставочно-суффиксальный Бессуфиксный. Сложение основ Сложение слов Сложение сокращенных основ Переход одной части речи в другую
Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ) Овражек ← овраг. (суффиксальный) Бег← бегать (бессуффиксный) Лесовоз ← лес, возить. (сложение основ) Сложение слов. Читают текст. Выполняют задание. Серебряный- серебряным, Бубенчик- бубенчиком. Читают текст Строки рифмуются (первая с третьей, вторая с четвёртой) Перекрёстная. Парная и кольцевая. Растёт язык наш бесконечно молодой. Это орфограммы.
Орфограмма- написание по орфографическому правилу.
Гореть синим пламенем, утренняя заря , прикасаться к стене, имя прилагательное, богатая растительность. Попасть в чрезвычайно трудное положение. Фразеологизмы. -Чередующиеся гласные в корне слова. Варианты ответов обучающихся. Подытожить, розыгрыш,небезызвестный, безысходный. Межинститутский,сверхинтересный. Выполняют тест. Проверяют. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
Итог урока Цель: обобщение знаний, полученных на уроке. | Ребята, как вы думаете, важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? Составим синквейн по теме урока Ключевое слово Словообразование А ещё синонимом слова «словообразование» является слово ДЕРИВАЦИЯ (вешаю на доску).Запомните это слово. Продолжите фразу: Продолжите фразу: Я сегодня узнал… Я сегодня повторил… | Варианты ответов обучающихся | Познавательные: умение выделять главное, обосновывать свой ответ. |
Домашнее задание | Запишите домашнее задание в дневник: составить словарный диктант на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: осознают поставленную задачу. |
Рефлексия Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих. | -Ребята, за окном с нами прощается осень. Она оставила нам осенние листочки. Покажите, какое у вас настроение от нашего урока? Если прекрасное , поднимите желтый листочек, если немного грустно, поднимите коричневый. Если совсем грустно, поднимите красный. Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке и получили оценки…. Урок окончен.Спасибо за рабо | Обучающие оценивают свое настроение от урока через прием «Светофор» | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение оценивать себя и окружающих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Открытый урок русского языка 8 класс
Односоставные предложения...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...