Способы сжатия текста
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8-9.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема урока: Сжатие текста.
- Доминирующая цель урока: познакомить учащихся с приемами сжатия (компрессии) текста и научить использовать их при работе с текстом.
- Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
- Логика процесса «открытия» новых знаний:
- Стадия вызова;
- Восприятие нового материала;
- Осмысление материала;
- Первичное закрепление нового материла;
- Отработка полученных знаний;
- Самостоятельная работа с применением новых знаний;
- Рефлексия.
9. ТДЦ
- Образовательная: находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию; научить кратко и ясно излагать свои мысли; применять различные приемы сжатия текста при работе с текстами разных стилей.
- Воспитательная: формирование стремления к новым знаниям, развитие познавательной активности, воспитание дисциплинированности и интереса к предмету.
- Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, развитие самостоятельности.
10. Структура урока.
Организация начала урока
Постановка учебных целей и задач
Актуализация знаний
«Открытие» новых знаний
Усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания учащимися новых знаний
Закрепление новых знаний
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.
11. Методы обучения:
- Словесные
- Наглядные
- Частично-поисковый
- Практический
12. ФОПД
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Работа в парах
Этапы | Содержание | Примечание |
1. Организационный | Приветствие, проверка готовности к уроку | ДЗЭ: подготовка учащихся к работе на уроке. |
2. Стадия вызова | Чтение учителем китайской притчи о тексте: Жил-был один китайский император. Он не так давно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг в дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества. Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот, наконец, слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже не молод - тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование, оставив только самое важное. И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть эти книги, и попросил он мудреца оставить только самое-самое главное. И снова мудрец принялся за работу, и спустя какое-то время ему удалось уместить всю историю человечества всего лишь в одну книгу, но когда он принес ее – император лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть ее. И тогда император попросил выразить все еще короче прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. И тогда мудрец открыл книгу и написал на последней странице всего лишь одну фразу: ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ… фронтальная работа с классом по установке целей и задач урока. — Эта древняя причта как нельзя лучше подходит к теме нашего сегодняшнего урока. — Как вам кажется, чем мы сегодня будем с вами заниматься? Какова тема? —СЖАТИЕ ТЕКСТА (записывают число, класс.работа, тема). Это довольно сложная работа, которая требует определенной подготовки. — Чему же мы с вами сегодня научимся? (сокращать текст) Еще раз обратимся к притче. Кто запомнил, с чего эта работа (сокращение) началась в притче? (Император знал много. Ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько книг еще им не прочитано в библиотеке, он понял, что не сможет их все прочесть) — Какое решение пришло в голову императору? (сократить повествование в этих книгах) — Как вам кажется, какое условие должно соблюдаться при сокращении? — Да, при этом сократить нужно было так, чтобы не потерять информацию! Долго работал над этим заданием мудрец. Каков же был результат? (Мудрец сократил тексты до одного предложения). | ДЗЭ: установление осознанности темы урока |
3. Подготовка к УПД на основном этапе урока. | Актуализация полученных знаний — Мудрец работал долго и кропотливо, вам предстоит похожее задание в конце 9 класса. Безусловно, у вас не будет такого количества времени! Ваше время будет ограничено, но и текст будет небольшой! — Традиционно текст состоит из трех микротем. А что такое микротема? (Наименьшая составная часть общей темы текста) | ДЗЭ: подготовка учащихся к тому виду познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. |
4. Усвоение новых знаний | — Итак, что такое сжатие текста? (преобразование текста, при котором он становится короче, но при этом не теряется его смысл). — Какие же существуют способы сокращения текста? (экран) ИСКЛЮЧЕНИЕ (комментирую) ЗАПИСЫВАЮТ ТО, ЧТО ИСКЛЮЧАЕМ — Попробуем вместе: у вас на столах лежат листочки, под номером I напечатаны предложения, с которыми мы работаем. Цифра 1 арабская (задание 1)! (ПОСОВЕЩАЙТЕСЬ ДРУГ С ДРУГОМ, что можно исключить) ОБОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ (пробуем сокращать) ЗАМЕНА (пробуем сокращать) — Возможно сочетание различных приемов сокращения. Дам РЕКОМЕНДАЦИИ + НЕЛЬЗЯ УДАЛЯТЬ — Любое прочтение любого текста начинается с осмысления! | ДЗЭ: сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале; провести обобщения вместе с учащимися; на основе знаний вырабатывать умения. |
5. Первичная проверка понимания учащимися новых знаний. | — А теперь выполним задание 2 под римской II. Вместе попробуем сократить текст. Прочитаем, определим, о чем текст: Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве. В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. | ДЗЭ:установить осознанность усвоения учащимися нового материала; установить выявление проблемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу. |
6. Закрепление знаний, работа с текстом другого стиля | — Как вам кажется, в каких случаях может вам пригодится умение так работать с текстом? Где можно еще использовать умения? Для жизни? (при работе с др. предметами, при чтении длинных параграфов?) — Я предлагаю вам сейчас обратиться к вашим учебникам биологии, стр. 116-117 Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей. Первая помощь при утоплении: (1,2.послед.абз) Инструкция: - Действовать нужно четко и быстро. - Очистить рот от грязи, удалить воду из легких и желудка. - Перекинуть пострадавшего через колено - Резко сдавить живот и грудную клетку (или встряхнуть) - Не следует дожидаться удаления всей воды - Как можно скорее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. - Согреть пострадавшего (растереть, закутать, дать горячий напиток: чай, кофе) | ДЗЭ: организация деятельности учащихся по применению полученных знаний для самостоятельного построения предложений. |
7. Контроль и самопроверка | — А сейчас я бы хотела вам предложить самостоятельно поработать с маленьким текстом. Сжать его: Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Сжатый текст: Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Все наши мысли формулируются языком. | |
8. Подведение итогов урока. | — Какую роль в жизни человека имеет умение сжимать, сокращать текст? (ответы) | ДЗЭ: дать анализ успеваемости освоения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках |
9. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению. | Раздать листочки с заданием 3 Это ваше задание на дом, дома сократите текст, запишите в тетради получившийся новый текст. | ДЗЭ: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...
способы сжатия текста
Учащимся за годы учебы в школе приходится перерабатывать огромное количество текстовой информации. Но как её правильно зафиксировать на бумаге? Без сжатия текста здесь не обойтись. Правильной работе с...
Основные способы сжатия текста
Материал для подготовки к сжатию текста при подготовке к сжатому изложению для учащихся 9-х классов (ГИА)....
Способы сжатия текста
Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА....
Открытый урок в 7 классе по теме «Способы сжатия текста»
Учимся писать сжатое изложение....
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....