Способы сжатия текста
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Галина Дильбар Рафаиловна

 

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  
 
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8-9.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Сжатие текста.
  2. Доминирующая цель урока: познакомить учащихся с приемами сжатия (компрессии) текста и научить использовать их при работе с текстом.
  3. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
  4. Логика процесса «открытия» новых знаний:

- Стадия вызова;

- Восприятие нового материала;

- Осмысление материала;

- Первичное закрепление нового материла;

- Отработка полученных знаний;

- Самостоятельная работа с применением новых знаний;

- Рефлексия.

       9.   ТДЦ

- Образовательная: находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию; научить кратко и ясно излагать свои мысли; применять различные приемы сжатия текста при работе с текстами разных стилей.

 - Воспитательная: формирование стремления к новым знаниям, развитие познавательной активности, воспитание дисциплинированности и интереса к предмету.

- Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, развитие самостоятельности.

       10. Структура урока.

Организация начала урока

Постановка учебных целей и задач

Актуализация знаний

«Открытие» новых знаний

Усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания учащимися новых знаний

Закрепление новых знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

        11. Методы обучения:

            - Словесные

            - Наглядные

            - Частично-поисковый

            - Практический

         12. ФОПД

            - Фронтальная

            - Индивидуальная

            - Работа в парах

Этапы

Содержание

Примечание

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку

ДЗЭ: подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Стадия вызова

Чтение учителем китайской притчи о тексте:

Жил-был один китайский император. Он не так давно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг в дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.

Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот, наконец, слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже не молод - тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование,  оставив только самое важное.

И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть эти книги, и попросил он мудреца оставить только самое-самое главное. 

И снова мудрец принялся за работу, и спустя какое-то время ему удалось уместить всю историю человечества всего лишь в одну книгу, но когда он принес ее – император лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть ее. И тогда император попросил выразить все еще короче прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. И тогда мудрец открыл книгу и написал на последней странице всего лишь одну фразу:

ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ…

фронтальная работа с классом по установке целей и задач урока.

— Эта древняя причта как нельзя лучше подходит к теме нашего сегодняшнего урока.

— Как вам кажется, чем мы сегодня будем с вами заниматься? Какова тема?

 —СЖАТИЕ ТЕКСТА (записывают число, класс.работа, тема).

Это довольно сложная работа, которая требует определенной подготовки.

— Чему же мы с вами сегодня научимся? (сокращать текст)

Еще раз обратимся к притче. Кто запомнил, с чего эта работа (сокращение) началась в притче? (Император знал много. Ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько книг еще им не прочитано в библиотеке, он понял, что не сможет их все прочесть)

— Какое решение пришло в голову императору? (сократить повествование в этих книгах)

— Как вам кажется, какое условие должно соблюдаться при сокращении?

— Да, при этом сократить нужно было так, чтобы не потерять информацию! Долго работал над этим заданием мудрец. Каков же был результат? (Мудрец сократил тексты до одного предложения).

ДЗЭ: установление осознанности темы урока

3. Подготовка к УПД на основном этапе урока.

Актуализация полученных знаний

— Мудрец работал долго и кропотливо, вам предстоит похожее задание в конце 9 класса. Безусловно, у вас не будет такого количества времени! Ваше время будет ограничено, но и текст будет небольшой!

— Традиционно текст состоит из трех микротем. А что такое микротема? (Наименьшая составная часть общей темы текста)

ДЗЭ: подготовка учащихся к тому виду познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

4. Усвоение новых знаний

— Итак, что такое сжатие текста? (преобразование текста, при котором он становится короче, но при этом не теряется его смысл).

— Какие же существуют способы сокращения текста? (экран)

ИСКЛЮЧЕНИЕ (комментирую)

ЗАПИСЫВАЮТ ТО, ЧТО ИСКЛЮЧАЕМ

 — Попробуем вместе: у вас на столах лежат листочки, под номером I напечатаны предложения, с которыми мы работаем.

Цифра 1 арабская (задание 1)! (ПОСОВЕЩАЙТЕСЬ ДРУГ С ДРУГОМ, что можно исключить)

ОБОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ

(пробуем сокращать)

ЗАМЕНА (пробуем сокращать)

— Возможно сочетание различных приемов сокращения.

Дам РЕКОМЕНДАЦИИ + НЕЛЬЗЯ УДАЛЯТЬ

Любое прочтение любого текста начинается с осмысления!

ДЗЭ: сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале; провести обобщения вместе с учащимися; на основе знаний вырабатывать умения.

5. Первичная проверка понимания учащимися новых знаний.

— А теперь выполним задание 2 под римской II. Вместе попробуем сократить текст.

Прочитаем, определим, о чем текст:

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

 В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

ДЗЭ:установить осознанность усвоения учащимися нового материала; установить выявление проблемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

6. Закрепление знаний, работа с текстом другого стиля

— Как вам кажется, в каких случаях может вам пригодится умение так работать с текстом?  

Где можно еще использовать умения? Для жизни? (при работе с др. предметами, при чтении длинных параграфов?)

— Я предлагаю вам сейчас обратиться к вашим учебникам биологии, стр. 116-117

Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей.

Первая помощь при утоплении: (1,2.послед.абз)

Инструкция:

- Действовать нужно четко и быстро.

- Очистить рот от грязи, удалить воду из легких и желудка.

- Перекинуть пострадавшего через колено

- Резко сдавить живот и грудную клетку (или встряхнуть)

- Не следует дожидаться удаления всей воды

- Как можно скорее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

- Согреть пострадавшего (растереть, закутать, дать горячий напиток: чай, кофе)

ДЗЭ: организация деятельности учащихся по применению полученных знаний для самостоятельного построения предложений.

7. Контроль и самопроверка

— А сейчас я бы хотела вам предложить самостоятельно поработать с маленьким текстом. Сжать его:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Сжатый текст:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Все наши мысли формулируются языком.

8. Подведение итогов урока.

— Какую роль в жизни человека  имеет умение сжимать, сокращать текст? (ответы)

ДЗЭ: дать анализ успеваемости освоения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках

9. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

Раздать листочки с заданием 3

Это ваше задание на дом, дома сократите текст, запишите в тетради получившийся новый текст.

ДЗЭ: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...

способы сжатия текста

Учащимся за годы учебы в школе приходится перерабатывать огромное количество текстовой информации. Но как её правильно зафиксировать на бумаге? Без сжатия текста здесь не обойтись. Правильной работе с...

Основные способы сжатия текста

Материал для подготовки к сжатию текста при подготовке к сжатому изложению для учащихся 9-х классов (ГИА)....

Способы сжатия текста

Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....