ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ГИА.
Способы сжатия текста
Для того чтобы написать СЖАТОЕ изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.
Получить СЖАТЫЙ текст мы можем различными способами.
Известны три способа сжатия текста:
1. исключение,
2. обобщение,
3. упрощение.
1. При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия:
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия:
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
после сжатия:
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
2. ОБОБЩЕНИЕ.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.
ПРИМЕР:
до сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
после сжатия:
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
3. УПРОЩЕНИЕ.
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия:
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия:
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия:
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия:
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Эти приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий ПРИМЕР демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
- замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
- замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспрастранённым несогласованным определением.
до сжатия:
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия:
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Текст для работы
Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть Москву. Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. По Красной площади запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего это чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке вне земных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»
- Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
- Найдите среди них главную мысль.
- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
- Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
- Обдумайте средства связи между частями.
- Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
- Запишите получившийся вариант текста.
Этапы деятельности по анализу текста
Этапы учебной деятельности | Учебная деятельность |
1. Этап определения темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?» | Как определить тему?
|
2. Этап определения идеи текста. Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» | Что нам помогает сформулировать идею? |
3. Этап определения структуры текста. Назовите композиционные части текста. | Композиция текста – построение текста. |
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы | Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию. |
5. Этап моделирования сжатого изложения | Как соединить содержание микротем в текст? лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи. Способы сжатия изложения текста".
Урок русского языка в 9-ом классе на тему: "Развитие речи. Способы сжатия изложения текста"....

Разработка урока " Сжатое изложение; способы и приемы компрессии текста"
Аннотацияк разработке урокаАвтор: Бондаренко Алевтина Васильевна; учитель русского языка и литературы;1 квалификационная категория; МОУ « СОШ № 7» города КогалымаТема урока « Сжатое изложе...
Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту
а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б) р...

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

Презентация "Сжатое изложение. Способы сжатия текста"
Материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе....