Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по изученной теме "Морфемика" 5класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данная разработка урока помогает расширить и закрепить знания по пройденному разделу "Морфемика". Знать морфемный состав слов, уметь находить однокоренные слова и формы слов, находить изученную орфограмму в корнях с чередующимися гласными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика»»

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

-знать морфемный состав слова;

-уметь различать однокоренные слова и формы слова;

- уметь образовывать с помощью морфем новые слова;

-находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии (орфограммы в приставках, буквы о-а в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос, буквы ё-о после шипящих в корне, буквы и-ы после ц).

2) метапредметные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

Тип урока -  повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. (Запись даты в тетради)

Слайд 1. Дата.

                Классная работа.

                              Слайд 2. Эпиграф к уроку: Слово делится на части,

                                             Ах, какое это счастье!

                                                           Может каждый грамотей

                                                            Делать слово из частей.

- Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этой загадке? (О морфемах)

- В каком разделе науки о языке мы изучали части слова – морфемы? (Морфемика)

- Ребята, сегодня мы завершаем изучение данного раздела, но снова мы к нему вернёмся в 6 классе. Попробуйте сами сформулировать тему  урока.  (Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика».)

Слайд №3.Систематизация и обобщение  изученного по теме «Морфемика».

(Запись темы учащимися в тетради.)

- Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют результаты урока. Учитель  корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

УУД:

1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

  1. Подготовка к обобщению понятий, правил.

- Давайте вспомним изученное. Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат?

1)Игра «Составь слово». (Школьники должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.)

Обговорить – приставку, думать – корень, читать – суффикс, петь – окончание. (Обдумать) Слайд 4. Самопроверка.

2) Игра « Найди лишнее слово». Слайд 5.

1. Трава, справа, написала, красива.

2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

3. Перелесок, передатчик, переделка, переделал.

УУД:

  1. регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; 

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

  1. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

  1. Взаимодиктант в парах постоянного состава - использование технологии «Коллективный способ обучения» (по А. Г. Ривину – В. К. Дьяченко).

Во время работы каждый ученик получает свою карточку с текстом.

Алгоритм работы при использовании методики «Взаимодиктант». Слайд 6.

  1. Один ученик из пары читает слова, другой пишет.
  2. Второй ученик, кто перед этим писал, читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
  3.  Каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант.
  4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) – сначала один диктант, потом второй.
  5. Ребята устно разбирают ошибки.
  6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
  7. Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи («Проверял Петров»).

Тексты для проведения взаимодиктанта в парах  постоянного состава

          Карточка №1

Вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, чертить    циркулем, разгадать загадку, проложить тропинку в зарослях, шёлковый костюм.

Карточка №2

Отрастить чёлку, красивый капюшон, средний возраст, предлагать дружбу, встать на цыпочки, раздать тетради, крепкое здоровье, предложение.

          Карточка №3

Чёрствый человек, прослушать лекцию, южные растения, предложить работу, вскрикнуть от боли, расположиться на циновке, ровный шов, росток.

         

          Карточка №4

Опытный шофёр, сберегли растение, вырастить цыплят, красивое здание, рассмотреть таблицу, маленькая щёлка, получить консультацию,  жокей.

Карточка №5

Правильно написать цифры, слабый росточек, изложить содержание, богатая растительность, мягкая щётка, сдать тетрадь, предлагать решение.

Карточка №6

Расположиться на отдых, заросли камыша, спеть цыганскую песню, неясный шёпот, крепкое здоровье, выращивать цветы, заболеть цингой.

Карточка №7

Полагаться на друзей, простое предложение, жонглёр цирка, отрасль науки, распорядок дня, тяжёлая ситуация, разрастаются розы, шорох.

          Карточка №8

Чёрный плащ, молодая поросль, возлагать на помощников, сильный      циклон, мамина расчёска, секция футбола, овцы, шоколадная конфета.

  1. Прочитайте слова. Что их объединяет? Вставьте пропущенные буквы,

распределите слова в соответствующие графы «слепой» таблицы  «Орфограммы в приставках». Озаглавьте пустые заголовки таблицы. Какие слова вы не впишите в таблицу?  (Самостоятельная работа.)

Слайд 7.

З..работать, ра..дать, п..терять,  ..дать, ра..бить, ..десь, ра..пустить,

по..писать, ..доровье, ра..толкать, ..бить, бе..шумный, ра..гадать, ..дание.

(Таблица начерчена на доске)

Проверка задания. Отвечают 3 ученика, озаглавливают ,  заполняют таблицу, комментируя орфограмму.  

Орфограммы в приставках

Неизменяемые приставки

Буквы з и с на конце приставок

Приставка на -з

Приставка на -с

Заработать

Потерять

Сдать

Подписать

Сбить

Раздать

Разбить

Разгадать

Распустить

Растолкать

Бесшумный

Здесь, здоровье, здание (в этих словах з входит в корень)

  1. Задание «Угадай словечко!» Слайды 8- 9.

По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание, обозначить орфограмму.

  1. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли).
  2. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот).
  3. Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль).
  4. Число, которое складывают с  другим с помощью сложения. (Слагаемое).
  5. Отдельная область производства, науки (отрасль).
  6. Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).
  7. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
  8. Стебель растения в самом начале его развития (росток).
  9. Основной закон государства (конституция).

УУД:

1)регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

3) коммуникативные - умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

4. Работа с  деформированным текстом.  (Работа в постоянных группах. Каждая группа получает карточку с заданием.)

Группа А.

     В..сеннее со..нце всё сильней пригревает. Снег ещё лежит, но на пригорках, которые чаще других л..скают тёплые лучи, уже п..явились проталинки. З..мелькали тут и там ж..лтенькие цв..тки мать-и-мачех.. .

1) Прочитайте текст. Определите тему текста.

2) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте  графически орфограммы. Сгруппируйте их.

3) Найдите слова с суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением.

Группа Б.

         В лесу

Я с утра в лесу гуляю:

От р..сы я весь пр..мок.

Но зато теперь я знаю

Про берё..ку и про мох,

Про м..лину,

Ежевику, про ежа и про ежиху,

 У  которых за ежат

Все иголоч(?)ки  др..жат.

  1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
  2. Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.
  3. В каком значении употребляется глагол дрожать?
  4. Разберите по составу однокоренные слова ежиха и ежата. Объясните значение суффиксов.

Группа С.

       Котофей

(В)гости ед..т Котофей

П..гоняет л..шадей.

Он в..зёт (с)собой к..тят:

Пусть их тоже уг..стят.

  1. Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
  2. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их графически.
  3. Найдите однокоренные слова, запишите их в столбики, дополните запись своими однокоренными словами.

( Проверка работы каждой группы.  Выступают представители от групп, остальные слушают, после выступления, если необходимо корректируют.)

УУД: 

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

 5. Подведение итогов. Слайд 10.

- Ребята, что вы делали на уроке?

- Как мы повторяли изученный материал по теме?

- Зачем мы это делали?

6. Задание на дом. Слайд 11.

 

На выбор:

  1. Упр. 452.
  2. Подобрать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с изученными орфограммами в разделе «Морфемика».
  3. Написать сочинение на свободную тему с использованием чередующихся гласных  в корне  слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».  Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...

План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».

Предлагаю  учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...

Систематизация знаний обучающихся при изучении физики

Статья посвящена использования основных понятий темы для систематизации знаний обучающихся при изучении физики на примере темы "Движение и силы" 7 класс....

Методическая разработка по физике Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин

Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается  в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, ...