Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по изученной теме "Морфемика" 5класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данная разработка урока помогает расширить и закрепить знания по пройденному разделу "Морфемика". Знать морфемный состав слов, уметь находить однокоренные слова и формы слов, находить изученную орфограмму в корнях с чередующимися гласными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 5кл.Помогает закрепить знания об изученных орфограммах | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика»»
Планируемые результаты обучения:
1)предметные:
-знать морфемный состав слова;
-уметь различать однокоренные слова и формы слова;
- уметь образовывать с помощью морфем новые слова;
-находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии (орфограммы в приставках, буквы о-а в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос, буквы ё-о после шипящих в корне, буквы и-ы после ц).
2) метапредметные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- владеть всеми видами речевой деятельности;
Тип урока - повторительно-обобщающий
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Ход урока
- Оргмомент. Приветствие. (Запись даты в тетради)
Слайд 1. Дата.
Классная работа.
Слайд 2. Эпиграф к уроку: Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- Ребята, как вы думаете, о чём идёт речь в этой загадке? (О морфемах)
- В каком разделе науки о языке мы изучали части слова – морфемы? (Морфемика)
- Ребята, сегодня мы завершаем изучение данного раздела, но снова мы к нему вернёмся в 6 классе. Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика».)
Слайд №3.Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика».
(Запись темы учащимися в тетради.)
- Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети определяют результаты урока. Учитель корректирует ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)
УУД:
1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;
3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.
- Подготовка к обобщению понятий, правил.
- Давайте вспомним изученное. Какие вы знаете морфемы? Для чего они служат?
1)Игра «Составь слово». (Школьники должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы.)
Обговорить – приставку, думать – корень, читать – суффикс, петь – окончание. (Обдумать) Слайд 4. Самопроверка.
2) Игра « Найди лишнее слово». Слайд 5.
1. Трава, справа, написала, красива.
2. Лесной, лесного, лесник, лесным.
3. Перелесок, передатчик, переделка, переделал.
УУД:
- регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;
2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.
- Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
- Взаимодиктант в парах постоянного состава - использование технологии «Коллективный способ обучения» (по А. Г. Ривину – В. К. Дьяченко).
Во время работы каждый ученик получает свою карточку с текстом.
Алгоритм работы при использовании методики «Взаимодиктант». Слайд 6.
- Один ученик из пары читает слова, другой пишет.
- Второй ученик, кто перед этим писал, читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
- Каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант.
- Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) – сначала один диктант, потом второй.
- Ребята устно разбирают ошибки.
- Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
- Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи («Проверял Петров»).
Тексты для проведения взаимодиктанта в парах постоянного состава
Карточка №1
Вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, чертить циркулем, разгадать загадку, проложить тропинку в зарослях, шёлковый костюм.
Карточка №2
Отрастить чёлку, красивый капюшон, средний возраст, предлагать дружбу, встать на цыпочки, раздать тетради, крепкое здоровье, предложение.
Карточка №3
Чёрствый человек, прослушать лекцию, южные растения, предложить работу, вскрикнуть от боли, расположиться на циновке, ровный шов, росток.
Карточка №4
Опытный шофёр, сберегли растение, вырастить цыплят, красивое здание, рассмотреть таблицу, маленькая щёлка, получить консультацию, жокей.
Карточка №5
Правильно написать цифры, слабый росточек, изложить содержание, богатая растительность, мягкая щётка, сдать тетрадь, предлагать решение.
Карточка №6
Расположиться на отдых, заросли камыша, спеть цыганскую песню, неясный шёпот, крепкое здоровье, выращивать цветы, заболеть цингой.
Карточка №7
Полагаться на друзей, простое предложение, жонглёр цирка, отрасль науки, распорядок дня, тяжёлая ситуация, разрастаются розы, шорох.
Карточка №8
Чёрный плащ, молодая поросль, возлагать на помощников, сильный циклон, мамина расчёска, секция футбола, овцы, шоколадная конфета.
- Прочитайте слова. Что их объединяет? Вставьте пропущенные буквы,
распределите слова в соответствующие графы «слепой» таблицы «Орфограммы в приставках». Озаглавьте пустые заголовки таблицы. Какие слова вы не впишите в таблицу? (Самостоятельная работа.)
Слайд 7.
З..работать, ра..дать, п..терять, ..дать, ра..бить, ..десь, ра..пустить,
по..писать, ..доровье, ра..толкать, ..бить, бе..шумный, ра..гадать, ..дание.
(Таблица начерчена на доске)
Проверка задания. Отвечают 3 ученика, озаглавливают , заполняют таблицу, комментируя орфограмму.
Орфограммы в приставках
Неизменяемые приставки | Буквы з и с на конце приставок | |
Приставка на -з | Приставка на -с | |
Заработать Потерять Сдать Подписать Сбить | Раздать Разбить Разгадать | Распустить Растолкать Бесшумный |
Здесь, здоровье, здание (в этих словах з входит в корень)
- Задание «Угадай словечко!» Слайды 8- 9.
По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание, обозначить орфограмму.
- Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли).
- Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот).
- Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах (циркуль).
- Число, которое складывают с другим с помощью сложения. (Слагаемое).
- Отдельная область производства, науки (отрасль).
- Профессиональный наездник на скачках, бегах (жокей).
- Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
- Стебель растения в самом начале его развития (росток).
- Основной закон государства (конституция).
УУД:
1)регулятивные - умение планировать последовательность действий;
2)познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;
3) коммуникативные - умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.
4. Работа с деформированным текстом. (Работа в постоянных группах. Каждая группа получает карточку с заданием.)
Группа А.
В..сеннее со..нце всё сильней пригревает. Снег ещё лежит, но на пригорках, которые чаще других л..скают тёплые лучи, уже п..явились проталинки. З..мелькали тут и там ж..лтенькие цв..тки мать-и-мачех.. .
1) Прочитайте текст. Определите тему текста.
2) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы. Сгруппируйте их.
3) Найдите слова с суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением.
Группа Б.
В лесу
Я с утра в лесу гуляю:
От р..сы я весь пр..мок.
Но зато теперь я знаю
Про берё..ку и про мох,
Про м..лину,
Ежевику, про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголоч(?)ки др..жат.
- Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
- Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.
- В каком значении употребляется глагол дрожать?
- Разберите по составу однокоренные слова ежиха и ежата. Объясните значение суффиксов.
Группа С.
Котофей
(В)гости ед..т Котофей
П..гоняет л..шадей.
Он в..зёт (с)собой к..тят:
Пусть их тоже уг..стят.
- Перепишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, графически обозначьте орфограммы.
- Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их графически.
- Найдите однокоренные слова, запишите их в столбики, дополните запись своими однокоренными словами.
( Проверка работы каждой группы. Выступают представители от групп, остальные слушают, после выступления, если необходимо корректируют.)
УУД:
1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;
2)познавательные - умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;
3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной и письменной речи.
5. Подведение итогов. Слайд 10.
- Ребята, что вы делали на уроке?
- Как мы повторяли изученный материал по теме?
- Зачем мы это делали?
6. Задание на дом. Слайд 11.
На выбор:
- Упр. 452.
- Подобрать 5-6 пословиц, в которых встречаются слова с изученными орфограммами в разделе «Морфемика».
- Написать сочинение на свободную тему с использованием чередующихся гласных в корне слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге». Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».
Предлагаю учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...
Систематизация знаний обучающихся при изучении физики
Статья посвящена использования основных понятий темы для систематизации знаний обучающихся при изучении физики на примере темы "Движение и силы" 7 класс....
Методическая разработка по физике Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин
Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, ...