Систематизация знаний обучающихся при изучении физики
статья по физике (7 класс)
Статья посвящена использования основных понятий темы для систематизации знаний обучающихся при изучении физики на примере темы "Движение и силы" 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistematizatsiya_znaniy_uchashchihsya_pri_izuchenii_fiziki.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Систематизация знаний учащихся при изучении физики.
В современных условиях объем необходимых для человека знаний быстро возрастает. Потоки информации заполняют окружающий нас мир, просачиваясь во все сферы жизнедеятельности человека. Современные школьники сталкиваются с большим количеством учебного материала, который им нужно освоить. Наблюдается непрерывное возрастание умственной деятельности учащихся, перегруженность их учебного дня. Как помочь ученикам справиться с таким обилием информации? Каким способом структурировать полученные ими знания? Один из ответов на поставленные вопросы — систематизация и обобщение знаний учащихся.
Научной основой систематизации знаний учащихся является особенности физической науки и физики - учебного предмета, отличающейся логической стройностью, как самого научного знания, так и процесса его становления.
Можно выделить несколько объектов систематизации знаний по физике:
- научные факты;
- физические понятия;
- физические законы;
- физические теории;
- общенаучные методологические принципы;
Наиболее подробно я остановлюсь на методе выделении основных понятий темы. Начиная с 7 класса выделяются основные понятия данной темы, список этих понятий предлагается учащимся. По мере изучения темы, учащиеся постепенно знакомятся с понятиями, а также можно использовать этот список для организации н любого вида повторения:
1.Вводное. В начале учебного года по отдельно выбранным вопросам, темам.
2.Текущее. В течение всего учебного года параллельно изучением нового материала.
3.Периодическое. В конце изучения темы, ряда тем, раздела по основному материалу, пройденному за значительный период времени.
4.Заключительное. В конце учебного года по главным вопросам курса.
5.Опорное. Создает перспективу в работе и направлено на актуализацию знаний, полученных ранее, с целью лучшею усвоения нового материала, а также с целью установления связи вновь изученною материала со старым.
6.Обобщающее. Направленно на объединение и систематизацию знаний учащихся по ряду уроков, теме, разделу, курсу.
7.Регулярное. Наиболее трудные темы вопросы повторяются с целью их переосмысливания, а также предупреждения забывания наиболее возможною материала.
При проведении контроля можно предлагать различные варианты данного списка.
Пример основных понятий по теме «Движение и силы» 7 класс
ДВИЖЕНИЕ И СИЛЫ 7 КЛАСС
- Что называют механическим движением?
- Что называют траекторией?
- Что называют пройденным путем?
- Что называют равномерным движением?
- Что называют неравномерным движение?
- Приведите пример относительности движения
- Формула скорости равномерного движения.
- Единицы скорости
- Выразите в м/с;: 54 км/ч; 36 км/ч
- Выразите в км/ч: 20 м/с; 5м/с
- Формула средней скорости неравномерного движения
- Формула для расчета пути равномерного движения
- Формула для расчета времени равномерного движения
- Что называют инерцией?
- Что называют инертностью?
- Масса определение, единицы в СИ)
- Формула плотности вещества, единицы в СИ
- Выразить в СИ: 10г; 300мг; 5 т
- Выразить в СИ: 20л; 5;30
- Плотность вещества равна 2700 кг/, что это значит?
- Формула для расчета массы тела
- Формула для расчета объема тела
- Сила (определение, единицы)
- Сформулируйте закон всемирного тяготения
- Сила тяжести (определение, единицы в СИ)
- Формула силы тяжести (назовите величины, входящие в формулу)
- Изобразите силу тяжести, действующую на тело
- Сила упругости (назовите величины, входящие в формулу)
- Запишите закон Гука (назовите величины, входящие в формулу)
- Изобразите силу упругости, действующую на тело на пружине
- Вес тела (назовите величины, входящие в формулу)
- Формула для расчета веса тела (при каких условиях ей можно пользоваться?)
- Изобразите вес тела, стоящего на опоре
- Что такое динамометр?
- Перечислите свойства векторной величины
- Равнодействующая сила (определение, единицы в СИ)
- Запишите формулу равнодействующей для двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону
- Запишите формулу равнодействующей для двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны
- Сила трения (определение, единицы в СИ)
- Каковы причины сухого трения
- Перечислите виды сухого трения
- Изобразите на чертеже силу трения, действующую на брусок, скользящий по горизонтальной поверхности.
- Приведите примеры вредного трения и расскажите о способах уменьшения трения
- Приведите примеры полезного трения и расскажите о способах увеличения трения
Такие перечни понятий создаются по всем разделам физики и их удобно использовать при подготовке и итоговой аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики
использование ИКТ при изучении физики...
Государственный аппарат. Урок обществознания в 9 кл. для систематизации знаний обучающихся
Разработка содержит план-конспект урока для систематизации знаний по теме "Государственный аппарат".Показано какие органы власти включает в себя понятие государственный аппарат, его функции, роль в го...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».
Предлагаю учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...
Схемы по истории России для систематизации знаний обучающихся.
Схемы по истории России для систематизации знаний обучающихся....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ
Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и астрономии....