«Знакомимся с приставками пре- и при-» Урок в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок по данной теме

Тип урока: Урок «открытие нового знания».

Цели деятельности учителя: организовать учебную деятельность по формированию знаний о правописании приставок пре- и при- и понимания их значения.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик распознает разные виды приставок, опираясь на имеющиеся знания; определяет  местонахождение орфограммы и значение приставок; классифицирует слова, опираясь на выведенное правило.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_pre_i_pri.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Учитель Ципушникова Татьяна Валериевна

Класс: 5

Тема: «Знакомимся с приставками пре- и при-»

Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок по данной теме

Тип урока: Урок «открытие нового знания».

Цели деятельности учителя: организовать учебную деятельность по формированию знаний о правописании приставок пре- и при- и понимания их значения.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик распознает разные виды приставок, опираясь на имеющиеся знания; определяет  местонахождение орфограммы и значение приставок; классифицирует слова, опираясь на выведенное правило.

Метапредметные

Регулятивные УУД: ученики  формулируют гипотезу, определяют цель урока и пути решения проблемы, учатся оценивать правило выполнения учебной задачи,  владеют основами самооценки.

Коммуникативные УУД:  при работе  со сверстниками и индивидуально находят общее решение (построение алгоритма), аргументируют свое мнение (определение значения приставок), принимают позицию собеседника.

Познавательные:  сравнивают и обобщают слова с разными приставками; устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения и делают выводы; создают алгоритм для решения учебно-познавательных задач.

Личностные: (?) оценивают уровень своих достижений.

Методы\приемы обучения: Фронтальная беседа, метод обобщения и систематизации изученного, метод мотивации учебной деятельности, эвристическая беседа, метод формирования новых умений, метод контроля результатов обучения.

Этапы урока

Методы/приёмы

1.Организационный этап

Лингвистическая загадка

2. Этап актуализации знаний

Фронтальная беседа на повторение.

Выборочное списывание

3. Выявление затруднения

Эвристическая беседа для формулировки темы и цели

4. Целеполагание

5. Основная часть

Лингвистический ребус,  работа с деформированным текстом

6. Закрепление и обобщение

Составление алгоритма по правилу

7. Самостоятельная работа учащихся

Вставка пропущенных букв в словах с изучаемой орфограммой

8.Этап  рефлексии

Игра «Верите ли вы?»

9. Заключительный этап.

Дифференцированное домашнее задание

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, парная.

Образовательные ресурсы: Русский язык 5 кл./ уч. В 3-х ч. Под ред. Г.Г. Граник. – М., 2012г. Часть 2

Интернет-ресурс ped-kopilka.ru – тексты заданий

Оборудование/наглядность: ПК, проектор,  презентация к уроку, карточки с заданиями

Предварительная подготовка: распределение учащихся на 5 групп

Ход урока:

Название этапа

Содержание

Примерное время

1.Организационный этап

Приветствие учителя;

 -ученики отгадывают загадку, предложенную учителем: «Перед корнем есть часть слова, Слитно пишется она. С её помощью, ребята, Образуются слова» (ответ: Приставка). Эта загадка станет ключевым словом для работы на уроке.

1 мин

2. Этап актуализации знаний

Вопрос учителя на актуализацию полученных ранее знаний: «Какие приставки вам уже знакомы?» (варианты ответа: с-., рас-, до-…. и т.п.);

-«На какие группы делятся все перечисленные вами приставки?» (ожидаемые ответ – неизменяемые приставки и приставки на з и с);

-учитель предлагает ученикам выполнить упражнение 590 (с.181)  - необходимо выписать слова, в которых есть приставки некой третьей группы (неизученные).

4  мин.

3. Выявление затруднения

Учитель осуществляет проверку («Какие слова вы выписали?»), правильный ответ – слова «прибежать», «непрерывный», «приподнять», «преграда»;

-Задается вопрос: «Почему вы отнесли эти слова к третьей группе?» (предполагаемый ответ – потому что ученики еще не знают, от чего зависит написание пре- и при-);

-формулировка темы урока («Знакомимся с  приставками пре- и при-»);

-учитель снова создает соответствующий эмоциональный настрой, работа с новыми словами («Я предлагают вам почувствовать себя учёными, работающими над новыми открытиями»).

На экран выводится понятие «Гипотеза» и его определение.

 «Прибежать», «преграда», непрерывный», «приподнять»  

Задание:  сформулируйте гипотезу, почему в одних словах пишется приставка ПРИ-, а в других ПРЕ- ?

3 мин.

4.  Целеполагание

Несколько вариантов гипотез  выслушиваются, на данном этапе учитель обращает внимание, что однозначного и верного ответа учащиеся не дали и предлагает сформулировать и записать цель урока («Узнать правило правописания приставок пре-, при-);

-учащимся предлагается следующий вопрос: «Какие шаги в нашем исследовании мы должны сделать, чтобы узнать это правило?». Из предложенных вариантов создаются этапы урока  так, чтобы первым этапом стало предложение сформулировать правило самим  (1. Попытаться самостоятельно составить правило, 2. Прочитать правило в учебнике, 3. Закрепить правило при работе над упражнением).

2-3 мин.

5. Основная часть

Работа в 5 группах: каждой группе раздаются карточки с ребусами («Кроме формулировки гипотез настоящие ученые должны проводить исследование в лаборатории») и предлагается следующее задание: 1. Расшифровать ребусы и записать получившиеся глаголы с приставкой при- или пре-, 2.Указать значение, при котором приставка при- или пре- пишется в словах (слова, зашифрованные на карточках:

1.Прилететь, приползти, приплыть, прискакать.

2.Прибить, пришить, привинтить, приклеить.

3.Приподнять, приклонить, прилечь, присесть.

4.Прибрежный, пришкольный, приусадебный, приморский.

5.Преградить, предавать, прервать.

6. Превысокий, прекислый  – последняя группа получает карточки 5 и 6);

-представитель каждой группы выходит к доске, записывает глаголы, выделяет приставку и формулирует ее значение (приближение, присоединение, незаконченное действие, нахождение около чего-то, близка к приставке «пере-» приставка в значении «очень»);

-на слайде демонстрируется правило, учащиеся сравнивают свои выводы с эталоном и записывают в тетрадь.

Правило остается на слайде, учащиеся получают задание восстановить на карточках пропущенные слова в отрывках из известных сказок, объяснить правописание приставок и  указать автора предложенных строк.

Текст задания:

Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение.

  1. Час обеда …. ,топот по двору раздался.
  2. Мороз и солнце; день чудесный!
    Ещё ты дремлешь, друг … !
  3. Здравствуй, князь ты мой ...!
    Что ты тих, как день ненастный?»
  4. … к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
  5. Кто-то терем…да хозяев поджидал.
  6. Он в другой раз закинул невод.  … невод с травою морскою.

(Ответы: «Приближался», «прелестный», «прекрасный», «приплыла», «прибирал», «пришел». Автор – А.С. Пушкин).

15 минут

6. Закрепление и обобщение

-физкультминутка: «Глазки прикроем, а теперь приоткроем. Привстанем. Приятно улыбнемся друг другу. Руками прихлопнем. Ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведем, Присядем и приостановленную работу опять начнем».

-группы получают задание составить алгоритм определения правописание приставок пре- и при- (выполняются на листах А2, представители групп защищают свои работы у доски).

После этого на слайд выводится текст стихотворения:

«Писать –пре или – при?

Вот в чем секрет!

На содержание слова смотри-

Сразу получишь ответ!»

Макс. 5 минут

7. Самостоятельная работа учащихся

Слова учителя – связка с сюжетной канвой урока («Ребята, мы попытались сформулировать гипотезу,  поработали в лаборатории, совершили научное открытие. Пора реализовать его на практике»). Учащиеся пробуют объяснить правописание слов, вставляя пропущенные буквы (слова: «пр_высить, пр_забавный котенок, пр_строить,  пр_дорожный, пр_открыть, пр_вести,  пр_колоть, пр_хорошенький, пр_увеличить», парная работа с взаимопроверкой по эталону).

Критерии оценивания: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», более трех – «2».

4-5 минут

8.Этап  рефлексии

Учитель проводит игру «Верите ли вы?», задавая учащимся вопросы, на которые нужно дать обоснованный ответ.

(Примеры вопросов:

1. Верите ли вы, что в слове «приехать» пишется приставка при? Почему? (да, потому что обозначает приближение)

2. Верите ли вы, что в слове «пришить» пишется приставка пре? (нет, потому что приставка обозначает присоединение, значит, мы пишем при-)

3. Верите ли вы, что у слов «пришкольный» и «приусадебный» пишется одна и та же приставка? Почему? (да, потому что она обозначает нахождение около чего-то, значит. Пишем при).

4.Верите ли вы, что у слов «присесть» и «презлой» пишется одна и та же приставка? Почему? (нет, потому что у первого слова приставка имеет значение неполного действия, значит, пишем при-, а у второго слова приставка имеет значение «очень», поэтому в нем пишем «пре»).

5. Верите ли вы, что в слове «прервать» пишется приставка пре? Почему?

(да, потому что близка по значению к приставке пере).

Учитель раздает каждому ребенку лист самооценки.

(Содержание листа самооценки – см. ниже)

1-3 мин.

9. Заключительный этап.

Ученики получают дифференцированное домашнее задание:

1. Составить словарный диктант из 15 слов на правописание приставок пре- и при-.

2. Из представленной в учебнике литературы сказки С.Я. Маршака «12 месяцев» выписать словосочетания с приставками пре- и при. Подготовить устное объяснение их написания.

1 мин.

Лист самооценки (отметь свой ответ плюсом)

Задания

Получилось

Вызвало затруднения

1. Сформулировать цель урока

2. Отгадать зашифрованные слова и указать значения приставок

3. Дописать пропущенные слова в строчках из сказок А.С. Пушкина

4.Составить алгоритм

5. Работать самостоятельно

6. Играть в «Верите ли вы?»

Этапы урока

Приёмы

1.Организационный этап

Лингвистическая загадка

2. Этап актуализации знаний

Фронтальная беседа на повторение.

Выборочное списывание

3. Выявление затруднения

Эвристическая беседа для формулировки темы и цели

4. Целеполагание

5. Основная часть

Лингвистический ребус,  работа с деформированным текстом

6. Закрепление и обобщение

Составление алгоритма по правилу

7. Самостоятельная работа учащихся

Вставка пропущенных букв в словах с изучаемой орфограммой

8.Этап  рефлексии

Игра «Верите ли вы?»

9. Заключительный этап.

Дифференцированное домашнее задание

Материал подготовили

Бахмутова Т.В.

МБОУ «СОШ № 4» г. Лесосибирска

Мишина О.А.

МБОУ «СОШ № 97» г. Железногорска

Лобастова А.А.

МБОУ «Гимназия № 7» г. Красноярска

Тепляшина Л.Б.

МБОУ «Лазаревская ООШ» Тюхтетский район

Литература

1

Русский язык 5 кл./ уч. В 3-х ч. Под ред. Г.Г. Граник. – М., 2012г. Часть 2

2

Интернет-ресурс ped-kopilka.ru – материалы заданий и физкультминутка

При подготовке модели урока

Было трудно

Было легко

Сформулировать предметные и метапредметные результаты; определиться с формой листа самооценки; разграничить этап закрепления материала и этап рефлексии.

Найти материал заданий, определить формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1

Цель  урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие:  научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...

" Знакомьтесь, комбинаторика! ", методическая разработка урока, 5 класс

Данная методическая разработка содержит план- конспект урока и презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам....

Русский язык. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум

Повторительно-обобщающий урок. Урок-практикум. Урок расчитан на активно работающий класс....

урок по теме "Гласные в приставках пре- при-", русский язык, 6 класс

Урок знакомства с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы, с презентацией, технологической картой....

Использование интерактивных технологий обучения (в частности приставки Mimio Studio) на уроках химии

Использование проекционной техники, например проектора, экрана и компьютера позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала, то есть в режиме просмотра. Для п...

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- презентации к урокам. 6 класс

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- (презентации к урокам)...