урок по теме "Гласные в приставках пре- при-", русский язык, 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мастеркова Елена Владимировна

Урок знакомства с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы, с презентацией, технологической картой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pri-_pre-.rar132.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Мастеркова Елена Владимировна

МКОУ «Товарковская СОШ №2»  Дзержинский район                                

Тема урока    Гласные в присавках пре- при-, русский язык, 6 класс

  1. Цель  урока:

 Знакомство с правописанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ- с опорой на значение этих приставок и с письменным образцом объяснения данной орфограммы.

  1. Задачи: 

образовательная:

научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПРИ-, различать приставки ПРЕ- и ПРИ-;

развивающая:

создание ситуаций для развития внимания и памяти, развитие орфографической зоркости учащихся; 

воспитательные:

формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, настойчивости, ответственности, дисциплины.

Результаты урока

Предметные

Сформировать представление об условиях выбора гласной в приставках при-  пре-.

Метапредметные

Умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также критическое мышление, внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Личностные 

Развитие интереса учащихся к данной теме.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование урока

Учебник Русский язык, 6 класс. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Базовый уровень.

Мультимедийное оборудование: презентация по теме урока, интерактивная доска.

Технологическая карта

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                УУД

Проверка домашнего задания

5 мин

Слайд Notebuk «Сверх…нтересный рассказ, раз…гралась метель, от…скать клад, без…мянный палец, с…грать в футбол, дез…нфекция помещений, меж…нститутский матч, под…тожить заседание, небез…звестный автор, из…сканный вкус, пред…словие к книге.»

Задание: вставить буквы ы и

( повторение орфограммы «Буквы и ы после приставок на согласную»)

Учащиеся  по очереди выходят к доске и с помощью стилоса вставляют в слова буквы и ы, которые разбросаны по всему полю слайда Notebuk .

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы) РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

ЛИЧНОСТНЫЕ

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Формулировка  темы и цели урока

5 мин

Презентация Power Point

слайд 1 

«Бе..покойный, пр..колоть, бе..вкусный, пр..бежать, бе..полезный, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый, бе..домный»

Вопрос: «Вставьте буквы, определите, на какую известную вам орфограмму даны слова? Какие еще приставки здесь даны? Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Презентация Power Point

слайд 2

Учащиеся вставляют буквы, объясняют правописание, находят слова с приставками при-  и пре-,  формулируют тему и цель урока. Тему урока записывают в тетради.

ЛИЧНОСТНЫЕ

личностная мотивация учебной деятельности

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

формирование целевых установок учебной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Формирование новых знаний.

10 мин

5 мин.

Вопрос: Вспомните, что такое приставка?

Почему приставка – значимая часть слова?

Презентация Power Point

слайд 3

Задание: Попробуйте определить, какое значение вносит приставка при - в данных словах (группы слов даются по очереди)

  • Прискакать, прилететь, прикатить, приплыть, приехать
  • Пришить, приклеить, прибить
  • Приморский, пришкольный, придворный, придорожный
  • Приоткрыть, пригореть, присесть

Задание: Попробуйте определить, какое значение вносит приставка пре - в данных словах (группы слов даются по очереди)

  • Презабавный, предобрый, премилый
  • Преградить, прервать

Сделайте вывод, от чего зависит выбор гласных в приставках при- пре-.

Презентация Power Point

слайд 4: « Выбор гласной

в приставках

пре- и при-  зависит от значения  приставки».

Сформулируйте правило правописания приставок при- и пре- .

Работа в справочных тетрадях

Презентация Power Point

слайд 5: 

«ПРИ -

Приближение = близко 

Присоединение = друг к другу 

Расположение вблизи = около

 Неполное действие = чуть-чуть

 ПРЕ-

Пре = очень 

Пре = пере-

Вспоминают определение приставки, особое внимание уделяя тому, что это значимая часть слова.

Определяют значения приставок при- и пре-.

Делают вывод, что выбор гласной в приставках при- и пре- зависит от значения приставки.

Формулируют правило правописания приставок при- и пре-.

Делают записи в справочных тетрадях.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

 Строить логические рассуждения.

Производить анализ, синтез, сравнение.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Высказывать предположения на основе наблюдений.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Строить связное монологическое высказывание.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

        ЛИЧНОСТНЫЕ

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Физкультминутка

1 мин

Презентация Power Point

слайд 6: 

Если вставляем букву –и- - приседаем

Если вставляем букву –е- -  поднимаем руки и потягиваемся:

  • Пр..ехать,
  •  пр..милый,
  • пр..морье,
  •  пр..паять,
  • пр..забавный,
  • пр..ломить,
  • пр..сесть.

Определяют, какую букву нужно вставить в приставки, выполняют соответствующие  упражнения.

Тренировочные упражнения

17 мин

Презентация Power Point

слайды 7-10. 

Ученики  выполняют различные упражнения письменно и устно, фронтально и по очереди в соответствии с заданием.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

 Строить логические рассуждения.

Производить анализ, синтез, сравнение.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Высказывать предположения на основе наблюдений.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Строить связное монологическое высказывание.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

        ЛИЧНОСТНЫЕ

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Поведение итогов

1  мин

Вопросы:

  • От чего зависит выбор гласной в приставках при- пре-?
  • Назовите основные значения приставки при-.
  • Назовите основные значения приставки пре-.

Домашнее задание

1 мин

Правило, стр.112., упр. 203

Учащиеся читают и  объясняют задание упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В

На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от  прилагательных;развивают...

Презентация к уроку на тему "Гласные в приставках пре- и при-"

Презентация к уроку на тему "Гласные в приставках пре- и при-"...

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...

Урок русского языка. Тема: "Гласные в приставках пре- и при-". 6 класс

Урок изучения нового материалаТехнологии: здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, критического мышления, коллективная деятельность. Методы и формы работы: частично-поисковый, парная, беседа, ра...

Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс

Цели урока:Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов...