Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания) через проект.

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с

чередованием.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.6 КБ
Package icon Презентация к уроку75.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания) через проект.

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с

чередованием.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения

друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

- личностные: 1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях

с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение

их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное

мышление, самоанализ и самооценка

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание

простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного

изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование

вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки

учебной деятельности;

- предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык

«видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с

орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,

умение отличать данную орфограмму от других;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему

решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

гласные

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Методическое обеспечение урока:

- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

- раздаточный материал;

- учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО,

2014.

2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.

Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

М.: Просвещение, 2012.

4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику

Ладыженской

Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта

6.Представление проекта группами.

7. работа с эталоном.

8. Физминутка

9. Первичное закрепление

10. Самостоятельная работа и самооценка.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению

домашнего задания.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке.

Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Постановка учебной задачи

2. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать

орфографической грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД № 2

Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Посеешь-урожай соберешь.

Ученики читают.

Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.

Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Только посеяв что-то, можно собрать урожай. А если ничего не делать, то и есть будет нечего.

То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,

Ученики списывают.

Слова появляются на слайде

Слайд № 3

СОБИРАЙ - СОБЕРЁШЬ.

3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Поработайте в группе, найдите то место в слове, которое вызывает у вас вопрос. Сформулируйте свое затруднение. Для работы используйте подсказку на СЛАЙДЕ №4 .

СЛАЙД №4

Чтобы увидеть затруднение, вспомните, что слова состоят из морфем. Разберите слова по морфемам и вы увидите, то место, которое вызывает у вас затруднение. Сформулируйте его, используя слова: МОРФЕМЫ, ЧЕРЕДОВАНИЕ

Ученики в группах озвучивают свои затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку

СЛАЙД № 5

ТЕМА УРОКА:

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Учитель: А теперь каждая группа составит свой проект выхода из затруднения, используя план построения проекта.

СЛАЙД № 6

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА,

  1. Сформулируйте проблемную ситуацию. Чего я не знаю, чего не умею, в чем трудность?
  2. Из проблемной ситуации сформулируйте проблему со словами «Как…? Каким образом..?
  3. Из проблемы сформулируйте цель:

Расширить и углубить знания…

Учиться находить и правильно писать…

Уметь с помощью алгоритма применять правило…

  1. Сформулируйте задачи (что будете делать, чтобы достичь цели)

5. Реализация построенного проекта.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я

предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом.

Маршрутный лист реализации проекта.

 Слова какой части речи вы видите?

Определите их вид.

Подберите к каждому глаголу видовую пару.

Запишите в тетрадь парами.

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

 Выделите корни глаголов с чередованием.

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-

И.

. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Запишите свое «открытие» на лист проекта.

«Открытие»

Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой

суффикс, то пишем Е.

Составьте Алгоритм или Схему решения проблемы.

6 .Представление проектов группами.

7. Работа с эталоном.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: Давайте еще раз проговорим алгоритм рассуждения, применяя это правило на письме?

Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание

«Закончи предложение».

СЛАЙД №7

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАПИРАЕТ, объясняет

графическое выделение

8. Физминутка (см презентацию)

9. Первичное закрепление.

1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментирование (один человек от группы)

3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.

Задание: в  словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с

чередованием в корне, подобрав их из слов для справок

СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,

ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,

УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

СЛАЙД №

ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ

БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ

УД_РАТЬ

ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Самопроверка по эталону на слайде №8

СЛАЙД №8

БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАПИРАТЬ КЛАСС

ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

4) Устная работа

Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с

чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА

ПРОДИРАЕТ.

6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

10. Самостоятельная работа – проверочный тест (5 заданий) – и

самооценка результата усвоения нового знания.

Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием» за 5 класс

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) расст...лать скатерть

2) разб...ру вещи

3) проб...рался сквозь заросли

4) выд...рать листы

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) бл...снуть на солнце

2) зат...реть пятно

3) зам...рли в ожидании

4) соб...раться в поход

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) отп...реть замок

2) бл...стала красотой

3) хорошее соч...тание

4) зам...реть в позе лотоса

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) наб...рать союзников

2) подж...гать дома

3) ст...реть линию

4) сд...рать кожу

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) ум...рающий лебедь

2) переб...рёт крупу

3) оп...реться на друга

4) забл...стеть на свету

Слайд 21

Ответы:

1. – 2

2. – 4

3. – 2

4. – 3

5. – 1

перевод баллов в оценку:

5 баллов – «5»

4 – балла – «4»

3 балла – «3»

11. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И,

если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

2. Работа с диагностической картой.

Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте

Моё умение Моя метка

? Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

чередованием, но остался вопрос по теме урока: как

отличить корни с чередованием от корней с

проверяемой безударной гласной?

+ - Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу

увидеть все слова на это правило в предложенном

тексте

+ Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

чередованием и смогу самостоятельно применять его

на письме

Домашнее задание (дифференцированный подход):

1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),

2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -

3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +

4) Всем $112 стр. 112



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания) через проект.

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с

чередованием.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения

друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

- личностные: 1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях

с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение

их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное

мышление, самоанализ и самооценка

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание

простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного

изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование

вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки

учебной деятельности;

- предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык

«видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с

орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,

умение отличать данную орфограмму от других;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему

решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

гласные

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

Методическое обеспечение урока:

- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

- раздаточный материал;

- учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО,

2014.

2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.

Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

М.: Просвещение, 2012.

4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику

Ладыженской

Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта

6.Представление проекта группами.

7. работа с эталоном.

8. Физминутка

9. Первичное закрепление

10. Самостоятельная работа и самооценка.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению

домашнего задания.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке.

Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Постановка учебной задачи

2. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать

орфографической грамотностью. Внимание на экран!

СЛАЙД № 2

Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Посеешь-урожай соберешь.

Ученики читают.

Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?

Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.

Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.

Только посеяв что-то, можно собрать урожай. А если ничего не делать, то и есть будет нечего.

То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.

Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,

Ученики списывают.

Слова появляются на слайде

Слайд № 3

СОБИРАЙ - СОБЕРЁШЬ.

3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Поработайте в группе, найдите то место в слове, которое вызывает у вас вопрос. Сформулируйте свое затруднение. Для работы используйте подсказку на СЛАЙДЕ №4 .

СЛАЙД №4

Чтобы увидеть затруднение, вспомните, что слова состоят из морфем. Разберите слова по морфемам и вы увидите, то место, которое вызывает у вас затруднение. Сформулируйте его, используя слова: МОРФЕМЫ, ЧЕРЕДОВАНИЕ

Ученики в группах озвучивают свои затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку

СЛАЙД № 5

ТЕМА УРОКА:

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Учитель: А теперь каждая группа составит свой проект выхода из затруднения, используя план построения проекта.

СЛАЙД № 6

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА,

  1. Сформулируйте проблемную ситуацию. Чего я не знаю, чего не умею, в чем трудность?
  2. Из проблемной ситуации сформулируйте проблему со словами «Как…? Каким образом..?
  3. Из проблемы сформулируйте цель:

Расширить и углубить знания…

Учиться находить и правильно писать…

Уметь с помощью алгоритма применять правило…

  1. Сформулируйте задачи (что будете делать, чтобы достичь цели)

5. Реализация построенного проекта.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я

предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом.

Маршрутный лист реализации проекта.

 Слова какой части речи вы видите?

Определите их вид.

Подберите к каждому глаголу видовую пару.

Запишите в тетрадь парами.

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

 Выделите корни глаголов с чередованием.

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-

И.

. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Запишите свое «открытие» на лист проекта.

«Открытие»

Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой

суффикс, то пишем Е.

Составьте Алгоритм или Схему решения проблемы.

6 .Представление проектов группами.

7. Работа с эталоном.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: Давайте еще раз проговорим алгоритм рассуждения, применяя это правило на письме?

Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание

«Закончи предложение».

СЛАЙД №7

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАПИРАЕТ, объясняет

графическое выделение

8. Физминутка (см презентацию)

9. Первичное закрепление.

1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментирование (один человек от группы)

3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.

Задание: в  словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с

чередованием в корне, подобрав их из слов для справок

СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,

ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,

УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

СЛАЙД №

ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ

БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ

УД_РАТЬ

ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Самопроверка по эталону на слайде №8

СЛАЙД №8

БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАПИРАТЬ КЛАСС

ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

4) Устная работа

Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с

чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА

ПРОДИРАЕТ.

6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.

7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

10. Самостоятельная работа – проверочный тест (5 заданий) – и

самооценка результата усвоения нового знания.

Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием» за 5 класс

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) расст...лать скатерть

2) разб...ру вещи

3) проб...рался сквозь заросли

4) выд...рать листы

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) бл...снуть на солнце

2) зат...реть пятно

3) зам...рли в ожидании

4) соб...раться в поход

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) отп...реть замок

2) бл...стала красотой

3) хорошее соч...тание

4) зам...реть в позе лотоса

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) наб...рать союзников

2) подж...гать дома

3) ст...реть линию

4) сд...рать кожу

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

1) ум...рающий лебедь

2) переб...рёт крупу

3) оп...реться на друга

4) забл...стеть на свету

Слайд 21

Ответы:

1. – 2

2. – 4

3. – 2

4. – 3

5. – 1

перевод баллов в оценку:

5 баллов – «5»

4 – балла – «4»

3 балла – «3»

11. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И,

если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

2. Работа с диагностической картой.

Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте

Моё умение Моя метка

? Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

чередованием, но остался вопрос по теме урока: как

отличить корни с чередованием от корней с

проверяемой безударной гласной?

+ - Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу

увидеть все слова на это правило в предложенном

тексте

+ Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с

чередованием и смогу самостоятельно применять его

на письме

Домашнее задание (дифференцированный подход):

1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),

2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -

3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +

4) Всем $112 стр. 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".

Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ"

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕТема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием.Цель урока: 1. Закрепить правописание Е-И в корнях счередованием.2.Выработать умение правильного написанияЕ...

Модульный урок в 5 классе по теме"Буквы е-и в корнях с чередованием"

Данная методическая разработка может быть использована на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы "Буквы е-и в корнях с чередованием"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"

Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....