Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания) через проект.
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с
чередованием.
Задачи урока
1. Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,
в) повторить морфемный разбор слов;
г) развить умение формулировать определение понятий;
д) обогащать словарный запас учащихся;
е) совершенствовать орфографические и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 24.6 КБ |
Презентация к уроку | 75.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания) через проект.
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с
чередованием.
Задачи урока
1. Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,
в) повторить морфемный разбор слов;
г) развить умение формулировать определение понятий;
д) обогащать словарный запас учащихся;
е) совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
а) осуществление системно-деятельностного подхода;
б) развитие критического мышления;
в) развитие внимания;
г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
ж) развивать умение применять новые знания;
з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;
к) формирование логических умений;
л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
м) развитие умения формулировать проблему;
н) развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;
б) воспитание ценностного отношения к слову;
в) развитие коммуникативных УУД:
г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества;
д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения
друг к другу.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Приемы развивающего обучения
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение
Организационные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ожидаемые результаты:
- личностные: 1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях
с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение
их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное
мышление, самоанализ и самооценка
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание
простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного
изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование
вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки
учебной деятельности;
- предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык
«видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с
орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,
умение отличать данную орфограмму от других;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему
решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
гласные
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
- раздаточный материал;
- учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО,
2014.
2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.
Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
М.: Просвещение, 2012.
4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику
Ладыженской
Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта
6.Представление проекта группами.
7. работа с эталоном.
8. Физминутка
9. Первичное закрепление
10. Самостоятельная работа и самооценка.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке.
Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.
Постановка учебной задачи
2. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать
орфографической грамотностью. Внимание на экран!
СЛАЙД № 2
Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Посеешь-урожай соберешь.
Ученики читают.
Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?
Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.
Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
Только посеяв что-то, можно собрать урожай. А если ничего не делать, то и есть будет нечего.
То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.
Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,
Ученики списывают.
Слова появляются на слайде
Слайд № 3
СОБИРАЙ - СОБЕРЁШЬ.
3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Поработайте в группе, найдите то место в слове, которое вызывает у вас вопрос. Сформулируйте свое затруднение. Для работы используйте подсказку на СЛАЙДЕ №4 .
СЛАЙД №4
Чтобы увидеть затруднение, вспомните, что слова состоят из морфем. Разберите слова по морфемам и вы увидите, то место, которое вызывает у вас затруднение. Сформулируйте его, используя слова: МОРФЕМЫ, ЧЕРЕДОВАНИЕ
Ученики в группах озвучивают свои затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку
СЛАЙД № 5
ТЕМА УРОКА:
БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Учитель: А теперь каждая группа составит свой проект выхода из затруднения, используя план построения проекта.
СЛАЙД № 6
ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА,
- Сформулируйте проблемную ситуацию. Чего я не знаю, чего не умею, в чем трудность?
- Из проблемной ситуации сформулируйте проблему со словами «Как…? Каким образом..?
- Из проблемы сформулируйте цель:
Расширить и углубить знания…
Учиться находить и правильно писать…
Уметь с помощью алгоритма применять правило…
- Сформулируйте задачи (что будете делать, чтобы достичь цели)
5. Реализация построенного проекта.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я
предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом.
Маршрутный лист реализации проекта.
Слова какой части речи вы видите?
Определите их вид.
Подберите к каждому глаголу видовую пару.
Запишите в тетрадь парами.
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Выделите корни глаголов с чередованием.
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- - БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-
И.
. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Запишите свое «открытие» на лист проекта.
«Открытие»
Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой
суффикс, то пишем Е.
Составьте Алгоритм или Схему решения проблемы.
6 .Представление проектов группами.
7. Работа с эталоном.
Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: Давайте еще раз проговорим алгоритм рассуждения, применяя это правило на письме?
Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
«Закончи предложение».
СЛАЙД №7
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАПИРАЕТ, объясняет
графическое выделение
8. Физминутка (см презентацию)
9. Первичное закрепление.
1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментирование (один человек от группы)
3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.
Задание: в словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с
чередованием в корне, подобрав их из слов для справок
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,
ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,
УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
СЛАЙД №
ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ
УД_РАТЬ
ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ
Самопроверка по эталону на слайде №8
СЛАЙД №8
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КЛАСС
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
4) Устная работа
Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с
чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
ПРОДИРАЕТ.
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
10. Самостоятельная работа – проверочный тест (5 заданий) – и
самооценка результата усвоения нового знания.
Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием» за 5 класс
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету
Слайд 21
Ответы:
1. – 2
2. – 4
3. – 2
4. – 3
5. – 1
перевод баллов в оценку:
5 баллов – «5»
4 – балла – «4»
3 балла – «3»
11. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И,
если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
2. Работа с диагностической картой.
Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение Моя метка
? Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием, но остался вопрос по теме урока: как
отличить корни с чередованием от корней с
проверяемой безударной гласной?
+ - Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу
увидеть все слова на это правило в предложенном
тексте
+ Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием и смогу самостоятельно применять его
на письме
Домашнее задание (дифференцированный подход):
1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -
3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +
4) Всем $112 стр. 112
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания) через проект.
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с
чередованием.
Задачи урока
1. Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,
в) повторить морфемный разбор слов;
г) развить умение формулировать определение понятий;
д) обогащать словарный запас учащихся;
е) совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
а) осуществление системно-деятельностного подхода;
б) развитие критического мышления;
в) развитие внимания;
г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
ж) развивать умение применять новые знания;
з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;
к) формирование логических умений;
л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
м) развитие умения формулировать проблему;
н) развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;
б) воспитание ценностного отношения к слову;
в) развитие коммуникативных УУД:
г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества;
д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения
друг к другу.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Приемы развивающего обучения
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение
Организационные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ожидаемые результаты:
- личностные: 1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях
с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса;
4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение
их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное
мышление, самоанализ и самооценка
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание
простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного
изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование
вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки
учебной деятельности;
- предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык
«видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с
орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,
умение отличать данную орфограмму от других;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему
решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
гласные
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
- раздаточный материал;
- учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО,
2014.
2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.
Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.
М.: Просвещение, 2012.
4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику
Ладыженской
Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта
6.Представление проекта группами.
7. работа с эталоном.
8. Физминутка
9. Первичное закрепление
10. Самостоятельная работа и самооценка.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке.
Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.
Постановка учебной задачи
2. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать
орфографической грамотностью. Внимание на экран!
СЛАЙД № 2
Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Посеешь-урожай соберешь.
Ученики читают.
Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой?
Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл.
Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься.
Только посеяв что-то, можно собрать урожай. А если ничего не делать, то и есть будет нечего.
То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что-то делать, трудиться.
Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,
Ученики списывают.
Слова появляются на слайде
Слайд № 3
СОБИРАЙ - СОБЕРЁШЬ.
3. Работа в группе. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Поработайте в группе, найдите то место в слове, которое вызывает у вас вопрос. Сформулируйте свое затруднение. Для работы используйте подсказку на СЛАЙДЕ №4 .
СЛАЙД №4
Чтобы увидеть затруднение, вспомните, что слова состоят из морфем. Разберите слова по морфемам и вы увидите, то место, которое вызывает у вас затруднение. Сформулируйте его, используя слова: МОРФЕМЫ, ЧЕРЕДОВАНИЕ
Ученики в группах озвучивают свои затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку
СЛАЙД № 5
ТЕМА УРОКА:
БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Учитель: А теперь каждая группа составит свой проект выхода из затруднения, используя план построения проекта.
СЛАЙД № 6
ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА,
- Сформулируйте проблемную ситуацию. Чего я не знаю, чего не умею, в чем трудность?
- Из проблемной ситуации сформулируйте проблему со словами «Как…? Каким образом..?
- Из проблемы сформулируйте цель:
Расширить и углубить знания…
Учиться находить и правильно писать…
Уметь с помощью алгоритма применять правило…
- Сформулируйте задачи (что будете делать, чтобы достичь цели)
5. Реализация построенного проекта.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я
предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом.
Маршрутный лист реализации проекта.
Слова какой части речи вы видите?
Определите их вид.
Подберите к каждому глаголу видовую пару.
Запишите в тетрадь парами.
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Выделите корни глаголов с чередованием.
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- - БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-
И.
. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Запишите свое «открытие» на лист проекта.
«Открытие»
Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой
суффикс, то пишем Е.
Составьте Алгоритм или Схему решения проблемы.
6 .Представление проектов группами.
7. Работа с эталоном.
Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель: Давайте еще раз проговорим алгоритм рассуждения, применяя это правило на письме?
Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
«Закончи предложение».
СЛАЙД №7
1. Выделяю в слове (корень).
2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАПИРАЕТ, объясняет
графическое выделение
8. Физминутка (см презентацию)
9. Первичное закрепление.
1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментирование (один человек от группы)
3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.
Задание: в словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с
чередованием в корне, подобрав их из слов для справок
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,
ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,
УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
СЛАЙД №
ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ
УД_РАТЬ
ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ
Самопроверка по эталону на слайде №8
СЛАЙД №8
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КЛАСС
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
4) Устная работа
Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с
чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.
2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.
5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
ПРОДИРАЕТ.
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.
7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
10. Самостоятельная работа – проверочный тест (5 заданий) – и
самооценка результата усвоения нового знания.
Тест по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием» за 5 класс
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть
2) разб...ру вещи
3) проб...рался сквозь заросли
4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце
2) зат...реть пятно
3) зам...рли в ожидании
4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок
2) бл...стала красотой
3) хорошее соч...тание
4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников
2) подж...гать дома
3) ст...реть линию
4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь
2) переб...рёт крупу
3) оп...реться на друга
4) забл...стеть на свету
Слайд 21
Ответы:
1. – 2
2. – 4
3. – 2
4. – 3
5. – 1
перевод баллов в оценку:
5 баллов – «5»
4 – балла – «4»
3 балла – «3»
11. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И,
если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
2. Работа с диагностической картой.
Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение Моя метка
? Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием, но остался вопрос по теме урока: как
отличить корни с чередованием от корней с
проверяемой безударной гласной?
+ - Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу
увидеть все слова на это правило в предложенном
тексте
+ Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с
чередованием и смогу самостоятельно применять его
на письме
Домашнее задание (дифференцированный подход):
1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -
3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +
4) Всем $112 стр. 112
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....
Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...
Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".
Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕТема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием.Цель урока: 1. Закрепить правописание Е-И в корнях счередованием.2.Выработать умение правильного написанияЕ...
Модульный урок в 5 классе по теме"Буквы е-и в корнях с чередованием"
Данная методическая разработка может быть использована на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы "Буквы е-и в корнях с чередованием"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"
Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....