Методическая разработка урока истории по теме «ПОБЕДА СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ПРИЧИНЫ, ЦЕНА И ЗНАЧЕНИЕ», 11 класс
методическая разработка по истории (11 класс)

Елена Евгеньевна Гейт

Урок на тему «Причины, цена и значение Великой Победы» разработан для учащихся 11 класса, изучающих историю конца ХІХ – начала ХХ века по основному учебному плану, в котором изучение истории рассчитано на 2 часа в неделю. Данный урок входит в раздел «Человечество во Второй мировой войне». Представленная разработка поможет учителям истории видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями. Используемый на уроке метод исследования способствует необходимости добывать знания обучающимися  самостоятельно, а не в готовом виде. Мизансцена данного урока содержит такие формы организации учебной деятельности как парная, групповая и творческая, которые активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют   самостоятельно рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы. Данная разработка может быть использована как на уроках, факультативных занятиях так и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область

г.Константиновск

МБОУ СОШ №1

учитель истории

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ

«ПОБЕДА СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ПРИЧИНЫ, ЦЕНА И ЗНАЧЕНИЕ»

Аннотация

Урок на тему «Причины, цена и значение Великой Победы» разработан для учащихся 11 класса, изучающих историю конца ХІХ – начала ХХ века по основному учебному плану, в котором изучение истории рассчитано на 2 часа в неделю. Данный урок входит в раздел «Человечество во Второй мировой войне». Представленная разработка поможет учителям истории видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями. Используемый на уроке метод исследования способствует необходимости добывать знания обучающимися самостоятельно, а не в готовом виде. Мизансцена данного урока содержит такие формы организации учебной деятельности как парная, групповая и творческая, которые активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют самостоятельно рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы. Данная разработка может быть использована как на уроках, факультативных занятиях так и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова

Потсдамская конференция - конференция в Потсдаме (кодовое название «Терминал») была встречей победителей над фашистской Германией и ее союзниками.

Политика четырех ДЕ - денацификация — ликвидация всех нацистских организаций, демилитаризация — полное разоружение Германии, демократизация — восстановление гражданских свобод, многопартийных выборов и разделения властей, децентрализация - деконцентрация экономической мощи Германии.

Цена Победы - потери Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Подвиг народа СССР - социальная и политическая сплоченность народов СССР, патриотизм, отвага, самоотверженность, мужество, героизм.

Авторитет СССР - право называться великой европейской державой, превращения в одну из двух величайших мировых держав.

Цель урока:

создать условия для сохранения и поддержания исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, о ключевой роли Советского Союза в победе над фашизмом, сохранения и развития у молодёжи культурных и нравственных ценностей.

Задачи урока:

Образовательные:

- узнать и проанализировать значение Потсдамской конференции;

- выяснить причины победы СССР над фашистской Германией;

- определить цену победы советского народа в Великой Отечественной войне;

Развивающие:

- развивать у обучающихся навыки исследовать, анализировать и сравнивать различные версии и оценки событий Великой Отечественной войны, статистические и информационные материалы;

- развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны и за свою Родину;

- воспитывать бережное отношение к традициям, исторической памяти народа – победителя;

- формировать понимание взаимосвязи поколения победителей и молодёжи XXI века;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих

поколений; формировать целостное восприятие всего спектра исторических реалий; формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свою страну, прошлое многонационального народа России; вырабатывать систему ценностно-смысловых установок, отражающих активную гражданскую позицию.

Метапредметные: обобщать факты, делать выводы, строить логическое рассуждение; работать индивидуально в паре, в группе; критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; овладевать навыками сравнительного анализа;

Предметные: устанавливать причинно-следственные связи; проводить сравнительный анализ; раскрывать особенности Великой Отечественной войны; давать свою оценку итогам войны; определять роль СССР в победе во Второй мировой войне.

Используемые образовательные технологии и методы:

Образовательные технологии:

#1047;доровьесберегающая технология реализована через рациональную организацию учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям обучающихся.

#1058;ехнология сотрудничества была направлена на личностно-ориентированное обучение, взаимозависимость членов группы, личную ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы, совместную учебно-познавательную деятельность в группе, общую оценку работы группы.

3. Исследование и анализ фактов и ситуаций, целевой план действий, банк информации,

методическое руководство по достижению задач урока - все эти формы работы являются элементами кейс-технологии, которая представляет собой целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

4. Включение в деятельность обучающихся работу со SMART доской, индивидуальными планшетами, информационными электронными ресурсами, оперативная и эффективная работа с информацией – все это элементы информационно-коммуникативной технологии.

5. Технологию развития критического мышления я реализовала через подбор комплексных способов восприятия, основанных на анализе информации с целью определения ее достоверности, работу с различными источниками информации, переосмысливание прочитанного и увиденного и осуществление критического оценивания.

6. Используемая мной технология проблемного обучения способствовала проявлению инициативы учащимися, ведению творческого поиска, слаженному взаимодействию, командной работе, выдвижению предположений, формулировке гипотез, формированию умения проверки истины, анализа информации, рефлексии и подведению итогов, самостоятельной поисковой деятельности.

7. Модульная технология была направлена на модульно-блоковое изучение нового материала и выполнение практических заданий разного уровня сложности.

Методы обучения:

#1052;етод ролевых и деловых игр.

#1052;етод исследования.

#1058;ворческий метод по созданию продукта на уроке.

4. Эвристический метод.

#1040;ктивный и интерактивный методы.

Этапы урока (раскрывающие содержание урока)

#1054;РГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

-Прослушайте музыкальную композицию «А значит нам нужна одна Победа!», на экране ролик

- Эта песня была написана поэтом Булатом Окуджавой. Песню Булат Шалвович исполнял лично, дрожащим от волнения голосом, при этом мелодию наигрывал одним пальцем. Все слушатели сидели угрюмо сосредоточенные, а когда песня закончилась, поначалу никто какое-то время не проронил ни слова….Сидели так, как сейчас сидели вы, вслушиваясь в каждую строчку этого произведения и, глядя на экран, проживали те горькие годы войны….

#1040;КТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- О чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

( о Победе, о героизме советского народа, о событиях конца Великой Отечественной войны, о значении Победы в истории нашей Родины)

- Предположите тему нашего урока?

- Да, тема нашего урока так и звучит «ПРИЧИНЫ, ЦЕНА И ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ» (на экране появляется название темы урока)

- Давайте составим план нашего урока. (На доске написаны номера пунктов плана и первые фразы плана, напротив каждого скрытое продолжение пункта, при правильном ответе обучающихся, учитель открывает скрытое продолжение пункта плана)

План:

1.узнать и проанализировать значение Потсдамской конференции;

2.выяснить причины победы СССР над фашистской Германией;

3.определить цену победы советского народа в Великой Отечественной войне;

4.создать флаер на тему: «Причины, цена и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне».

-Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте, как трактуется слово «флаер» в различных источниках:

«Карта слов и выражений русского языка». Флаер — это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких, сочных красках. Используют флаеры, в основном, как раздаточный материал в различных рекламах и промоакциях.

«Словарь иностранных слов русского языка». Фла́ер (от англ. flyer, flier — рекламный листок) — небольшая рекламная листовка.

-Созданную рекламную листовку вы сможете использовать сами: поделиться ей с друзьями, предоставить классам для публикации на информационных классных стендах, представить на информационной линейке школы, чтобы все еще раз помнили о цене Великой победы. (на доске расположена заготовка рекламной листовки формата А-3)

#1069;ТАП ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ С ПЕРВИЧНЫМ ЗАКРЕПЛЕНИЕМ.

-Сегодня вы будете исследователями. По жеребьевке, вы на сегодняшнем уроке выступаете в роли социологов, политологов и участников Потсдамской конференции. Каждая группа будет представлять изучаемый материал, а другим группам будет необходимо этот материал исследовать, проанализировать и обобщить. Результаты и выводы исследования вы будете оформлять на наш флаер. (Жеребьевка проведена заранее. Для ознакомления с новым материалом каждой группе было дано задание для выступления).

#1059;частники Потсдамской конференции. (учащиеся, в роли участников Потсдамской конференции, знакомят остальных с ключевыми аспектами конференции).

С 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме проходила конференция с участием глав государств антигитлеровской коалиции — И.В. Сталина, Г. Трумэна и У. Черчилля (в ходе конференции его сменил новый премьер К. Эттли). Политика союзников в отношении СССР изменилась. Президент США Ф.Д. Рузвельт считал возможным сохранение отношений сотрудничества с СССР после завершения войны.

Сменивший его на посту президента Г. Трумэн, уверенный, что США — самая могущественная держава мира, создавшая ядерное оружие, был сторонником жёсткого торга. К. Эттли, не обладавший опытом Черчилля, был склонен слепо поддерживать позицию США по всем спорным вопросам.

Острый конфликт вызвало обсуждение состава послевоенных правительств восточно-европейских стран. США настаивали на включении в них лидеров буржуазных партий. И.В. Сталин считал, что эта позиция отражала желание Трумэна воссоздать у границ СССР пояс недружественных ему государств. Однако, несмотря на различия в позициях, участникам конференции удалось прийти к согласию по многим вопросам.

Общие принципы политики в отношении Германии включали четыре де-: демилитаризацию (ликвидацию вооружённых сил); декартелизацию (роспуск промышленных объединений, производивших вооружение); денацификацию (ликвидацию остатков нацизма); демократизацию (перестройку политической жизни на демократических началах).

Были окончательно согласованы вопросы границ в Европе. Польше передавались Силезия и Померания, а также часть Восточной Пруссии. Было решено, что немецкому населению этих земель предоставят право переселиться в Германию. СССР сохранял за собой Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию, Молдавию. СССР получал также часть Восточной Пруссии (ныне Калининградская область) и Закарпатскую Украину.

В Восточной Европе восстанавливались границы, существовавшие до начала германо-итальянской агрессии. Решения Мюнхенской конференции 1938 г. отменялись, Чехословакия вновь стала единым, целостным государством. В прежние границы возвращались Венгрия, Румыния, Болгария, Греция, Албания. Италия лишилась всех своих колониальных владений.

С учётом огромных потерь, понесённых СССР в Великой Отечественной войне, было решено 50% репараций, выплачиваемых Германией, направлять в Советский Союз. И.В. Сталин пошёл на уступки, согласившись на создание коалиционного правительства в Польше во главе с «лондонским» премьером.

24 июня 1945 г. в Москве состоялся Парад Победы, в котором принимали участие представители всех фронтов и родов войск, участвовавших в войне. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал его маршал Г.К. Жуков. Это было торжественное и символическое завершение Великой Отечественной войны: к кремлёвским стенам были брошены знамёна и штандарты войск поверженного Третьего рейха.

Согласно ранее достигнутой договорённости, Красная армия 9 августа 1945 г. начала военные действия против Японии. Несмотря на атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осуществлённые США 6 и 9 августа 1945 г., Япония продолжала войну. Однако советские войска под командованием Р.Я. Малиновского, верные союзническому долгу, разгромили японскую Квантунскую армию, находившуюся в Маньчжурии и Корее. 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая мировая война закончилась.

Задание социологам и политологам: (работают совместно, учащимся для оформления предложено изображение дворца Цецилиенхоф, где проходила конференция с пустым окном для заполнения ниже иллюстрации)

-Исследуйте и проанализируйте ключевые аспекты Потсдамской конференции. Из предложенных в конверте вариантов ответов выберите нужный и расположите информацию в пустом окне предложенного вам изображения в следующей последовательности:

1. Дата конференции.
2. Участники конференции.
3. Основные противоречия.
4. Принципы политики в отношении Германии.
5. Решения конференции.

-Социологи и политологи, просим вас расположить результаты вашего исследования под документ-камерой и прокомментировать ваш выбор. Участники Потсдамской конференции, если вы согласны с ответами политологов и социологов, то прикрепите результаты их исследования на наш флаер.

-Какую оценку вы ставите социологам и политологам по результатам их исследования?

-Ребята, у вас на столах лежат листы оценивания. В колонке «Потсдамская конференция» поставьте ту оценку, которую вам озвучили участники конференции. А участников Потсдамской конференции оцениваю я.

-Ребята, какой пункт плана вы реализовали и почему? (учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ).

#1057;оциологи.

Задание политологам и участникам Потсдамской конференции.

В ходе социологического опроса, проведённого Центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС с 18 по 24 марта 2022 г., исследовались представления россиян о Великой Отечественной войне. Опрошены 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 30 субъектах РФ, представители различных социальных слоев. Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных. Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.

Какие выводы можно сделать на основании исследования? Сравните свои выводы с материалом учебника на странице 229-230. Обсудите, и, на индивидуальном планшете, напечатайте выводы вашего исследования в процентном отношении, распечатайте и вклейте в пустое окно, под изображением взятия Берлина.

#1050;акие факторы, на Ваш взгляд, сыграли определяющую роль в достижении победы над фашизмом?

Факторы

2004 г.

2022 г.

Ненависть к фашизму.

48,3

43,9

Советское воспитание.

20,0

39,4

Патриотизм.

62,8

70,0

Героизм на фронте и в тылу.

63,0

70,6

Открытие союзниками Второго фронта и их материальная помощь.

12,5

10,7

Партизанское движение.

34,2

36,9

Наличие талантливых полководцев и военачальников.

36,6

37,6

Система обороны, созданная Сталиным.

6,7

15,6

Огромная территория СССР, суровый климат, бездорожье.

23,6

25,6

Другое.

1,5

0,9

Затруднились ответить.

2,0

1,8

#1063;то в истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости?

Факты

2004 г.

2010 г.

2015 г.

Массовый патриотизм и героизм на фронтах.

84,6

82,5

86,3

Военное искусство полководцев.

29,0

34,9

47,3

Быстрое техническое перевооружение армии.

23,0

25,9

Перебазирование в кратчайшие сроки сотен оборонных предприятий в восточные районы страны.

22,9

20,4

23,7

Подвиг тружеников тыла.

59,8

61,7

62,9

Другое.

1,9

1,6

2,0

Не испытывают гордости.

2,1

1,7

#1048;меются ли в Вашей семье реликвии военных лет?

2004 г.

2015 г.

2022 г.

Письма с фронта Ваших родственников, фотографии.

15,8

22,5

21,7

Ордена, медали, нагрудные знаки, погоны.

34,5

36,1

36,9

Почетные грамоты, благодарности командующего, именные сувениры, удостоверения.

5,2

7,4

10,4

Дневники, рукописи, воспоминания.

2,2

3,9

4,3

Одежда: мундиры, гимнастерки, каски, плащ-палатки, ремни.

3,3

4,6

5,3

Личные вещи: котелки, кружки, портсигары, кисеты, бритвы.

5,9

6,5

6,1

Похоронки.

4,9

6,7

4,0

Другое.

1,9

0,9

Ничего не сохранилось.

56,5

45,8

48,5

-Участники Потсдамской конференции и политологи, просим вас с вашего индивидуального планшета вывести на SMART доску результаты вашего исследования и прокомментировать ваш выбор. Социологи, если вы согласны с выводами политологов и участников Потсдамской конференции, то прикрепите результаты их исследования на наш флаер.

-Какую оценку вы ставите участникам Потсдамской конференции и политологам по результатам их исследования?

-Ребята, в листах оценивания в колонке «Причины победы» поставьте ту оценку, которую вам озвучили социологи. А работу социологов оцениваю я.

-Ребята, какой пункт плана вы реализовали и почему? (учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ).

#1055;олитологи. (учащиеся данной группы проводят выпуск новостей с обзором потерь советского народа в ВОВ в виде видеозаписи на экране, материал отснят заранее)

Цена Победы

Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. Только в Европе погибло более 50 млн человек. Из-за воздушных бомбардировок и упорных боёв, истребления на оккупированных территориях народов, провозглашённых гитлеровцами неполноценными, жертвы среди гражданского населения не уступали военным потерям. Холокост — истребление примерно 7 млн евреев — одно из самых известных в мире преступлений фашизма.

Из 18 млн человек, попавших в фашистские концентрационные лагеря, было уничтожено 11 млн. Наибольшие потери в войне понесли следующие страны: СССР — около 27 млн погибших, Польша — около 5,6 млн, Югославия — 1,8 млн человек. Китай за годы войны с Японией (1937-1945) потерял 35 млн человек.

Всего, по новейшим данным, потери Красной армии за годы войны составили около 12 млн человек (5,2 млн — учтённые боевые потери, 1,1 млн — умершие от ран в госпиталях, 0,6 млн — погибшие от болезней, 5,1 млн — пропавшие без вести и попавшие в плен; при этом известно, что 3,3 млн погибли в немецких лагерях для военнопленных). От бомбёжек, репрессий, голода и болезней на оккупированной территории погибло 13 млн человек. Примерно 5,3 млн оказались насильственно угнаны на работы в Германию. От плохого питания и жестокого обращения умерло 2,2 млн.

В СССР было полностью разрушено 1710 городов и посёлков. Более 25 млн человек лишились крыши над головой. 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий вышли из строя. Было разрушено около 48 тыс. км железных дорог, 1870 мостов, 427 музеев. 1670 церквей было разграблено. Общий ущерб, нанесённый экономике СССР, примерно в 20 раз превышал национальный доход страны за 1940 г.

Огромный экологический ущерб в тот период почти не принимался во внимание. Так, в проливе Скагеррак, связывающем Балтийское море с Северным, немцы затопили около 270 тыс. т отравляющих веществ. Немало их запасов хранят воды и других морей. Постепенно распространяясь в Мировом океане, эти вещества продолжают угрожать всему живому. В землях России, Украины, Белоруссии до сих пор таятся неразорвавшиеся мины, снаряды и бомбы времён войны.

Всего на советско-германском фронте было разбито не менее 2/3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73% своего личного состава, около 75% танков, артиллерии и миномётов, свыше 75% своей авиации. Советский Союз, безусловно, внёс решающий вклад в победу во Второй мировой войне.

Задание социологам и участникам Потсдамской конференции.

-Вам предложен электронный формат текста из выпуска новостей. Исследуйте и проанализируйте информацию о цене победы. В электронном тексте удалите лишнюю информацию, скорректируйте имеющуюся, добавьте свою, используя данный информационный источник . Ваши выводы исследования распечатайте и расположите в пустом окне ниже изображения вечного огня.

-Участники Потсдамской конференции и социологи, просим устно озвучить результаты вашего исследования и прокомментировать ваш выбор. Политологи, если вы согласны с выводами социологов и участников Потсдамской конференции, то прикрепите результаты их исследования на наш флаер.

-Какую оценку вы ставите участникам Потсдамской конференции и социологам по результатам их исследования?

-Ребята, в листах оценивания в колонке «Причины победы» поставьте ту оценку, которую вам озвучили социологи. А работу политологов оцениваю я.

-Ребята, какой пункт плана вы реализовали и почему? (учащиеся отвечают на вопрос и обосновывают свой ответ).

-А четвертый пункт плана вы реализовали, создав такой яркий, информационно-значимый и патриотический флаер. Сфотографируйте его, фотографии распечатайте и раздайте родственникам, друзьям и знакомым.

#1048;ТОГ УРОКА.

-Ребята, наш урок подошел к завершению.

#1050;акие державы-агрессоры, нарушившие нормы международного права добились своих целей?

#1050;ак изменился авторитет СССР по окончанию Второй мировой войны?

#1050;ак вы считаете, в чем заключается главный итог победоносного завершения Великой Отечественной войны?

#1050;акова была цена Великой победы?

#1048;НФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Домашнее задание: используя информацию из флаера, написать эссе на тему: «Что значит для меня День Победы…» объемом от 250 до 300 слов.

#1056;ЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Ребята, у вас в листе оценивания стоят три отметки, выведите среднее арифметическое и выставьте итоговую отметку за урок.

-А закончить урок я бы хотела словами поэтессы Ларисы Ратич:

И ветеран идет. Равненье держит

В строю таких, кому мы все — должны…

О чем мечтает? И на что надежда?

Ответит: «Чтобы не было войны».

6). Способы контрольно-оценочной деятельности на уроке.

Контрольно-оценочная деятельность выстроена по следующим принципам:

Что оценивать?

-понимание изучаемого материала;

- выводы исследовательско-аналитической деятельности учащихся;

-творческую деятельность по созданию флаера;

-умение работать в команде;

Виды оценивания?

- самооценивание;

-взаимооценивание;

-оценивание учителем;

Как оценивать в условиях модернизированного образования?

-с использованием индивидуальных планшетов;

-с использованием документ-камеры;

-с использованием SMART доски;

Как фиксировать результаты оценки учебной деятельности?

- отслеживать динамики достижения планируемых результатов с использованием «Листов оценивания».

Лист оценивания

Ф.И. обучающегося

«Потсдамская конференция»

«Причины победы»

«Цена победы»

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Цель урока: Выявить  причины  Победы СССР в Великой Отечественной войне  1941-1945гг через  обобщение знаний учащихся;Задачи урока:Ознакомить обучающихся с  причинами Поб...

Тема урока. Причины Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.

Цель урока: Выявить  причины  Победы СССР в Великой Отечественной войне  1941-1945гг через  обобщение знаний учащихся;Задачи урока:Ознакомить обучающихся с  причинами По...

Комплекс учебных заданий по теме: "Цена победы СССР в Великой Отечественной войне"

Комплекс   учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов»,  сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по ...

Методическая разработка обобщающего урока по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

В методической разработке описывается создание обобщающих  уроков в 11 классе по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»....

Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...

Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".

Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги...