Конспект урока по теме: "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Зинатуллина Ольга Ринатовна

Конспек урока в 7 классе по теме: "Причастие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie.docx862.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.

Задачи урока:

  1. Образовательная.
  1. Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.
  2. Учиться отличать причастия от слов других частей речи.
  3. Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.
  1. Воспитательная.
  1. Воспитание навыка самостоятельной работы  при изучении новой части речи
  2. Развитие интереса к изучению родного языка.

3.Развивающая.

  1. Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.
  2. Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний:
  • Упр. 44 (выборочно).
  • Вызванный к доске ученик готовит связный рассказ о глаголе как часть речи. Ответ должен быть полным и логичным. Для подтверждения ученик приводит свои примеры или примеры из домашней работы.

Морфологический разбор:

У доски два ученика разбирают морфологически слова жидкого (золота) и запылала.

Повторение поможет успешнее овладеть умением находить сходные с ними признаки в причастии.

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока:

Прочитайте слово на первом слайде (слайд 1)

- Что такое снег?

- Снег – Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде звездообразных кристалликов или хлопьев (слайд 2)

- Какой может быть снег? Запишите на доске.

- Белый, холодный, крупный, мягкий, падающий, тающий.

- Какое прилагательное обозначает признак по цвету?  (белый)

- Какое прилагательное обозначает признак по размеру? (крупный)

- Какое прилагательное обозначает признак по ощущению? (холодный)

- Назовите слова, которые выражают признак предмета по действию (падающий, тающий)

- Если слова выражают признак предмета по действию, то они являются особой формой глагола. Они называются причастием.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Причастие как особая форма глагола. Запишите её в тетради.

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи нашего урока, используйте опорные слова.

познакомиться...

учиться отличать...

(слайд 3)

  1. Изучение нового материала:

- Разговор о причастии как о части речи мы уже начали. Выяснили, что это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Продолжим начатый разговор. Измените по родам слово «Падающий»

Падающий (на землю)

Падающая (на землю)

Падающее (на землю)

- Скажите, на какие вопросы отвечает причастие?  (какой?  какая? какое?)

- Теперь дайте полное определение причастия.

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? (слайд 4)

- Для того, чтобы подтвердить, что причастие – это особая форма глагола, давайте посмотрим один ролик.

«Капитан Краб – Причастия»

https://www.youtube.com/watch?v=C0tGe0OdO2o

Как вы услышали из песенки капитана Краба, причастие образуется от глагола и, следовательно, является его особой формой, сохраняющей в себе при образовании признак по действию.

Давайте поищем у причастия признаки не только глагола, но и прилагательного, так как они отвечают на один и тот же вопрос и имеют связь между собой. Выясните, что же за связь между ними.

Учащиеся работают в парах с таблицей. Делают выводы по каждой части таблицы (слайд 5).

Причастие

Признаки глагола

Вид

Время

Признаки прилагательного

Изменяется

Падающий

Падавший

И.п. Падающий

Р. п. падающего…

2) падающий -

падающие

3) падающий, падающая. падающее

По…

- Причастия можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.», от которого образовано данное причастие ( в н. в или пр. в.). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, причастия образуются от глаголов, а прилагательные от существительных. Например, каменный - камень, падающий – падать (слайд 6).

- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?

- Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

- Какую часть речи поясняет прилагательное?

- А причастие?

- Как изменяются прилагательные и причастия?

- Они изменяются одинаково – по родам, падежам и числам.

- Признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:

  • прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес - негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.
  • прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Горючий- горящий

- Сделайте общий вывод о причастии.

- Отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, как прилагательное, изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от прилагательных тем, что обозначает временной признак.

  1. Синтаксический разбор предложения:  

Мы смотрели на падающий снег.

- Скажите, какой вывод можно сделать из этой работы?

- Причастие в предложении является определением.

  1. Закрепление материала:
  • Запишите в два столбика прилагательные с существительными, рядом с ними – однокоренные причастия.

Синий горизонт – синеющий небосклон

Жёлтая кувшинка – желтеющая нива

Колючий свитер - колющий предмет

Шумный поток – шумящий поток

Красные щёки – краснеющие щёки

Горючий газ - горящий костёр

Выделите суффиксы.

  • Подберите к прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.

Ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спелая, спеющая; дремучий, дремлющий.

  • Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи (слайд 7).

Книга, которая лежит на моём столе, очень интересная.

Я знаю мальчика, который постоянно носит с собой книги, которые лежат в его рюкзаке

Лежащая на моём столе книга очень интересная.

Я знаю мальчика, который постоянно носит с собой книги, лежащие в его рюкзаке.

- Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.

  • М. В. Ломоносов говорил о причастиях: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»

- Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.

- Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один  из глаголов и/или более сложные конструкции причастием.

- Темнота наступила рано, скрыла очертания домов и принесла таинственность, которую было не объяснить.

(Наступившая рано темнота скрыла очертания домов и принесла необъяснимую таинственность.)

- День клонился к вечеру, постепенно остывал и успокаивался.

(Клонящийся к вечеру день постепенно остывал и успокаивался.)  

5) Проверочная работа:

- На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли то, о чём мы говорили (слайд 8).

1. Найти словосочетание «прич. + сущ.»:

1) свистящий ветер

2) холодная вода

3) громкий голос

4) красный платок

5) осеннее небо

2. Найти словосочетание «прич. + сущ.»:

1) зимний день

2) белый дым

3) летящая птица

4) ползущий жук

5) синее небо

3.Найти словосочетание «прил. + сущ.»:

1) развевающийся флаг

2) синеющее небо

3) говорливый попугай

4) смеющийся мальчик

5) светящийся шар

4. Найти словосочетание «прич. + сущ.»:

1) ореховая паста

2) лесной массив

3) жёлтый тюльпан

4) говорящая игрушка

5) лучший друг

Контрольный листок учителя: 1. (1), 2. (3,4), 3. (3), 4. (4).

6) Итог урока:

- С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

- Мы познакомились с причастием.

- Расскажите о причастии, используя свои примеры.

Учащиеся выполняют задание.

Обсуждается домашняя работа.

Оценивается деятельность учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР

Материал редставляет собой конспект   урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме «Причастие как самостоятельная часть речи»

Методическая разработка теста по русскому языку для 7 класса по теме«Причастие как самостоятельная часть речи»...

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Урок способствует развития понятия о причастии как части речи. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" (7класс)

Конспект урока с применением исследовательской технологии . Урок с использованием регионального компонента ....