Урок по теме: "Лексическое значение слова. Толковые словари"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Проектная работа на уроках русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovarya.docx | 22.43 КБ |
dozhd.pptx | 78.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: «Сквозь дождём забрызганные стёкла…»
Цель урока: формирование представления о слове как объекте комплексного исследования.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: обобщение и систематизация знаний по разделу «Лексика», формирование умения работать со словарями разных типов.
Метапредметные: использование на уроке ИКТ-компетенций.
Личностные: формирование коммуникативных навыков работы в группе, развитие умения целеполагания, анализа и рефлексии.
Тип урока: мини-проект
Методы и технологии: метод проектов
Наглядно-демонстрационный материал: портреты В. И. Даля, Д.Н.Ушакова, А.Н. Баранова, Р.И. Аванесова; компьютер, проектор, карточки для игры «Светофор»
Основные понятия: лексикограф, лексическое значение, фразеология, орфоэпия.
Перечень словарей: словари толковые, фразеологические, орфоэпические;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный | Учитель приветствует входящих в кабинет учащихся и раздаёт пригласительные билеты, на которых написаны названия групп, в которых будут работать учащиеся:
| В зависимости от распределения рассаживаются в группы, распределяют обязанности внутри группы. Если затрудняются, то помогает учитель. | Регулятивные, Коммуникативные, познавательные |
Создание проблемной ситуации | Учитель:Ребята, сегодня к нам на урок пришёл путешественник-иностранец с проблемой. Поможем её разрешить? Иностранец: Я из Германии прибыл. Вчера мне загадали загадку, и я до сих пор ломаю над ней голову. Она звучит так, я даже её записал в свою книжку: Он идёт, а мы бежим, Что это? Ах, это дождь? Я не понимаю, что такое дождь… | Ребята слушают, отгадывают загадку, дают определение словам, выбирают словари, которые нужны для работы в данной группе. | Регулятивные, Коммуникативные, познавательные |
Постановка учебной задачи | Учитель: Чтобы помочь нашему иностранцу, мы должны ему рассказать о слове дождь всё, что сами знаем. А помогут нам в этом словари. Какая перед нами стоит задача? Как её будем решать? | Говорят, что задача урока: составить полное представление о слове дождь, пользуясь словарями. Этапы решения задачи: 1. Работа в группах со словарями, обсуждение внешнего вида слайда в общей презентации. Эскиз слайда 2. Работа группы с iT-редактором, представление своего слайда. 3. IT-центр – переработка информации на электронные носители. Подготовка презентации. | Регулятивные, Коммуникативные, познавательные |
Решение учебной задачи | Консультирование. | Работа в группах | Регулятивные, Коммуникативные, познавательные |
Представление итогового продукта. | Иностранец: Спасибо, ребята, теперь я понимаю, что значит слово дождь. Учитель: Закончить урок хочу словами из стихотворения Николая Гумилёва: Сквозь дождем забрызганные стекла Мир мне кажется рябым; Я гляжу: ничто в нем не поблекло И не сделалось чужим. | Представление общей презентации (приложение) | Познавательные, коммуникативные |
Рефлексия и самооценка работы в группах. | Игра «Светофор». Поднимите тот цвет, который соответствует вашему настроению на уроке. Жёлтый – всё прекрасно, зелёный – хорошо, красный – плохо. Проанализируйте работу в группах | Понимают карточки, Выступают с анализом работы в группах. | регулятивные |
Оценка | Взаимооценка работы в группе. | регулятивные |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Толковый словарь Дождь- мужской род. Атмосферные осадки в виде водяных капель. Проливной дождь.
Этимология слова Дождь. Старославянское – дъждъ . Общеславянское – d ъ zdz ъ. Слово «дождь»- типичное для славянских языков. Поскольку оно образовано на основе индоевропейского dheus ( распыляться в воздухе), слова с той же основой имеются в языках других родственных славянской групп. Например, норвежское dysja (моросить), шведское regh -dusk (мелкий дождь). Производные: дождик, дождевой, дождливый, дождить, дождевик.
Орфоэпический словарь Дождь,-я [ дощ ; дожь - жя ] ; мн. Дожди, - ей
Фразеологизмы ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ. БЫТЬ БЫЛО НЕНАСТЬЮ, ДА ДОЖДЬ ПОМЕШАЛ. БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА: ТО ЛИ ДОЖДИК , ТО ЛИ СНЕГ, ТО ЛИ БУДЕТ, ТО ЛИ НЕТ. ДОЖДЬ КАК ИЗ ВЕДРА. ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.
Наши творческие работы Дождь Как вы относитесь к дождю? Для одних это детская радость, для других повод поворчать, потому что крыша их дома протекает. А для фермеров и огородников это счастье, ведь так приятно видеть, как вялые растения оживают. Н о и расслабляться людям после дождя тоже нельзя ,ведь за растениями поспеют и сорняки. Один мой приятель очень недолюбливал дождь. Я поинтересовалась почему он такого мнения о дожде. Он сказал ,что в дождь особо не погуляешь, мокро и сыро, везде грязь и слякоть. Мне не понравился его ответ, и я решила показать ему, что он ошибается. Дождавшись дождливой погоды, я позвала его гулять, но он не хотел. Меня спасла его собака, которую нужно было выгуливать. Нехотя он оделся, и мы пошли на улицу. Через час мы вместе задорно перепрыгивали через небольшой ручеёк с его собакой и местной детворой. Дождь на меня влияет по -разному, то хочется посидеть дома с книжкой А.Пушкина или же Б.Васильева , попивая тёплый чай, то хочется бегать под дождём ,наступая на очередную лужу .
Дождик нам бывает нужен, Когда сухо станет вдруг. Потому что всё живое Будто охватил недуг. А когда рассыплет дождик Свои капли по земле, Станет каждому прохожему Веселее на душе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"
На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в п...
Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...
Урок по теме "Лексическое значение слова"
Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 5 классе по ФГОС и представляет собой сценарий одного из первых уроков по теме «Лексика...
Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…
Школьный лингвистический вечер, посвященный В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...
Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...
Толковые словари. Однозначные и многозначные слова
Конспект урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...
Презентация-викторина "Слов даль открыл нам В.И. Даль (к 160-летию со дня издания Толкового словаря живого великорусского языка под редакцией В.И. Даля)"
В данной презенации представлен урок-викторина, посвящённый 160-летию со дня выхода первого издания "Толкового словаря живого великорусского языка" под редакцией В.И. Даля....