Толковые словари. Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку 5Б класс
Тема | Толковые словари. Однозначные и многозначные слова |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Цель урока | Познакомить с понятием однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова, формировать навыки работы со словарем. |
Планируемый результат | Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать многозначные и однозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, многозначные слова с указанным лексическим значением, определять общий элемент значений многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначного слова. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Слово, лексическое значение, однозначное, многозначное слово. |
Ресурсы: | Учебник, презентация. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. Слово только оболочка, Пленка, звук пустой, но в нем Бьется розовая точка, Странным светится огнем. - На какие размышления наводят строчки А.Тарковского? | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | - Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? - Что такое лексикология? - А что такое лексика? - Что является лексическим значением слова, а что – грамматическим? - Какие трудности возникли у вас при выполнении домашнего задания? - В каких словарях даётся толкование лексического значения слова? - Какие толковые словари вы знаете? - А как в толковом словаре быстро найти нужное нам слово? Для это7о мы должны знать правила расположения слов в словаре. Работа с теоретическим материалом учебника: 1.Прочтите самостоятельно материал на стр. 224 и ответьте на вопросы: - Расскажите, как располагаются слова в словаре. 2. Чтение вслух теоретического материала на стр. 225. - Что включает в себя словарная статья? - Какие пометы могут в словарной статье? 3. Самостоятельное чтение теор. Материала на стр. 226. - Как может быть объяснено лексическое значение слов в словаре? Разминка. (слайд 2) Отгадайте слово по его значению:
- Сколько значений у слова голова? - Значит, какое оно, однозначное или многозначное? -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… - Как вы понимаете термины «однозначные» и «многозначные» слова? В чём видите разницу? Чтение теоретического материала учебника (стр. 230 – 231) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают с теор. материалом учебника, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | Послушайте стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране». В чужой стране, В чудной стране, Где не бывать Тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В чужой стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне? - Почему в этой стране могут происходить такие чудеса? Потому что слова язычок, глазок, горлышко, ножка являются многозначными. - Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении? - Какие еще значения имеют эти слова? - Сделайте вывод, как узнать, в каком значении употреблено многозначное слово? Нам поможет контекст. | Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Запишем более развёрнутый контекст для одного многозначного слова Лучами красит солнышко стальное полотно. Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.
Запишем. Полотно – это и лента в механизме, конвейере, и художественное полотно – картина. Придумайте предложение со словом «полотно» в значении «картина» Новое полотно Васнецова вызвало всеобщий интерес: на нём была изображена Алёнушка у ручья. Есть ли в этом отрывке из песни ещё одно многозначное слово, которое может неожиданно связать пассажира, врача, посетителя музея, юношу? Лучами красит солнышко стальное полотно. Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.
2)осматривать, ставить диагноз; 3)знакомиться с чем-то; 4)брать пример с кого-то; «смотрите!» т.е. «берегитесь!» | Выполняют задания, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Интересен глагол «завести». Что можно завести? Допишите разъяснение.
| Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. | Как определить, многозначным или однозначным является слово? Обратиться к толковому словарю.
| Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова». | Строят связное высказывание. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная | |
Домашнее задание | Параграф 58, упр.334(устно), Словарный диктант стр.228 (письменно) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"
Материал занятия можно использовать на уроках русского языка....
Однозначные и многозначные слова
Урок русского языка в 5 классе...
Однозначные и многозначные слова.
Презентация....
Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс
Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...