РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
рабочая программа по русскому языку
ЦЕЛИ:
- открытие творческих возможностей учащихся;
- повышение мотивации в изучении предметной сферы.
ЗАДАЧИ:
- развитие навыков анализа текста;
- решение задач редактирования собственного сочинения;
- создание текстов разных типов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_po_russskomu_yazyku.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО РУСССКОМУ ЯЗЫКУ
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
5 класс. 17 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К числу наиболее актуальных вопросов образования относится необходимость развития в каждом ребенке творческого начала, духовного и нравственного потенциала, коммуникативных умений. Развитие умений работать с первоисточниками (художественными текстами, публицистикой) объяснять сопоставлять и решать задачи построения собственного высказывания в разных типах речи является основой данного факультативного курса. Задачи мотивации изучения предмета решаются многообразием подходов, методических приемов в работе, включая компьютерные технологии в упражнения по развитию речи.
Факультативный курс расширяет рамки уроков развития речи в 5 классе, углубляя содержание предмета. На лучших образцах учащиеся рассматривают типовую структуру текста-рассуждения, определяя изобразительно-выразительные средства, характеризуя способы связи его частей. Знакомятся с сокращенным рассуждением, в составе которого может отсутствовать тезис или вывод, поскольку они близки или совпадают по содержанию. Для тренировки в построении рассуждений уместно использовать лингвистические задачи. Осмысление особенностей лексики разных речи готовит учащихся к выполнению творческих заданий.
Факультативный курс включает активную работу с лингвистическими словарями, обогащая словарный запас учащихся.
ЦЕЛИ:
- открытие творческих возможностей учащихся;
- повышение мотивации в изучении предметной сферы.
ЗАДАЧИ:
- развитие навыков анализа текста;
- решение задач редактирования собственного сочинения;
- создание текстов разных типов речи.
Тематическое планирование
Содержание занятия | Количество часов | Виды деятельности |
1.Текст. Смысловая цельность, грамматическая связь, структурное единство, единство интонации. |
2 | Анализ текста. Работа с толковыми словарями. |
2.Стили речи. Книжный, разговорный, официально-деловой. | 2 | Анализ текста. Работа с толковыми словарями. Выполнение упражнений по определению стиля речи. |
3.Типы речи. Характерные особенности публицистики.Жанры, свойственные публицистическому стилю. | 3 | Работа с текстами разных жанров в публицистическом стиле. Использование словаря синонимов. |
4.Сокращенное рассуждение с отсутствием тезиса или вывода. | 3 | Выполнение лингвистических задач с привлечением толковых словарей. Анализ художественных текстов и публицистики. |
5.Сочинение-рассуждения в публицистическом стиле (с элементами описания действия и процесса труда). | 3 | Анализ образцов. Написание сочинения-рассуждения. Редактирование. |
6.Сочинение- рассуждение в художественном стиле (с элементами описания внешности человека). | 3 | Анализ образцов.Написание сочинения-рассуждения в художественном стиле. Редактирование. |
7.Презентация работ с использованием компьютерных технологий в иллюстрации процессов труда. | 2 | Выступления учащихся с представлением собственных сочинений. |
17час. |
Литература.
1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи . 5-й класс. Дрофа
2. Пичугов Ю.С. От слова к словесности. 5-й класс. Дрофа
3. Вовк, С.М. «Готовимся писать сочинение: разберемся в характере героя. 5-ый класс». [Текст] / С.М. Вовк // Русский язык.- №12.-С.6.
4. Кулакова Е.Ю. «Комплексный анализ текста». [Текст] / Е.Ю. Кулакова // Русский язык.- №19.-С.30.
5. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы.- М.: просвещение, 1991
6. Пленкин Н.А. Уроки развития речи. - М.: Просвещение, 1995.
7. Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский. – РЯШ №4, 2001. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов с Ситникова.-Волгоград, издательство «Учитель», 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка
Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...
Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Проблемы экологии. Экологическая политика Франции.
В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...
Методическая разработка системы упражнений для развития языковой и речевой компетенции учащихся по теме Наука
В 9 классе происходит дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих. Представленная система упражнений способствует совершенствованию языковой и речево...
Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...
Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, котор...
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...