Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка
проект по русскому языку на тему
Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir1.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка.
Все дети умеют успешно учиться,
если школа умеет учить.
Д. Г. Левитас
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Для оценки результативности обучения применялись стандартизованные психологические методики (тест Коммуникативная компетентность, методики М.Шнайдера, Л.И.Уманского, И.А.Френкеля и опросник Кеттелла PF-16).
Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей .Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Вследствие этого в отношении участников образовательного процесса к идее компетентностного подхода как условия личностных достижений возникают противоречия между: необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями; декларируемыми развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний;
Эти противоречия привели к проблеме: как поднять преподавание родного русского языка на новый качественный уровень, , тем самым сформировать языковую и лингвистическую компетенции?
Целью своей работы я определяю разработку комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективное развитие языковой и лингвистической компетенций школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Отсюда вытекают задачи:
1. Проанализировать современные тенденции формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка, выявить и дифференцировать совокупность педагогических методов, определяющих эффективность обучения русскому языку.
2. Разработать методические приемы формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка.
3. Подобрать педагогический инструментарий для оценивания сформированности языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка .
4. Апробировать разработанную методическую модель и определить ее эффективность в формировании языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка.
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
• высокий уровень сформированности языковой и лингвистической компетенций;
повышение интереса к русскому языку;
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; повышение уровня функциональной грамотности каждого ученика в силу индивидуальных возможностей каждого;
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Я убеждена, что для достижения нового образовательного результата, необходимо системное использование современных технологий и методов обучения.
Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.
Новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей я позаимствовала у педагогов-новаторов С.А. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, И.П Волкова, апробировав некоторые элементы инновационных технологий на уроках русского языка в основной школе. В практику теория внедряется с помощью технологии. В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества.
В русле поиска современных подходов к обучению, по моему мнению , заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями проходит эффективнее при адаптации элементов технологии встречных усилий учителя-новатора О.Н.Хана.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», «рефлексия» . На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания .
Мозаика встречных усилий учителя и учащегося
Этап урока | Педагогические приемы | |
1 | Начало урока: «введение», «разогрев» класса, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку | «Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др. |
2 | Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам | «Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен – не согласен» и другие |
3 | Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. | «Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» и другие |
4 | Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников | «Деловые игры», «театрализация», «Кластер» и другие |
5 | Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания | «Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и другие. |
Термин мозаика в названии говорит о вариативности использования приведенных приемов: они могут «работать» вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы можно применять и автономно на традиционных уроках. Чем богаче палитра методов обучения у учителя, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность.
1 этап. Начало урока
Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.
Некоторые приемы данного этапа:
«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над темой.
«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и подумать, как он может быть связан с темой урока.
«Погружение» проводится по «учебной цепочке», при этом возможны следующие варианты:
1. Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то языкового явления.
2. цепочку начинает учитель, задавая вопросы по определенной теме, ученик, сам ответив, задает вопрос следующему ученику и т.д.
2.Контрольно-подготовительный этап.
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Характеристика некоторых приемов.
Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки. При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином суждении, побуждая учащихся к поиску правильного решения, ответа.
«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд» по изучаемой теме, который заранее подготовлен учителем или учеником. Это своеобразная «линия преодоления», где идет активация интеллектуального потенциала учащихся.
«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие материал. При этом учителю совершенно не обязательно отвечать на все вопросы – это формирует у учащихся понятие «открытого знания» и стимулирует сильных учащихся на самостоятельный поиск.
«Согласен – не согласен» Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять. Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.
3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе и партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участие в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.
Приемы, используемые на данном этапе.
«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для него лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и т.д.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.
«Вопросы к тексту» (более всего уместны при изучении вводных и общих тем). Каждому ученику выдается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, проработав данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени освоения темы: «U» - известные факты, «+» - хотелось бы узнать подробнее, «?» - нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного его включения в образовательный процесс.
«Знаю – не знаю». После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области.
4.«Сотворчество» как этап урока.
Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу.
Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап назван «сотворчество».
Некоторые приемы данного этапа.
Деловые игры воплощаются в самых неожиданных вариантах:
1. «Машина времени»: события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.
2. «Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры; затем идет оценивание и выбирается наиболее удачный вариант.
«Театрализация» . Сегодня на уроках русского языка обращение к театрализации обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разыгранный учениками диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.
«Кластер» Этот прием активно использует возможность видеоряда: идеи группируются в отдельные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных точек зрения. На этом этапе урока срабатывает принцип, который Г.А.Цукерман определила как «отношение «часть – целое», где целое – то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы, а часть – те частные, неточные, неполные мнения, знания и способы действия, с которыми ребенок вступает во взаимодействие» .
5.Рефлексивный этап урока.
Основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, со-участие учеников в определении домашнего задания.
К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов – общих и индивидуального. Такие приемы, как «вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.
Существуют и специфические приемы:
«Эссе» - пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
«Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк.
Важный аспект рефлексивного этапа урока – определение домашнего задания. Целесообразно варьировать домашнее задание по уровням. Первый уровень – обязательный – то, что должны знать все ученики класса. Домашнее задание второго уровня – понятийного – выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень – творческий – предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.
Предлагается использовать еще ряд приемов для достижения наилучшего результата обучения и повышения качества обученности учащихся. Одной из ведущих компетенций является коммуникативная, а зачастую речь учащихся находится на достаточно низком уровне и учитель сталкивается с проблемой: как на обычном уроке русского языка создать условия для развития речи?
Здесь целесообразно применять прием «Инсерта» (маркировка текста)
«V» - галочкой отмечается то, что известно; |
«+» - знаком «плюс» помечается то, что является для читателя неожиданным и интересным; |
«- » - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения; |
«?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникает желание узнать о том, что описывается, более подробно. |
Прием «Мудрые совы» позволяет эффективно организовать работу с текстом и обработать содержащуюся в нем информацию. В ходе работы с текстом учащимся предлагается вычленить различные подходы к его содержанию и обсудить результаты работы:
«Азы работы над текстом»: найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
«Что, не ждали?»: выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
«Ты уже знаешь последние новости?»: выберите и запишите ту информацию, которая является для вас новой.
«Главная жизненная мудрость»: вариант 1) постарайтесь выразить основную мысль текста; вариант 2) какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
«Известное и неизвестное»: найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной.
«Иллюстративное изображение»: постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка или схемы.
«Поучительный вывод»: можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности в жизни?
«Важные темы для обсуждения»: найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и обсуждения.
Нагляднее данный прием можно представить в виде демонстрационной таблицы:
Азы работы над текстом | Найдите в тексте новые понятия и запишите их |
Что, не ждали? | Выберите информацию, которая является для вас неожиданной |
Ты уже знаешь последние новости? | Запишите информацию новую для вас |
Главная жизненная мудрость | Определите ключевую фразу |
Иллюстративное изображение | Проиллюстрируйте главную мысль текста в виде рисунка, схемы |
Поучительный вывод | можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности в жизни? |
Важные темы для обсуждения | Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе |
Данный педагогический прием позволяет решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся, обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникационную культуру учащихся.
И прием «Чтение со «стопами»: текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя дается остановка («стоп») и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя: «тонкие» и «толстые».
«Тонкие» вопросы | «толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Будет ли..? Как звали? Согласны ли вы? | Почему? В чем различие? Что, если..? Какой вывод? Каковы аргументы? Чем можно доказать? Каковы последствия? |
Данные приемы создают условия для развития креативных качеств личности и ориентированы на формирование языковой и лингвистической компетенций школьников.
Большое разнообразие выше обозначенных приемов даст возможность учителю выявить результаты усвоения обучающимися разных компонентов содержания языкового образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.
Вывод данная разработка комплекса педагогических условий обеспечит эффективное развитие языковой и лингвистической компетенций школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.
Данная работа будет интересна для использования в практической работе учителям – словесникам образовательных школ, а также учителям – предметникам любых образовательных дисциплин, так как приемы данной технологии являются достаточно мобильными и гибкими
Список используемой литературы:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования, под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова, интернет ресурс- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998 год.
- Хан О.Н. «Технология встречных усилий как средство гуманизации образовательного процесса», Екатеринбург, 2000 год.
- 20. Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательного интереса», Москва, Просвещение, 1988 год
- Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....
Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"
Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...
Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...
Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)
Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...
Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....
Технология встречных усилий на уроках русского языка
В предложеном материале подробно реализуется используемая технология....
Возможности использования технологии встречных усилий на уроках в 5-9 классах обучающихся с умственной отсталостью.
В свете современных требований урок рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учеников. Продуктивность этого процесса зависит от эмоциональных, интеллектуальных усилий, волевого напря...