Урок "Обособленные обстоятельства"
учебно-методический материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
Тип урока: изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков
Цели и задачи: 1. Языковая компетенция. Определить роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, в художественных текстах. Сформировать знания об употреблении обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, и пунктуации при них. Закрепить умения находить и выделять обособленные обстоятельства в письменной речи. Отрабатывать навыки конструирования предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.
2. Развивающая компетенция. Активизировать познавательную деятельность учащихся. Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся. Развивать речь учащихся. Продолжить работу над речевыми навыками и умениями, развитием речи, внимания, воображения.
3. Воспитательная компетенция. Формировать интерес к предмету. Воспитывать эстетический взгляд на мир, любовь к природе, к слову.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Слово учителя.
Читаются строки из стихотворений Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и Р. Рождественского «Мгновения».
- Вы спросите: почему именно этими строками я захотела начать урок? и как они связаны с темой сегодняшнего урока? В этих стихах подняты глубокие общечеловеческие проблемы: ценность, даже бесценность, каждого мгновения нашей жизни и наполнение этого мгновения красотой, непреходящей, духовной. Можно ли назвать душу человека красивой, если он не умеет наслаждаться красотой окружающего мира: любоваться закатами и восходами, видеть манящее волшебство звёздного неба, любить всё живое, беречь окружающий мир?
Мы сегодня, не выходя из немного наскучившего кабинета, окунёмся в волшебный мир природы и не менее чарующий мир обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
- Записывается дата, тема урока. Озвучиваются цели и задачи.
- - Перед вами лежат памятки «Деепричастие». Повторим то, что мы знаем о деепричастии.
Памятка
Деепричастие
- Форма глагола, отвечает на вопросы что делая? что сделав? (как?)
- Обладает признаками глагола (вид, возвратность/невозвратность) и наречия (неизменяемая форма).
- Имеет суффиксы - -а-, -я-, -в-, -ши-, -вши-.
- Примеры: взлететь – взлетев, взлетать – взлетая, улыбнуться – улыбнувшись.
- Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Примеры: высоко взлетев, радостно улыбнувшись, просияв от счастья.
- Приведите свои примеры деепричастий и деепричастных оборотов.
- - А что вы знаете о пунктуации при обособленных членах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами? (Обособляются практически всегда, независимо от места расположения, если сохраняют глагольное значение и не переходят в наречия).
Примеры на доске. Задача – расставить знаки препинания.
- Благоухая сохли травы дымясь курились облака.
- Несколько дней лил не переставая холодный дождь.
- Деревья радостно трепещут купаясь в небе голубом.
Проводим дополнительную работу по орфографии: правописание НЕ с деепричастиями.
- Заменить определения обособленными обстоятельствами, поставить знаки. (На доске изображение первых весенних цветов).
- Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов. (Не распустившись, цветок погиб от внезапных холодов).
- Не замечавший опасности зверь спокойно шёл по опушке леса. (Не замечая опасности, зверь спокойно шёл по опушке леса).
- Творческая работа. Конструирование предложений или мини-сочинений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. Используется картина с изображением медвежат на дереве. Предложены примеры:
затаив дыхание
не замечая меня
глядя вниз
карабкаясь наверх
перегоняя друг друга
Особо поощряются те работы, в которых ребята используют обороты, придуманные самостоятельно.
- Валеологическая пауза.
- Пусть медвежата развлекаются, а у нас физкультминутка.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки вытянув вперёд,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой.
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия счтали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
В стихотворении встретилось 4 деепричастия.
- Задание на определение роли обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, в художественных текстах (раздаточный материал).
– А сейчас познакомимся с одним очень любопытным стихотворением – « Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути (перевод А. Шмульяна).
Лодорский водопад
Кипя
Шипя
Журча
Ворча
Струясь
Крутясь
Сливаясь
Вздымаясь
Вздуваясь
Мелькая шурша
Резвясь и спеша
Скользя обнимаясь
Делясь и встречаясь
Ласкаясь бунтуя летя
Играя дробясь шелестя
Блистая взлетая шатаясь
Сплетаясь звеня клокоча
Морщинясь волнуясь катаясь
Бросаясь меняясь воркуя шумя
Взметаясь и пенясь ликуя гремя
Дрожа разливаясь смеясь и болтая
Катясь извиваясь стремясь вырастая
Вперёд и вперёд убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
- В чём необычность стихотворения? (состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота).
Фотографии водопадов.
- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. (Фотография водопада). Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению).
Задания по группам (по рядам):
- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
1 ряд. а) слуховым впечатлениям, звуку (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя)
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь)
2 ряд. в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь)
3 ряд. г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
- Какие ещё художественные приёмы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды (фотографии водопадов); звукопись помогает услышать низвержение водопада). Какие звуки преобладают? (шипящие: шипя, шурша, морщинясь, дрожа; свистящие: сплетаясь, звеня, взметаясь и т.д.).
- Итак, как вы считаете, необходимо ли употребление деепричастий в речи? (Да, только нужно употреблять их уместно). В какой форме речи чаще встречаются деепричастия и деепричастные обороты? (В письменной). В каких стилях? (В книжных).
Фотографии водопадов.
Поставим знаки препинания в стихотворении. Обратим внимание на встречающиеся в нём союзы И, знаки ставим в соответствии с правилами пунктуации при однородных членах предложения.
- - Допишите текст, вставив вместо пропусков обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами (раздаточный материал).
Мощные потоки воды … … …… устремляются вниз с огромной высоты … … … …. Они … … … … бегут наперегонки …………. Вот они … … … … переливаются под лучами солнца, а вот ………… сливаются с темными скалами.
Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая веками удивляет человека?
- А теперь рассмотрим случаи, когда не обособляются деепричастия.
Работа с материалом учебника на стр.
- Обобщение.
- Назовите условия обособления обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.
- Не обособляются…
- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных текстах?
13. Домашнее задание (на выбор):
1) расставить знаки препинания в стихотворении А. С. Пушкина.
Зима!.. Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка снег почуяв
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик
В салазки жучку посадив
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
2) составить сочинение-миниатюру на тему «Весна», используя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами,
I14. Рефлексия. (На парте у учеников карточка с вопросами.)
Я хорошо закрепил материал.
У меня есть проблемы. (Вписать)
Цель урока достигнута, нет (Подчеркнуть)
Что мне понравилось? (Вписать)
Кто понравился? Чем? (Вписать)
Мое пожелание. (Записать)
Карточки собрать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Обстоятельство. Виды обстоятельств
Урок русского языка с исользованием ИКТ для 8 класса...
Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"
Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."
Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...