Урок "Обособленные обстоятельства"
учебно-методический материал по русскому языку

Гелеранская Инесса Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок46 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Тип урока: изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков

Цели и задачи: 1. Языковая компетенция. Определить роль обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, в художественных текстах. Сформировать знания об употреблении обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, и пунктуации при них. Закрепить умения находить и выделять обособленные обстоятельства в письменной речи. Отрабатывать навыки конструирования предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.

2. Развивающая компетенция. Активизировать познавательную деятельность учащихся. Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся. Развивать речь учащихся. Продолжить работу над речевыми навыками и умениями, развитием речи, внимания, воображения.

3. Воспитательная компетенция. Формировать интерес к предмету. Воспитывать эстетический взгляд на мир, любовь к природе, к слову.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

      Читаются строки из стихотворений Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и Р. Рождественского «Мгновения».

      - Вы спросите: почему именно этими строками я захотела начать урок? и как они связаны с темой сегодняшнего урока? В этих стихах подняты глубокие общечеловеческие проблемы: ценность, даже бесценность, каждого мгновения нашей жизни и наполнение этого мгновения красотой, непреходящей, духовной. Можно ли назвать душу человека красивой, если он не умеет наслаждаться красотой окружающего мира: любоваться закатами и восходами, видеть манящее волшебство звёздного неба, любить всё живое, беречь окружающий мир?

      Мы сегодня, не выходя из немного наскучившего кабинета, окунёмся в волшебный мир природы и не менее чарующий мир обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

  1. Записывается дата, тема урока. Озвучиваются цели и задачи.
  2. - Перед вами лежат памятки «Деепричастие». Повторим то, что мы знаем о деепричастии.

Памятка

Деепричастие

  1. Форма глагола, отвечает на вопросы что делая? что сделав? (как?)
  2. Обладает признаками глагола (вид, возвратность/невозвратность) и наречия (неизменяемая форма).
  3. Имеет суффиксы -  -а-, -я-, -в-, -ши-, -вши-.
  4. Примеры: взлететь – взлетев, взлетать – взлетая, улыбнуться – улыбнувшись.
  5. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Примеры: высоко взлетев, радостно улыбнувшись, просияв от счастья.

      - Приведите свои примеры деепричастий и деепричастных оборотов.

  1.  - А что вы знаете о пунктуации при обособленных членах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами? (Обособляются практически всегда, независимо от места расположения, если сохраняют глагольное значение и не переходят в наречия).

Примеры на доске. Задача – расставить знаки препинания.

  1. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.
  2. Несколько дней лил не переставая холодный дождь.
  3. Деревья радостно трепещут купаясь в небе голубом.

Проводим дополнительную работу по орфографии: правописание НЕ с деепричастиями.

  1. Заменить определения обособленными обстоятельствами, поставить знаки. (На доске изображение первых весенних цветов).
  1. Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов. (Не распустившись, цветок погиб от внезапных холодов).
  2. Не замечавший опасности зверь спокойно шёл по опушке леса. (Не замечая опасности, зверь спокойно шёл по опушке леса).
  1. Творческая работа. Конструирование предложений или мини-сочинений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. Используется картина с изображением медвежат на дереве. Предложены примеры:

затаив дыхание

не замечая меня

глядя вниз

карабкаясь наверх

перегоняя друг друга

Особо поощряются те работы, в которых ребята используют обороты, придуманные самостоятельно.

  1. Валеологическая пауза.

       - Пусть медвежата развлекаются, а у нас физкультминутка.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки вытянув вперёд,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой.

Мы, играя, отдыхали,

Деепричастия счтали.

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

В стихотворении встретилось 4 деепричастия.

  1. Задание на определение роли обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, в художественных текстах (раздаточный материал).

       – А сейчас познакомимся с одним очень любопытным стихотворением – « Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути (перевод А. Шмульяна).

Лодорский водопад

Кипя

Шипя

Журча

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая шурша

Резвясь и спеша

Скользя обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя летя

Играя дробясь шелестя

Блистая взлетая шатаясь

Сплетаясь звеня клокоча

Морщинясь волнуясь катаясь

Бросаясь меняясь воркуя шумя

Взметаясь и пенясь ликуя гремя

Дрожа разливаясь смеясь и болтая

Катясь извиваясь стремясь вырастая

Вперёд и вперёд убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

- В чём необычность стихотворения? (состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота).

Фотографии водопадов.

      - Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. (Фотография водопада). Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению).

Задания по группам (по рядам):

      -  Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

1 ряд. а) слуховым впечатлениям, звуку (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя)

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь)

2 ряд. в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь)

3 ряд. г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

      - Какие ещё художественные приёмы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту? (графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды (фотографии водопадов); звукопись помогает услышать низвержение водопада). Какие звуки преобладают? (шипящие: шипя, шурша, морщинясь, дрожа; свистящие: сплетаясь, звеня, взметаясь и т.д.).

      - Итак, как вы считаете, необходимо ли употребление деепричастий в речи? (Да, только нужно употреблять их уместно). В какой форме речи чаще встречаются деепричастия и деепричастные обороты? (В письменной). В каких стилях? (В книжных).

Фотографии водопадов.

Поставим знаки препинания в стихотворении. Обратим внимание на встречающиеся в нём союзы И, знаки ставим в соответствии с правилами пунктуации при однородных членах предложения.

  1. - Допишите текст, вставив вместо пропусков обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами (раздаточный материал).

     Мощные потоки воды … … …… устремляются вниз с огромной высоты … … … …. Они … … … … бегут наперегонки …………. Вот они  … … … …  переливаются под лучами солнца, а вот ………… сливаются с темными скалами.

     Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая веками   удивляет человека?

  1. А теперь рассмотрим случаи, когда не обособляются деепричастия.

Работа с материалом учебника на стр.

  1. Обобщение.

- Назовите условия обособления обособленных обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

- Не обособляются…

- Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных текстах?

13. Домашнее задание (на выбор):

1) расставить знаки препинания в стихотворении А. С. Пушкина.

Зима!.. Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка снег почуяв

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик

В салазки жучку посадив

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно.

2) составить сочинение-миниатюру на тему «Весна», используя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами,

      I14.  Рефлексия. (На парте у учеников карточка с вопросами.)

Я хорошо закрепил материал.

У меня есть проблемы. (Вписать)

Цель урока достигнута, нет (Подчеркнуть)

Что мне понравилось? (Вписать)

Кто понравился? Чем? (Вписать)

Мое пожелание. (Записать)

Карточки собрать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Урок русского языка с исользованием ИКТ для 8 класса...

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."

Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...