Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства
« Сказочная гжель »
( Подготовка к сочинению- описанию действия)
Методический замысел урока и обоснование темы:
Обращение к народной культуре связан с формированием национального самосознания школьников. Соприкосновение с предметами народного декоративного искусства позволит учащимся глубже осознать сопричастность к родной земле, народным традициям. В процессе урока осуществляется культурологический подход в изучении языка, используются элементы народной педагогики.
Методический замысел урока состоит в том, чтобы на материале предметов декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи) познакомить с планом работы над сочинением- описанием действия, подготовить учащихся к написанию сочинения.
Педагогический эффект усиливается за счет сочетания различных форм работы: творческий практикум, работа по расширению словарного запаса («гончарный словарь»), заочная экскурсия в мастерскую, пересказ.
Органично вписывается в урок использование мультимедийных средств. Работа с Интернет-ресурсами позволяет учащимся познакомитьсяс технологией изготовления фарфора Гжели; презентация несет важную смысловую информацию, создает возможность комментировать ход урока в доступной форме.
В качестве домашнего задания предлагается творческое задание: написание сочинения с описанием действия.
Нестандартные приемы придают уроку высокую степень динамизма и повышают интерес учащихся к происходящему действу. Народное творчество является мощным стимулом интеллектуального и эмоционального развития учащихся, формирует познавательную активность, развивает творческий дар.
Тип занятия:
- межпредметный интегрированный урок творчества и развития речи.
Форма урока:
- урок-«экскурсия в художественную мастерскую», творческий практикум.
Цель урока:
- познакомить с техникой написания сочинения с описанием действия.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки работы с текстом;
- познакомить с росписью «Гжель», историей и особенностями искусства;
- совершенствовать речевую и коммуникативную компетентность;
- подкреплять организацию речевой и коммуникативной деятельности художественной практикой;
Воспитательные
- воспитывать у детей чувство любви к Родине через знакомство с русскими народными промыслами;
- воспитывать уважение к искусству других народов;
- создавать условия для социализации личности в рамках групповой и коллективной форм работы:
Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности;
- представлять учащимся возможность проявить в творчестве свою уникальность, индивидуальность.
Форма организации учебной деятельности:
-фронтальная, индивидуальная
Методы обучения:
-словесный;
-наглядный;
-проблемного изложения;
-проектно-поисковый;
-продуктивно-творческий.
Приемы деятельности учителя:
- фронтальная беседа;
-работа с текстом;
-экскурсия в мастерскую;
-работа с терминами и понятиями;
-использование мультимедийных средств и Интернет-ресурсов.
Технологии обучения:
-технологии личностно-ориентированного обучения;
- ИКТ;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии;
-техники креативности развития творчества.
Оформление урока Мультимедиапроектор, компьютер с выходом в Интернет, ментальная карта «Гжель», фарфоровые изделия (выставка) и детские рисунки «Гжельская роспись», эпиграф к уроку «Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать» ( Софокл), музыкальное оформление (Н. Филатова «Незабудковая гжель»), «Толковый словарь» В.И. Даля, С.И.Ожегова.
Оформление доски: эпиграф, ментальная карта, гжельская роза для минутки здоровья.
Предварительная подготовка:
- оформление выставки.
ХОД УРОКА
- Оргмомент. Звучит музыка ( Н. Филатова «Незабудковая гжель»).1 мин. 1 слайд
- Введение в урок ( Целеполагание) 2мин. 2 слайд
Учитель:
Откуда начинается Россия?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен, то Россия
И с мастеров берёт начало, и с тебя. (В. Боков).
- Сегодня мы с вами познакомимся с народной росписью, издавна известной в России, узнаем, как изготавливают удивительные изделия, чтобы описать технологию выполнения изделий в своих творческих работах. В процессе урока мы будем заполнять ментальную карту, которая поможет подвести итоги. Работать нам поможет маршрутный лист.
3. Работа над предложением (интерактивная доска) ( 1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
Русск.. з.мля изд.вна слав.тся н.родными промыслами весел.. матрёшкой дымковск.. игрушкой. жостовск.. подносом син.. гжелью.
Задание:
- Вставить пропущенные буквы, объяснить написание.
- Расставить знаки препинания.
- Объяснить лексическое значение слова «промысел»
4. Работа со словарем С.И. Ожегова, электронным словарем ( Интернет-ресурсы)
«Художественный промысел - изготовление народных художественных изделий».
- И сегодня мы познакомимся с одним из народных промыслов. А каким, вы поймете, когда отгадаете загадку:
Сине-голубые розы, листья, птицы
Увидев вас впервые, каждый удивится
Чудо на фарфоре- синяя купель.
Это называется просто роспись-
(Гжель).
5. Знакомство с художественным промыслом
Учитель: Посмотрите на выставку изделий из гжели, рисунки, слайды. Ассортимент изделий гжели разнообразен. В основном, конечно же, это чайные и кофейные сервизы и вазы. Назовем и другие изделия ( работа с маршрутным листом):
Сахарницы, конфетницы, чайницы, супницы, сухарницы, салфетницы, солонки, молочники, бочонки, кружки, кадочки, квасники, игрушки, подсвечники, кумганы.
- Значение какого слова непонятно?
Проверяем по словарю ( В.И. Даля):
Словарь В. Даля: КУМГАН -металлический азиатский рукомойник, кувшин с носком, ручкою и крышкою. Встарь бывали кумганы серебряные.
Кумган (тюркск.) — узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для омовения (Омовение- умывание перед молитвой).Наиболее распространенным было производство металлических чеканных кумганов , которыми особенно славились мастера Казани.Выполнялся из меди, бронзы, серебра, реже золота. Мастера-медники изображали на кумганах растительный, геометрический, зооморфный орнамент. По законам религии людей изображать было нельзя.
Изготавливали также художественные изделия с использованием элементов церковного зодчества, лики святых, иконостасы. Посмотрите на электронные ресурсы, которые помогают нам узнать об изделиях гжели. (Слайд 8) http://www.gzheli.net/category.php?cat=kiot ( знакомство с одним из ресурсов)
Работа с текстом. (текст у каждого на парте).
«В российском государстве, недалеко от Москвы, средь высоких лесов и широких полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там трудолюбивые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Стали мастера белоснежную посуду расписывать синей краской, чтобы глаз радовала. Ведь синий цвет особенно почитался в народе. Был это цвет необъятных просторов: лазурного неба, синей воды, цвет морозных узоров на окнах и цвет незабудок. Рисовали на посуде разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Вышли из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду».
Учитель: Такова легенда.
- О чем поведала легенда?
- Какова главная мысль текста?
- Каков стиль текста?
Учитель: Гжель – это древнее село в Московской области, а сейчас- известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339г.
В археологических раскопках найдены изделия, датированные VI-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в1-й половине XIV в. Гжель как центр керамического производства России являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора.
- Почему сохранился промысел? (ответы)
Работа с «Гончарным словарем» ( маршрутный лист)
Фарфор (от турецкого farfur) – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом.
Окись кобальта - темно–коричневая смесь, при нагревании меняет цвет на синий.
Глазу́рь — стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия.
6. Работа по подготовке к созданию сочинения- описания действия.
Заочная экскурсия в мастерскую.
- Прочитайте эпиграф к уроку («Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать» ( Софокл). Как вы понимаете смысл высказывания?(ответы)
- Для того, чтобы познакомиться с технологией изготовления гжели мы совершим заочную экскурсию в мастерскую по изготовлению гжели.
Цель экскурсии: узнать, как рождаются изделия.
(Работа с материалом сайта http://www.ruspromysel.ru/gzhel/technogzhel.html
ФОРМОВОЧНЫЙ ЦЕХ |
1) По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий |
2) Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. |
ЛИТЕЙНЫЙ ЦЕХ |
3) Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. |
4) Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. |
ЦЕХ ОБЖИГА |
5) Фарфоровые изделия, прошедшие сушку, ручной осмотр на наличие трещин- обжигают. |
ЖИВОПИСНЫЙ ЦЕХ |
6) Живописец расписывает окисью кобальта. |
Закрепление
Задание: повторить последовательность изготовления изделий
1) работа со слайдом ( 10)
Учитель: В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.
2) работа с интерактивной доской
Сейчас же технологическая цепочка строится так
1)Живописный цех- Роспись.5)Формовка (литье в гипсовых формах) –– 4)Ручной осмотр –3)Обжиг (электропечь) – 2)Сушка
Ответ:5,2,4,3,1
Работа с текстом № 2 ( маршрутный лист)
Задание: прочитать текст , озаглавить, выписать глаголы, пересказать текст, опираясь на глаголы.
- В формовочном цехе по эскизам художников опытные мастера вытачивают гипсовые модели будущих изделий.
- Затем заготовки поступают в литейный цех. Там литейщик заливает шликер (жидкую фарфоровую массу) в гипсовые формы. Шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
- Неокрашенные изделия (их называют «бельём») после сушки поступают в цех обжига, где их обжигают. А уже оттуда- в живописный цех, где изделие расписывают кобальтом. После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем снова обжигают.
- Глазурь делается прозрачной, как стекло, кобальт меняет цвет, а поделки начинают играть волшебными синими да голубыми красками.
В формовочном цехе- __________________________.
В литейном цехе-______________________________.
В цехе обжига-_________________________________.
В живописном цехе- _______________________________ .
Вопросы по тексту:
-Сколько раз обжигают изделие? ( два)
-Почему роспись считается «подглазурной» ( наносят глазурь).
-Какой краской наносятся узоры ( кобальт)
- Почему изделия получили название «бельё»
(это фарфоровая форма без росписи- белая).
- Как бы вы озаглавили текст?
7.Работа над росписью
Учитель: Посмотрите на изделия. Есть ли похожие работы?
Учитель: «Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая. Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе.
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”.
- Посмотрите на слайд. Какие краски преобладают?
Учитель:
Вечер зимний
Синий- синий
На дорожке- синий иней.
Звезды синие с небес
Смотрят вниз, на синий лес.
Рядом с лесом, у опушки,
Темно-синяя избушка.
А в избушке- чудеса:
На посуде- небеса,
Незабудки, завитушки.
Глянь: веселые зверушки,
Травка, листики, цветы –
Необычной красоты!
Все на фоне снежном, белом
Мастер написал умелый. ( А. Зимина)
-По материалу, тематике росписей определим, в какой стороне родились изделия ?
(Основными мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, полевые цветы, формы которых и становились довольно условной, но живописной и декоративной. ВЫВОД: его родина- центральная часть России).
Гжельская роспись делится на три вида. Посмотрите на изделия. Какие элементы видите?
Работа с таблицей (13 слайд)
Растительная роспись | Орнаментальная роспись | Сюжеты. |
Травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов | Шашечки, сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». | Природа, времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок. |
Учитель: Из-под кончика кисти появляются дивные узоры: цветы, гибкие стебельки и веточки, сказочные птицы. В чем секрет мастерства? В мазках и правильном соотношении синего и белого или сочетании «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба». Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.
Минутка здоровья
Учитель: Представим, что мы гжельские художники. Для розы нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками.
Давайте нарисуем розу (1 ученик идет к доске, рисует на заранее приготовленной чаше гжельскую розу.. Все остальные отложили ручки в стороны и нарисовали чашу в воздухе, а затем повторили все элементы, которые нарисует ученик у доски).
- Получилось?
Творческий практикум
Учитель: Попробуем нарисовать узоры. Только будем делать это не кистью по бумаге, а ручкой в тетради.
-Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Задание: описать узоры на представленных изделиях (письменно).
1) Вот квасник. Снаружи и внутри он расписан узорами веточек и цветов. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а узор оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому.
2) На солонке мастер использовал точки, линии разной толщины, сеточки, капельки.
3) На конфетнице крупными мазками написан темно-синий цветок. На белом фоне свободно раскинулись его листья. Узорная листва украшена мягкими завитками травы.
4) На дне блюда художник написал гжельскую розу с линиями и завитками, которые расходятся от центра подобно солнечным лучикам.
5) В центре вазочки- удивительной красоты цветок. Стебли и листья изображены склоненными от порыва ветра. Тонкие и частые мазки делают эту роспись живой и изящной.
6) Декоративная роспись на посуде отличается тонким растительным узором, выполненным синим и голубым тонами.
Задание: Составим план сочинения
Учащиеся составляют план (можно использовать заготовки):
- Синяя сказка. История промысла. Народный промысел.
- В мастерской. Волшебная кисточка.
- Удивительные изделия.
- Открываем выставку! Эта удивительная гжель!
Вопрос: С чего начнем сочинение ?
1) За что гжель нравится всем? Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
2) Синее чудо… Именно так называют в народе гжель. Вот и я залюбовался и решил попробовать…
3) Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. Мастера Гжели изобретательны и искусны. Взял мастер кисть, и расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы…
Вопрос: Чем закончим сочинение?
1)Искусство Гжели завоевало признание во всем мире…
2)Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Но искусству росписи нужно учиться…
8. Подведение итогов
Учитель:
- Понравилась ли вам экскурсия?
-Что же такое гжель?
Работа с ментальной картой
Ментальные карты
*Майндмэппинг ( mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой визуализации мышления. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.
В центре карты ( лист ватмана) записывается ключевое понятие ( Гжель), ученики записывают в процессе урока возникающие у них мысли и чувства .
9.Домашнее задание: Творческая работа по выбору:
Сочинение-описание действий «Незабудковая гжель»
Сочинение-описание действий « В мастерской по изготовлению гжели»
Сочинение-описание действий « Как добиваются получение синего цвета при изготовлении гжели?»
Учитель:
-Народное искусство живёт веками. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и памяти народных художников.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
Звучит отрывок песни
«Незабудковая гжель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 4 классе
Воспитание у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости...
Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме "Еда. Натюрморт."
Интегрированный урок по теме "Еда. Натюрморт" разработан для учащихся 6 класса(второй год обучения). На уроке используются информационно-компьютерных технологии, а именно компьютер и проектор, а так...
Серия интегрированных уроков английского языка и изобразительного искусства по теме: «Город.Село».
Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе.Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создат...
Современные технологии, направленные на формирование коммуникативных универсальных действий учащихся пятых классов на уроках русского языка и изобразительного искусства».
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования. Современная система об...
Разработка интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства
Данный урок является подготовкой к написанию сочинения - описания картины А.В. Чикачева "Одуванчики" с использованием причастий в 7 классе. На уроке проводится актуализация знаний по теме "Жанры изобр...
Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".
Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...
Интегрированный урок английский язык и изобразительное искусство. 7 класс. Тема "Весна"
Здесь представленны технологическая карта урока, конспект урока, презентация....