Обобщающий урок по теме"Деепричастие"( 7 класс, программа Бабайцевой)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Аверкина Татьяна Ивановна

Урок-обобщение по теме "Деепричастие" предполагает контроль знаний по теме урока, а также подготовку к письменной контрольной работе. Для проведения учебного занятия была выбрана нестандартная игровая форма - путешествие по лингвистическим станциям, что не могло не активизировать деятельность учащихся на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Деепричастие»

(7класс)

Форма урока: урок-путешествие с применением компьютерных технологий.

Цели урока:

  • Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии;

- совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

- отрабатывать умение правильно использовать деепричастия в речи;

- активизировать знания учащихся по теме «Причастие».

  • Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера);

- воспитывать чувство такта, умение слушать, умение анализировать;

- воспитывать чувство товарищества и коллективизма.

  • Развивающие:

- развивать у учащихся творческие способности и познавательные способности: речь, мышление, внимание, память.

Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора и выполнение индивидуального задания с помощью компьютера, экран, карточки с заданиями для групповой работы.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (слайд 1, название темы урока).

Постановка целей урока. Оформление записей в тетради: число, тема урока.

Пояснение по форме урока (слайд 2, карта страны «Лингвиния»):

Страна «Лингвиния» разделена на несколько областей. Как вы думаете. ребята, в какую область мы с вами сегодня отправимся? (В Морфологию.) Почему? (Именно М. изучает части речи.) Но посмотрите, деепричастия здесь нет. А дело в том, что оно появится только тогда, когда мы благополучно доберёмся до Морфологии.

Во время путешествия мы задержимся на нескольких станция,

- чтобы встретиться  со Знайкой и ответить правильно на все его вопросы,  

- помочь коту Леопольду выполнить задания,  

- весело отдохнуть

- и вновь прийти не помощь, теперь уже Незнайке.

И вот только тогда мы сможем встретиться с Деепричастием.

  1.  – Повторим сначала теорию.  «Продолжите фразы» -обращается к нам Знайка (слайд 3, станция «Всезнайка»).
  • Деепричастие – это…
  • Деепричастие совмещает в себе признаки…
  • Причастие совмещает в себе признаки…
  • Суффиксы деепричастий несовершенного вида…
  • Суффиксы деепричастий совершенного вида…
  • Деепричастный оборот – это…

Учитель: Изучая деепричастия, мы обратили внимание на то, что очень часто они встречаются в пословицах и поговорках. Запишите в своих тетрадях 2-3 пословицы, в которых были бы деепричастия, и выполните (устно) морфологический разбор 2-х деепричастий.

        

  1. Станция «Угадай-ка» (слайд 4).

Учитель:  Кот Леопольд тоже предлагает нам свои задания

- Образуйте деепричастия от глаголов (задание выполняется по вариантам)

I вариант: оглядываться, сверкать, плясать, уметь, купить, увидеть

II вариант: назначить, оторваться, стучать, быть, играть, ехать.

- Слитно или раздельно?

(Не)брежный, (не)покорённый, (не)застроен, (не)вспаханный, (не)виданный, (не)навидя, (не)спеша, (не)просмотренный мною.

Дополнительное задание: составьте с этими словами словосочетания.

4.Учитель: А теперь у нас весёлая станция «Минутка для шутки»  (слайд 5). 

Послушайте несколько весёлых историй из сборника «Знаменитые шутят». Деепричастия, которые вы встретите в текстах  этих весёлых историй, выпишите в свои тетради.

  1. Станция «Скорая помощь» (слайд 6).

Учитель: Жаль, конечно, но нередко, употребляя в своей речи деепричастия, мы допускаем ошибки. Сейчас мы поможем Снеговику понять, о чём идёт речь в этих предложениях. Запишите в тетради правильный вариант.

  • Придя на тренировку, у меня не оказалось спортивного костюма.
  • Окончив смотр больного, у врача возникло подозрение, что брат мой совсем здоров.
  • Выполнив задание, у нас получился неверный ответ.

- А теперь запишем несколько предложений под диктовку и графически обозначаем расстановку знаков препинания в этих предложениях (1 ученик работает у доски).

  • Забывая о возрасте, Андерсен охотно играл с малышами, отдаваясь этим забавам с искренним увлечением. (Календарь школьника).
  • Лёгкий ветерок пробежал по степи, неся глухой шум ушедшего поезда. (А. Чехов)
  • Медведь громко ворчал, с треском ломая ветки, дотягиваясь до кистей любимых сладких ягод. (Кучеренко. «Звери у себя дома»)

Учитель: Нас ожидает небольшая самостоятельная работа (7-8 мин.):

1 группа (15 уч-ся) – компьютерное тестирование

2 группа (6 уч-ся) – выполнение упр. из учебника

3 группа (4 уч-ся) – работа по карточкам

  1. Учитель: Наше путешествие заканчивается. Посмотрим, хорошо ли мы работали сегодня на уроке. Для этого вернёмся к нашей карте (слайд 7, на карте появляется закладка «Деепричастие»).

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайд 8): Составить небольшой рассказ, используя деепричастия, «Как я иду к доске отвечать выученный или невыученный урок».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Деепричастие и причастие"

Урок для учащихся 6 класса по обобщению материала после изучения глагольных форм. Преподавание ведётся по программе и учебнику Львовой....

Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс

Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие»

Урок проводится в форме семинара. Предварительно ученики получили вопросы к семинару. Подготовительная работа шла в группах, учитель консультировал детей.Вопросы к семинару:1....

Конспект обобщающего урока по теме: "Деепричастие"

Развернутый конспект демонстрирует ход урока обобщения, содержит в себе не только задания для всего класса, но и индивидуальные карточки, а также схему, заполняемую в ходе урока....

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....

РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте....