Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс
план-конспект урока географии (6 класс) на тему

Ветрова Елена Владимировна

Урок обобщает  знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с  текстом, сравнивать, анализировать, находить решение в нестандартных ситуациях.

Данный урок систематизирует знания учащихся и обеспечивает формирование интереса к географической науке, которые будут необходимой базой  при изучении последующих тем и предметов.

Данная форма урока (игра – соревнование) была выбрана в процессе отбора и анализа материала для занятия, т.к. на мой взгляд, это наиболее интересная, привлекательная форма для учащихся при проведения повторительно-обобщающего урока.  

В ходе урока развиваются:

- творческие способности (создавать разноуровневые задания )

- умения четко излагать свои мысли

- дух соперничества (желание быть первым, выигрывать)

- стремление к игровой деятельности

Приёмы, применяемые на данном уроке:

По степени познавательной деятельности:

1. Познавательный через самостоятельную деятельность.

По внешним признакам деятельности:

1. Игровой

2. Частично-поисковый (определить облака)

3.  Самостоятельная работа.

4.  Словесный (обсуждение)

По способу обучения:

1.  Индивидуальная работа и работа в группе

По источнику получения знаний:

1.   Наглядный (презентация)

 

На данном уроке использовались принципы доступности, научности, системности, сознательности своих действий.

На уроке присутствовала самостоятельная работа учащихся – как индивидуальная, так и групповая. Задания были репродуктивного и развивающего характера,  разноуровневые. Каждый вид работы предварял инструктаж учителя. Для снятия физического и психологического напряжения была проведена физ.минутка.

Учащиеся на уроке были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная, доброжелательная, располагающая к совместной работе:

- оптимальный темп речи  и четкая дикция учителя

- ведение урока эмоционально окрашено

- точно и доступно излагалась и использовалась научная

   терминология

- межпредметная связь (литература)

- рефлексия (что было значимо для каждого ученика).

   Урок соответствовал всем современным требованиям. Он спроектирован с учетом содержания программы и обязательного минимума содержания образования.

              Ставились учебно-познавательные задачи, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

           Состоялись дидактические отношения учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - учебный материал.

 На уроке я формировала  у учащихся такие компетенции:

·        целостно-смысловую (способность видеть и понимать окружающий мир);

·        регулятивную (целеполагание, планирование деятельности

·        учебно-познавательную (самостоятельная познавательная деятельность);

·        информационная (деятельность ученика с информацией);

·        коммуникативная (способность взаимодействия с окружающими людьми).

Домашнее задание носило дифференцированный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atmosfera.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

География 6 класс

Урок-соревнование по теме "Атмосфера"

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме “Атмосфера”. 

Задачи: 

  1. Закрепить, обобщить и расширить знания по теме “Атмосфера”.
  2. Развивать память, воображение детей, учить их устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение удивляться и смотреть на знакомые явления природы по-новому.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок-соревнование.

Оборудование: проектор, иллюстративные карточки с заданиями, атласы.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: МЕТЕОРОЛОГ, ЭКОЛОГ, КЛИМАТОЛОГ.

Что связывает людей этих профессий? Атмосфера. Тема урока.

Сегодня на уроке с героями м/ф «Вверх» мы отправляемся в путешествие по атмосфере.  Какие цели мы будем преследовать на уроке? Повторить изученный материал по теме «Атмосфера». 

Урок мы проведём с вами в форме игры. Итак, сегодня играют 3 команды: МЕТЕОРОЛОГИ, ЭКОЛОГИ, КЛИМАТОЛОГИ.

Каждая команда получает по три воздушных шара с номером конкурса. Один шар остаётся у учителя. По жеребьёвке по одному лопаются шарики, обозначая номер конкурса.

1конкурс: “Народные приметы ” – групповая работа

Задания для трёх команд на листочках. Определить, по народной примете погоду.

1. Перед ясной погодой

  1. заходящее солнце ярко-красное,
  2. небо звездное;
  3. ласточки высоко летают;
  4. кошка умывается;
  5. лягушки вечером громко и долго квакают;
  6. комары и мошки в вечернее время толкутся столбом;

2. К ненастной погоде

  1. облака будто чернилами облиты;
  2. кошка скребет лапами стену;
  3. дворовый пес целый день сонный;
  4. птицы хохлятся;
  5. вороны летают высоко;
  6. мухи ищут укрытия;

3. Перед дождем

  1. облака идут низко;
  2. собака катается по земле;
  3. воробьи купаются в пыли;
  4. кузнечиков не видно и не слышно;
  5. комары сильно кусаются;
  6. дождевые черви ползают по дорожкам;

Предсказание погоды на апрель (буклеты)

2 конкурс «Фокусный»

Учитель показывает опыт с пластиковой бутылкой (закрытая  и открытая крышечка). Учащиеся должны его разгадать. Влияние атмосферного давления.

3 конкурс “Загадочный” – коллективная работа
(За правильный ответ ставится по 1 баллу)

1. Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)

2. Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

3. Похож я с виду на горох, где я пройду переполох. (Град)

4. Летит птица – орёл,
Несёт в зубах огонь.
Огневые стрелы пускает,
Никто её не поймает. (Молния)

5. Есть на свете конь, всему миру не сдержать. (Ветер)

6. Поднялись врата – всему миру красота. (Радуга)

Физминутка.  Стихотворение размещено на стенах в классе. Преподаватель читает стихотворение о природе Р. Гамзатова, учащиеся его находят на стене.

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа!

4 конкурс: “Заоблачный ” – работа в парах.

Подобрать название соответствующее изображённому облаку. Работа с учебником (стр.159 «Виды облаков»)

Высококучевые облака

Перистые облака 

Кучевые

Кучево-дождевые

Слоисто – дождевые облака    Проверка по ключу.

5 конкурс: “Оборудование на метеостанцию ” – индивидуальная работа
(За каждый правильный ответ – 1 балл)

Задание. Из предложенных картинок выбрать оборудование необходимое для измерения явлений происходящих в атмосфере.

Проверка по ключу.

6 конкурс: “Загадочные явления в атмосфере” – работа в группах

Каждая команда получает по одному заданию.

1. Поэт А. Лёвушкин так описал это явление:

“Как есть наваждение прямо:
Ни сумерек нету, ни звезд
Лишь солнце умоется в море
И вновь занимает свой пост.

Вопрос: Где наблюдается такое явление? Чем оно обусловлено? (За полярным кругом, когда наступает полярный день)

2. В трудах М.В.Ломоносова есть такие строки:

Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Вопрос: О каком явлении природы говорил учёный? (Полярное сияние. Наблюдается в полярных широтах земли)

3. Где на Земле день всегда равен ночи, а солнце дважды в году бывает в зенит – в день осеннего и весеннего равноденствия? (На экваторе)

7 конкурс «В гостях у Стрибога» - коллективно

- Что объединяет эти, на первый взгляд разные предметы? (Баргузин, Сарма, Доктор, Каменщик, Фен) Названия ветров. Кто же такой Стрибог? Бог ветров.

Дополнительная информация «Разнообразие ветров»

Верховик (Ангара) - северный ветер, дующий с северного конца озера из долины Верхней Ангары, в южном или юго-западном направлении.  БАРГУЗИН - дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Ветер ровный с постепенно нарастающей мощью. САРМА - разновидность горной, самый сильный и страшный из ветров на Байкале, отличается коварной внезапностью, порывистостью и ураганной силой - более 40 м/сек. КАМЕНЩИК - Жаркий, сухой и пыльный ветер, дующий из пустыни; свое название получил потому, что поднимает и разносит пыль с каменистых полей на юге от Сиднея. ДОКТОР (англ. doctor) — это летний прохладный (освежающий) морской бриз.  ФЁН - ветер, часто сильный и порывистый, с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха, дующий время от времени с гор в долины.

8 конкурс «Догадайся» - коллективная работа. Разгадывание ребусов ведётся коллективно.

1)




(Температура)

2)

(Заморозок)

3)

(Влажность)

4)

(Туман)

5)

(Воздух)

9 конкурс «Путешествие» - работа в парах

Команды выбирают задание в конверте. Определить температуру воздуха в городах: Магадан, Иркутск, Сочи.

Географический объект

Температура

Домашнее задание. Составит ребус, сказку, которая бы начиналась со слов «Однажды,  я превратился в снежинку  …»

Заключительная часть:

В конце урока подводятся общие и личные результаты. Рефлексия «Пятёрка»

1. После урока я стал(а) знать больше;

2. Углубил (а) знания по теме, могу применить их на практике;

3. На уроке было над, чем подумать;

4. На все вопросы возникающие в конце урока, я получил (а) ответы;

5. На уроке я работал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии тема "Атмосфера" 6 класс (приборы для измерения погоды)

Данную презентацию можно использовать на уроках географии в 6 классах при изучении темы "Атмосфера". А именно урок "погода"....

Повторительно-обобщающий урок по теме «Атмосфера» 6 класс

Урок обобщает  знания учащихся об атмосфере. Опирается на навыки, умения учащихся характеризовать строение, свойства, применение их в рамках изучаемой темы; умения работать с  текстом, сравн...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Повторительно-обобщающее занятие по обществознанию для 10 класса

Данная разработка выполнена в соавторстве с учителем истории и обществознания нашего ОУ Решетовой Яной Петровной. Повторительно-обобщающее занятие по обществознанию в игровой форме за 10 класс. Разраб...

Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.

За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...