Открытый урок по теме "Наречие", урок-обобщение в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Гасанова Фарида Алинеседовна

Аннотация

 Особенностью предлагаемого материала является личностно – ориентированный подход, который реализуется в системе творческих работ, в форме кооперативного обучения, что предполагает работу в малых группах, в парах, ротационных группах , создаваемых на основе обучения учащихся разного уровня подготовки. Урок итоговый по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Урок русского языка в 7 классе по теме:

                  Обобщение по теме "Наречие".

Разработан

учителем русского языка и литературы

I квалификационной категории

Гасановой Ф.А.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков по изученному

разделу.

Цели урока:

1. Образовательная:

обобщить и расширить сведения о наречии как части речи;

повторить орфограммы, связанные с изучением наречий, морфологический

разбор наречия;

формирование орфографической зоркости учащихся;

2. Развивающая:

развитие логического мышления, внимания, речи при доказательном

объяснении правописания слов на определённый вид орфограмм, при нахожде

нии наречий в тексте, при корректировке ошибок заданного вида;

3. Воспитательная:

воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при

выявлении групп орфограмм;

привитие интереса к урокам русского языка, в том числе при проведении

уроков-путешествий по систематизации и обобщению изученного.

Форма проведения урока: урок - путешествие.

Оборудование: учебник русского языка для 7 класса для общеобразовательных

учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,

Л.А.Тростенцовой и др.,научн. ред. Н.М.Шанский, - 29-е изд. -

М.: Просвещение, 2007; рабочая тетрадь учащихся;

 карточки для самостоятельной работы уч-ся,

карточки-тексты.

                                                                     Ход урока:

Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе по теме урока.

1.Слово учителя: - Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.Какое у вас сегодня настроение?

Ребята, мы сегодня с вами как этот апельсин. Нас много, но если его  поделить на дольки, столько мнений, сколько и долек. Получается, как мы сегодня с вами будем работать? (Сообща, дружно, вместе, сплоченно)

Ребята, посмотрите в окно: как тепло, ярко, ослепительно светит солнце, медленно падают снежинки и тихо ложатся на землю, нам всем радостно и весело.

Обратили ли вы внимание, сколько наречий я произнесла для того, чтобы описать то, что мы видим за окном?

Сформулируйте тему нашего урока

Мы повторим и обобщим весь пройденный материал по теме «Наречие».

2. Сообщение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока.

А какие цели мы поставим перед собой? (Повторить и обобщить изученного по теме «Наречие», закрепить правописание наречий, умение использовать наречия в речи.)

А чтобы нам интересно было повторять, мы с вами совершим небольшое космическое путешествие. Итак, представьте себе, что мы входим в состав команды, которая должна лететь на Луну или хотя бы на межпланетную станцию.
Пока мы еще находимся на Земле , наслаждаемся воздухом, наполненном запахом зелени и проходим последние испытания  перед полетом. Мы не сможем  путешествовать, если вы не сумеете выполнить какое-либо задание. Поэтому все ребята должны работать активно.

Откройте тетради. Начнем заполнение путевого листа. Запишите число и тему урока: «Наречие. Повторение и обобщение изученного».

Прежде чем начать путешествие, познакомимся еще раз с наречием.

Прошу любить и жаловать господин Наречие.

Творчество учащихся. Познавательная информация.

1. Выступление ученика в роли Наречия.

–  Давайте знакомиться. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие (показывает рисунок)

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u222468/t1540962640ab.jpg

2.И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

3.Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

 Итак, я  предлагаю небольшую разминку.  Откройте учебники на стр.   Попробуем ответить на вопросы.

Учитель: Итак, начинаем наше путешествие…

Первый этап урока. Заправка горючего.

Мы готовы к взлету. Нашу ракету вынесет на Орбиту ракетоноситель. Он состоит из 6 отсеков. Чтобы старт прошел успешно, мы должны наполнить их горючим - наречиями разных смысловых групп (их тоже 6), состоящих из 6 букв.

Я буду читать предложения, вы на слух определяете в них наречия, называете их смысловые группы, а затем записываете их в свои тетради через запятую в строчку.

1.Справа примыкают к реке заволжские степи.

2.Иногда перед заходом солнца мы выходим на берег озера.

3.С севера сильно дул ветер.

4.Работа экспедиции проходила в крайне тяжелых условиях.

5.Я сглупа, не подумавши, прыгнул с обрыва.

6.На смех его нарядили в костюм клоуна с красным колпаком и нелепым носом.

( Один из учащихся заполняет кроссворд-ракету на доске, остальные пишут в тетрадях).

Вот наше горючее залито в баки. Можно отправляться в полет.

Второй этап урока. Работа в открытом космосе.

Мы с вами разделились на 4 исследовательские группы, и каждая группа получила задание.

Первая группа «Теоретики», вам слово.

Выступление учащихся.

Знаете ли вы, что наречие занимает 4 место по количеству после  глаголов, существительных и прилагательных. А по числу употребления наречие занимает 6 место. Эти сведения мы взяли из словарей

Слово учителя: Вы приготовили какое-нибудь задание для нас?

Учащийся из группы «Теоретики».

Найдите в  тексте  наречие, подчеркните их и докажите свою точку зрения. 

                                                                    Солнце

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.  Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Слово учителя.

От каждой группы по два наречия. По каким признакам вы будете находить наречия? (По вопросам, от каких слов зависят, нет окончания) Ваше задание называется «Вывод наречия».

Слайд 3.

Выступление группы «Исследователи».

 Какие способы словообразования характерны для наречий? От каких частей речи они образованы? С помощью каких морфем образуются наречия?.

Исследовав  эту часть речи, мы пришли к выводу, что наречия образуются от разных частей речи. Например, наречие доверчиво образовывается от прилагательного доверчивый, по-моему от местоимения мой и т.д. Также разнообразны и способы образования наречий приставочный, приставочно-суффикс. и суффикс. Способы.

Задание 1. Определите способ образования данных наречий:

вдали – (приставочно-суффиксальный);
медленно – (суффиксальный);
мягко – (суффиксальный);
быстро-быстро – (сложение слов);
тише – (суффиксальный);
когда-то – (суффиксальный).

Задание 2.

 Скажите, пожалуйста, какая часть речи изображена на доске?
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659952/f_clip_image004.gif

Как вы догадались? (отсутствие окончания)

А сейчас вам из предложенных наречий нужно выстроить словообразовательные цепочки. Пример перед вами.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659952/f_clip_image006.gif

Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!

А так же: еле-еле, нехорошо, творчески, никуда, досуха, чуть-чуть.

Нравственно – нравственный (суф-й); физически – физический (суф-й); Вперёд – перед (приставочный); неудержимо – неудержимый (суф-й); еле-еле (сложение), нехорошо (приставочный), творчески (суф-й), никуда (приставочный), досуха (прист.-суффиксальный), чуть-чуть (сложение).

 Выступление группы «Историки».

  Вы должны были поработать с этимологическими словарями.

Как отличить наречие от других частей речи? По вопросам мы можем подобрать синонимы. Этимологию нужно знать для того, чтобы правильно  записывать наречия. Этимология – это наука о происхождении слова.

 Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нём происходят процессы утраты одних слов и появление других.

Дотла – от тьло – почва, пол, основание; слияние предлога до с формой родительного падежа.

Невмоготу – собств. русское, является сращённым сочетанием не в моготу, в котором могота – сила, мочь, возможность.

Начеку – собств. русское, от сущ. Чек – стража, ожидание и предлога на.

Наружу – собств. русское, от сущ. Ружь – внешность, вид (в вин. падеже) и предлога на

Сегодня образовалось из местоимения сего (сей – «этот» и имени существительного дня. Сегодня – значит «этого дня».

Завтра – это старый творительный падеж имени существительного утро: заутро. Звук у превратился в в. Получилось завтра.

 Запишите эти наречия дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь в тетрадь. Составьте с ними словосочетания.

Выступление группы «Грамотеи».

  Синтаксическая роль наречий в предложении. В предложении  наречия чаще бываю обстоятельством.

 Синтаксический разбор простого предложения.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659952/f_clip_image002.gif

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.)

Морфологический разбор наречия мужественно.

Нареч.; общ. грамм. знач.– признак действия.

Неизм.–

Стоит (как?) мужественно, обстоятельство образа действия 

Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.

Третий этап урока. Космонавты-переводчики.

Слово учителя

Члены экипажа корабля должны в совершенстве владеть русским языком, так как, встречаясь с  представителями иных миров, должны будут познакомить их с многогранностью своего языка. У вас  на партах приземлились загадочные звезды- это послания инопланетян. Какое же задание они нам предлагают?

Задание: На лучах солнца написаны фразеологизмы и подбирается к нему наречие. Затем все записывают и фразеологизм ,и наречие.

Содержание первой звезды:                                       Содержание второй звезды:

Вымокнуть до нитки – насквозь                           Выполнить как Бог на душу положит - небрежно

С глазу на глаз – наедине                                       Как гром среди ясного неба - неожиданно

Работать спустя рукава – плохо                            Как кошка с собакой - недружно

Прийти в самый раз – вовремя                             Как сонная муха - медленно

Подмигивать время от времени-изредка           Носить воду решетом – безрезультатно

Четвертый этап урока. Стыковка кораблей.

Впервые в практике пилотируемой космонавтики стыковку кораблей на Орбите осуществили космонавты Владимир Шаталов и Борис Волынов. Мы тоже с вами подлетаем к нашей станции. Нам необходимо подготовиться к стыковке. Стыковка произойдет ,если мы соединим части слов в одно и получим новое слово – наречие.

Поговорить  –приставку

Космос – корень

Синонимический – суффикс

Руки – окончание

Пятый этап урока. Возвращение домой.

Слово учителя: Это один из ответственных этапов полета. Чтобы ракета быстро и без препятствий возвратилась на Землю, необходимо правильно выполнить задание. На доске изображен наш путь через  наречия.

                                                                   Игровое поле.

Станция

           1                                        8                                         9

Отнюдь не часто           не весело, а грустно                    нелепо

           2                                        7                                          10

По-летнему                  увлекательно                                 настежь

           3                                        6                                         11

Где-нибудь                  торжественно                                  прочь

          4                                         5                                         12

Снова                            заново                                              свежо

13                                                  14

Никогда                          некогда                     Земля.

Способ выполнения: ученики кидают кубик поочереди и устно объясняют орфограммы наречий.

8 этап урока. Адаптация космонавтов. 

Вот мы уже на Земле.

Пожелания гостям!
Подберите наречия к пожеланиям.

Мы Вам желаем …… .

1.  ________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.  
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________.

(Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)

16.Рефлексия.

Итог. - Что повторили на уроке?

-С какими орфограммами мы сегодня работали на уроке?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

- Ребята, как вы оценили свою работу на уроке?

Закончи одно из предложений.

Сегодня на уроке я пришёл к выводу …

Мне было сложно … .

Мне было легко … .

Хочу пожелать … .

Сегодняшний урок … .

 

Оценить работу учащихся 

-Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.

 - С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Южно-Сухокумск

 

                                                               

    https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u222468/t1540962640ab.jpg                                                                                             

                                                                                                     Подготовила:

                                                        учитель русского языка и литературы                   МКОУ СОШ №4

Гасанова Фарида Алинеседовна

г. Южно-Сухокумск

2018-2019 учебный год

Аспектный анализ урока  «Повторение изученного о наречии»

Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Тип урока: урок закрепления знаний с использованием ИКТ на всех этапах урока

Форма проведения: Урок-путешествие

Класс 7

Межпредметные связи: Астрономия, история.

Цели урока:

Формировать интерес к знаниям; доброжелательное отношение и взаимопомощь.

Обобщить знания учеников по теме: «Наречие».

Проверить знания по теме.

Ликвидировать пробелы в знаниях.

Совершенствовать умения и навыки по данной теме.

Развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями.

Введение в анализ урока

Урок дан в соответствии с тематическим планированием

Использование компьютерной презентации оправданно

Роль компьютера на уроке

Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока

Обсуждаемые задания выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути заданий, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации

Учителю компьютер — подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися

Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.Работа по группам

( поэтапное выполнение заданий)

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

+ расширение и углубление знаний по предмету +реализация межпредметных связей

4.Чтение и маркировка текста

+развитие оперативной памяти

+ умение работать в паре

+развитие зрительной памяти

5.Работа с тестом

+умение выбрать правильный ответ

+закрепление полученных ранее знаний

6.Дом. задание

+быстрота выполнения задания

+ глубина знаний и умений

+учащиеся приходят к выводу, как важно иметь прочные знания

Рефлексия урока: отзыв об уроке

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да — 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да — 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да — 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

Да — 90%

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.

Директор

МКОУ СОШ № 4_____________________________/Сулейманов Р.Р./

 г. Южно-Сухокумск                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме «Наречие» 7 класс Урок обобщения и систематизации знаний Гасанов а Фарида Алинеседовна Учитель русского языка и литературы Первой квалификационной категории МКОУ «СОШ № 4 » г. Южно-Сухокумск

Слайд 2

Ход урока Организационный момент Сообщение темы урока Творчество учащихся. Работа в группах Первый этап урока. Заправка горючего. Второй этап урока. Работа в открытом космосе. Третий этап урока. Космонавты-переводчики. Четвертый этап урока. Стыковка кораблей. Пятый этап урока. Возвращение домой. Шестой этап урока. Адаптация космонавтов. Итог урока

Слайд 3

I .Организационный момент Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

Слайд 4

II. Сообщение темы урока На сегодняшнем уроке мы повторим основные сведения о наречии, постараемся систематизировать знания по теме «Наречие»

Слайд 5

НАРЕЧИЕ –самостоятельная часть речи Обозначает признак Действия: быстро бежать, громко аплодировать Предмета: дом напротив, яйцо всмятку Признака: очень глубокий, кричаще ярко , достаточно вызывающий

Слайд 6

определяете в них наречия, называете их смысловые группы, 1.Справа примыкают к реке заволжские степи. 2.Иногда перед заходом солнца мы выходим на берег озера. 3.С севера сильно дул ветер. 4.Работа экспедиции проходила в крайне тяжелых условиях. 5.Я сглупа, не подумавши, прыгнул с обрыва. 6.На смех его нарядили в костюм клоуна с красным колпаком и нелепым носом.

Слайд 7

г руппы «Теоретики». Солнце Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Слайд 8

группы «Исследователи». Задание 1. Определите способ образования данных наречий: вдали – медленно – мягко – быстро-быстро – тише – когда-то –

Слайд 9

группы «Исследователи». Задание 1. Определите способ образования данных наречий: вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный). .

Слайд 10

Задание 2. Скажите, пожалуйста, какая часть речи изображена на доске?

Слайд 11

А сейчас вам из предложенных наречий нужно выстроить словообразовательные цепочки. Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья! А так же: еле-еле, нехорошо, творчески, никуда, досуха, чуть-чуть.

Слайд 12

Нравственно – нравственный ( суф -й); физически – физический ( суф -й); Вперёд – перед (приставочный); неудержимо – неудержимый ( суф -й); еле-еле (сложение), нехорошо (приставочный), творчески ( суф -й), никуда (приставочный), досуха (прист.-суффиксальный), чуть-чуть (сложение ). . . .

Слайд 13

группы «Историки». Запишите эти наречия д отла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь в тетрадь. Составьте с ними словосочетания

Слайд 14

группы «Грамотеи». Морфологический разбор наречия мужественно. Нареч.; общ. грамм. знач.– признак действия. Неизм.– Стоит (как?) мужественно, обстоятельство образа действия Ударить наотмаш …, сплош … и рядом, оттолкнуть проч …, сделать точ … – в – точ …, выйти замуж…, открыть настеж …, невтерпеж… от холода.

Слайд 15

Стыковка кораблей. Поговорить –приставку Космос – корень Синонимический – суффикс Руки – окончание

Слайд 16

Возвращение домой. Игровое поле. Станция 1 8 9 Отнюдь не часто не весело, а грустно нелепо 2 7 10 По-летнему увлекательно настежь 3 6 11 Где-нибудь торжественно прочь 4 5 12 Снова заново свежо 13 14 Никогда некогда Земля .

Слайд 17

Домашнее задание Составьте в шуточной форме 5 предложений на тему «Перемена в школе», используя в них наречия.

Слайд 18

Домашнее задание Составьте в шуточной форме 5 предложений на тему «Перемена в школе», используя в них наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. БИО КВН. Урок обобщения Рыбы.

Конспект урока БИО КВН.  Способствует расширению кругозора.  Повышает интерес к предмету....

“Конспект урока “ CHRISTMAS CELEBRATIONS”. Урок-обобщение в 6 классе ”.

КОНКУРСНАЯ РАБОТА                           ...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Открытый урок по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия».

Открытый урок  по истории в 7 е классе на тему:«Встреча миров. Великие географические открытия  и их последствия»....