Методическая разработка урока "Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования. Рецензия".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Разработка урока отражает методику подготовки и проведения игры-диспута на заданную тему при изучении публицистического стиля речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publitsisticheskiy_stil_rechi_retsenziya.doc | 38 КБ |
publitsisticheskiy_stil_rechi.ppt | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
преподавателя русского языка и литературы
Нанаровой Оксны Александровны
ТЕМА УРОКА: Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования. Рецензия.
ЦЕЛИ УРОКА:
обучающая: 1. обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль
речи
2. научить писать рецензию на заданный текст
3. учить отстаивать собственную точку зрения, уметь ее доказать
4. закрепить навыки правописания
развивающая: 1. развивать умение пользоваться общественно-политической
лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального
воздействия на слушателя, читателя
воспитательная: 1. формировать бережное отношение к родному языку
2. воспитывать культуру общения
ТИП УРОКА: комбинированный урок
МЕТОД ВЕДЕНИЯ УРОКА: практический с элементами беседы
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: компьютерный класс
ОСНАЩЕНИЕ: мультимедийный экран, ноутбук, компьютеры, раздаточный материал
МПС: программное обеспечение, информатика
ВПС: стилистика
Ход урока
- Объявление темы урока:
Тема урока «Публицистический стиль речи» (слайд 1 ) - учащиеся записывают тему.
У: Сегодня мы обобщим знания об основных признаках и особенностях функционирования публицистического стиля речи, вы напишете рецензию на предложенный текст, затем проведем игру-диспут на заданную тему, т. е. попытаемся выступить в роли публицистов. Кроме того мы проведем тестирование и самостоятельную работу на выявление ваших знаний и умений в различных разделах русского языка.
- Беседа.
Вспомните, какие вы знаете стили речи?
Ответы:
разговорный | книжный |
Научный художественный официально- публицистический деловой |
(слайд 2)
2. Какими стилями речи вам приходилось пользоваться в своей жизни?
Ответы: разговорный – при общении между собой
научный – учебники, научные журналы
художественный – на уроках литературы, худ. Тексты
официально-деловой - составление документов(заявлений, объяснительных, доверенностей и т. д.
публицистический – газеты, телевидение, радио
3. Что такое публицистика? (род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни)
4. А людей, которые создают эти произведения называют? (публицистами). (слайд 3)
5. Публицистический – значит общественный. Значение того слова произошло от латинского publicus.
6. Какую сферу человеческой деятельности затрагивает публицистика?
(общество, политика, экономика, культура).
( слайд 4)
7. Приведите примеры областей функционирования публицистического стиля ( средства массовой информации, публичные выступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, доклады, дискуссии).
(слайд 5)
8. Какова их роль в жизни общества? Или функция произведений публицистического стиля? (обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным поступкам, действиям)
(слайд 6)
9. На прошлом уроке мы обращались к тексту публицистического стиля, выявили некоторые его особенности, характерные черты. Какие признаки публицистического стиля вы можете назвать? (актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, оценочность, четкость, логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (художественного и научного, иногда разговорного.)
(слайд 7)
У.: Многие из ваших сочинений тоже могут являться примерами использования публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявление публицистического стиля.
Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань. А то и в драку. Если же мы подойдем к этому более сознательно, то сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. «Язык – главная объединительная форма всех видов деятельности, первооснова сего, что делает человека личностью». (Е. Альянова)
Правильно и красиво владеть языком необходимо и тем, кто имеет свое собственное мнение и хочет научиться формировать его. Давайте проследим, как доказывает свою точку зрения известный детский писатель К. Чуковский.
3. Чтение текста учителем. Учащиеся получают задание: «О чем этот текст, какую проблему поднимает автор?»
4. Беседа по тексту.
- К какому жанру публицистического стиля речи вы отнесете этот текст?
( к проблемному очерку)
- Какой социально-значимый вопрос рассматривается в тексте? ( морально-этический: этика – один из элементов человеческой культуры)
- По какому типу строится проблемный очерк? (рассуждение).
- Из чего состоит рассуждение? (тезиса – постановки проблемы, доказательства и опровержения тезиса – приведение доводов с привлечением примеров, вывода).
- Определите тему и основную мысль текста.(тема – о чистоте русского языка и насыщения его в молодежной среде жаргонами и вульгарными словами; гл. мысль – злокачественность жаргона в том, что он обедняет чувства человека, делает его грубым.)
- Какие признаки публицистического стиля вы можете указать в этом тексте?
- ярко выражена авторская позиция (2, 4, 8, 11 и др.)
- риторические вопросы ( 12, 22, 24)
- экспрессивная лексика (авторские неологизмы, разговорная лексика, эпитеты)
- текст построен по принципу диалога с читателем, использование прямой речи.)
- несложные синтаксические конструкции
- соблюдены логичность, последовательность рассуждения, доказательность.
5. У.: Я не зря представила вашему вниманию этот текст. современное состояние русского языка в России вызывает тревогу профессиональных словесников, ученых-лингвистов, писателей . Как вы думаете, почему? Эта информация, может быть, станет вам подсказкой при размышлении над текстом. Ваша задача – написать отзыв, высказать свою точку зрения относительно той проблемы, которая поднята К Чуковским.
(слайд 8) – на экран выводятся слова, значение которых может вызывать сомнение.
6. Написание рецензии (10-15 минут)
7. Заслушивание работ, их анализ.
8. Я знаю, что среди вас есть те, кто думает иначе. И кто из вас в большинстве, мы проверим это после игры-диспута «К барьеру!»
(слайд 9)
9. Проведение игры. (условия и ход игры: после гонга 2 дуэлянта сходятся к барьеру пытаются доказать примерами из жизни свою точу зрения, затем выступают секунданты. Они оценивают выступления дуэлянтов, аргументируют свой выбор, слушатели голосованием отдают свои предпочтения тому, чья речь оказалась более убедительной, доказательной, интересной.)
10. Проведение тестирования – 7 м. ( 1 группа), в случае, если будут допущены ошибки, вы сможете повторить правила не выходя из программы. (для этого войдите в « Мои документы - русский язык - правила».)
2 группа выполняет самостоятельную работу с последующей проверкой.
У.: Задание подготовили наши учащиеся, я предлагаю его вашему вниманию, на выполнение отводится 5 минут. Читается задание и предложения.
- Проверку в группе № 2 осуществляют подготовленные учащиеся .
- Преподаватель выясняет в группе № 1, на какие правила тестируемые допустили наибольшее количество ошибок.
11. Подведение итогов урока.
12. Домашнее задание: повторить правила на темы..., подготовьтесь к дискуссии на тему: «Что важнее: кем быть или каким быть?»
13. У.: Мы – носители слова, мы – объясняем себя и свою позицию с помощью слова, словом познаем мир и живем внутри непрестанно развивающегося слова, сами развиваем его и тем самым влияем на мир.
И в наших с вами руках - сделать этот мир лучше. Задумывайтесь чаще над тем, что вы говорите, как общаетесь между собой, ясно ли выражаете свои мысли. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступней для понимания, чем она красивее и выразительнее, тем сильнее воздействует на слушателя. И в завершении хочется вспомнить слова известного писателя А. М. Горького: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка – есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общество Политика Экономика Культура Спорт Publicus – общественный
Области употребления Средства массовой информации Выступление Доклад Дискуссия
Цель публицистического стиля речи: Обсудить Воздействовать Привлечь внимание
Характерные черты публицистического стиля Актуальность Оперативность Своевременность Образность Экспрессивность Логичность Общедоступность
Жанры публицистического стиля речи Статья Заметка Репортаж Фельетон Очерк Дискуссия Доклад Устное выступление
Значения слов Вульгарный – пошлый, грубый, непристойный Жаргон – речь какой-либо социальной группы, отличающаяся от общего языка Циничный – наглый, бесстыдный, проникнутый пренебрежением к нормам общественной морали Безапелляционный – категорический, не допускающий возражений Беспристрастный – справедливый Экзотический – необычный, причудливый, диковинный, поражающий своей странностью
ТИП РЕЧИ – РАССУЖДЕНИЕ Тезис – постановка проблемы. Доказательства и опровержения тезиса (приведение доводов с привлечением примеров) Вывод.
ПЛАН РЕЦЕНЗИИ Характеристика актуальности проблемы, поднятой в тексте. Сведения об авторе (если они известны) и времени написания произведения. Тематика, проблематика, идея текста. Анализ двух-трех основных мыслей автора, изложенных в тексте, комментарий к ним. Выражение собственного мнения, приведение аргументов, доказывающих вашу точку зрения. Тип речи и особенности композиции. Художественные средства, которые позволяют выразить точку зрения автора. Основные выводы.
К барьеру ! Культура общения в молодежной среде
Задание 1 : Перепишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Свой ответ аргументируйте . Надо в себе воспит..вать вкус к хорош.. му языку. Умес..но будет напомнить что язык создается народом. Нет (ни)чего такого что нельзя было(бы) ул..жить в пр .. стые яс..ные слова. Слово- одежда всех фактов всех мыслей. Высокая культура речи- это умение правильно точно и выразительно п..р..давать свои мысли средствами языка.
Мы – носители слова, мы объясняем себя и свою позицию с помощью слова, словом познаем мир и живем внутри непрестанно развивающегося слова, сами развиваем его и тем самым влияем на мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»
Тема: Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля.Цель урока: формирование умения анализировать текст.Задачи урока: - обобщить знания об особенн...
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...
Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"
Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
Предлагаемые уроки развития речи в 6, 8, 9 и 10 классах являются плановыми уроками по изучению официально-делового стиля. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг, деловых отношений ...
Методическая разработка по теме "Официально-деловой стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования".
Разработка уроков для студентов СПО, обучающихся профессии «Автомеханик». Цель: показать методику применения межпредметных связей на уроках русского языка....
Презентация-разработка урока "Стили речи" (5 класс)
Презентация к учебнику Ладыженской Т.А. и др....