Открытый урок русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Учитель русского языка и литературы Панова Д. С.
МОУ СОШ №4 г. Высоковск.
Тема урока: Согласные звонкие и глухие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
Составил преподаватель МОУ СОШ №4 г. Высоковск
Панова Дарья Сергеевна.
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Учитель русского языка и литературы Панова Д. С.
МОУ СОШ №4 г. Высоковск.
Тема урока: Согласные звонкие и глухие
Цели урока: повторить изученное о парных и непарных по глухости-звонкости согласных; формировать умение различать сильную и слабую позицию согласных для выбора орфограмм, ввести понятие сонорных согласных.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент. Этап мотивации. | Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом. |
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II Проверка домашнего задания | I Игра Верю-Не верю при проверке домашнего задания.
(Не верю, они делятся на гласные и согласные)
(Не верю, они бывают еще и глухие и звонкие.)
II. Раздаются листы с предложениями, надо исправить все ошибки. Акуратность чилавека красить. Помнению увчёных чилавек паявился окала двух милионов лет назат. Мы гуляли полессу и видили такие грибы рыжики сыроешки белые. Друзя пазнаюца в биде Щастье бес труда недаёца Меняются друг с другом, учитель диктует правильные предложения, проверяют друг у друга, исправляют ошибки, ставят оценки. . | Отвечают на вопросы Исправляют ошибки, записывают предложения в тетрадь | |
III. Самоопределение к деятельности IV Работа по теме урока | Ученикам раздается модель изучаемого предмета. Во время урока ребята закрашивают нужным цветом поле. Зеленый – все понятно Желтый 50*50 Красный – ничего не понятно. На доске выводится стихотворение. Учитель: Прочитайте на доске стихотворный текст. К какому выводу он вас подводит? Что случилось? Не пойму! Растолкуйте, что к чему! Деньги стали нашивать, А заплаты –наживать! Лук скосили мы козой, Козлик бегает с косой… Луг нам подали к обеду. Папу сделали из снега… На сосне в гнезде –софа, У стены стоит сова. У больного снова шар, К небесам поднялся жар. Баба ходит с бородой..
Слово учителя: Давайте теперь исправим ошибки и прочитаем правильный текст. Работа с фразой. На доске выведено предложение: Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг. Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её. Задает вопрос: - какие согласные претерпели изменения при письме? - Прочитаем, как нужно. - Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким? - Какой вывод можно сделать? Учитель: А теперь запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит? ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ Вопросы к аудитории? - Как вы считаете, что мы будем проходить сегодня на уроке? - Как вы считаете, ДЛЯ ЧЕГО МЫ БУДЕМ ЭТО ИЗУЧАТЬ? На доске выведены следующие слова. Задание: запишите слова в тетрадь в столбик и начальный согласный замените парным ему. Дом-том Дочка- точка Корка- порка Жалость-шалость Голос-колос Злить-слить Что изменилось в этих словах? Правильно, молодцы, а какие теперь значения приобрели слова? Давайте прочитаем стихотворение (на доске выводится стихотворение): У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. Учитель задает вопрос: что происходит со звонким согласным в выделенных словах? Правильно. Если звонкий согласный звук в потоке речи меняется на глухой, то это явление называется оглушением. На доске выводятся четверостишия. Учитель: В какой позиции происходит оглушение согласного? Подберите к ним проверочные слова. Ко всем ли словам можно подобрать проверочные? Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. (С. Аксаков) Пруд качал в себе звезду, Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду Золотая рыбка. (К. Д. Бальмонт) На доске выведены следующие слова. Задание: запишите слова в тетрадь в столбик и начальный согласный замените парным ему. Тело- дело Почка-дочка Слой- злой Шар-жар Тоска-доска Что изменилось в этих словах? Правильно, молодцы, а какие теперь значения приобрели слова? Если глухой согласный звук меняется на звонкий, это явление языка называется озвончением. Кроме глухих и звонких согласных звуков есть еще и СОНОРНЫЕ (звучные) согласные. В этих согласных звуках голос преобладает над шумом. Это согласные Л, ль, М, мь, Н, нь, Р, рь, Й. Давайте попробуем произнести эти согласные. Физкультминутка Ученики по цепочке встают и садятся змейкой в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Главное – не мешать. Если собьются, то начать заново. УЧИТЕЛЬ ВЫЗЫВАЕТ ОДНОГО УЧЕНИКА, ОН ВЫТАСКИВАЕТ ИЗ КОРОБКИ ЗАПИСКУ, АДРЕСУЕТ ЕЕ ТОВАРИЩУ, ТОТ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС. | Отвечают на вопрос: вместо парных звонких согласных употреблены парные глухие согласные звуки, а вместо парных глухих согласных употреблены парные звонкие согласные звуки. Исправляют ошибки, читают текст. (учащиеся читают) (учащиеся: парные звонкие и глухие) Читают текст с исправленными ошибками (учащиеся: искажается смысл слов и фразы) (нельзя подменять согласные) Согласные звонкие и глухие Переписывают слова в тетрадь, рядом пишут измененные слова. Отвечаю на вопросы. Слова изменились по значению. Отвечают, какие значения приобрели слова. Отвечают на вопрос: Звонкие согласные меняются на глухие. Листопад (на конце слова), листопаДы Потемневшие (в середине слова), нельзя проверить Низкий ( в середине слова) ниЗенький Свод (на конце слова) своДы Пруд ( на конце слова) пруДы Гибко (в середине слова) гиБок В пруду (предлог) нельзя проверить Рыбка (в середине слова) РыБонька Переписывают слова в тетрадь, рядом пишут измененные слова. Слова изменились по значению. Отвечают, какие значения приобрели слова. Произносят согласные. | Извлечение необходимой информации из текста (П) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
V. Этап закрепления пройденного материала | Ребята, отгадайте загадки, запишите в тетрадь ответы, подчеркивая букву, которая оглушается. А ну-ка, друзья, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб не хватает (Варежки) Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю…. (Зарядку) Сами не едим, а людей кормим. (Ложки) Стоит Ермошка на одной ножке. (Гриб) Я ухожу, а он на земле остается. (След) Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз) Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои примеряют косынки. И месяц и звезды в нем отражаются. Как зеркало это называется? (Пруд) Красный нос в землю врос, а зеленый хвост наружу. (Морковь) Подберите проверочные слова. А теперь давайте проверим, что у нас получилось. Учитель называет по одному фамилию ученика, тот встает и говорит правильный ответ на загадку и проверочное слово. | Отгадывают загадки, записывают ответы, подчеркивают нужную букву. | – волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – установление причинно-следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); |
VI. Рефлексия | Ученик бросает мяч соседу и называет термин, а сосед ловит и дает краткое пояснение. - Какие согласные являются глухими? -Какие согласные являются звонкими? - Что такое оглушение? - Что такое озвончение? - Перечислите сонорные согласные. | – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); | |
VII. Итог урока. | Подведем итоги нашего урока. Я научился … Я хотел бы … Оказывается, что … | – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | |
VIII. Домашнее задание. | Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. Параграф 56, упр. 286 | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...