Дидактический материал для итогового собеседования ОГЭ
консультация по русскому языку
Дидактический материал для итогового собеседования ОГЭ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 1
Задание 1 №
Выразительно прочитайте текст вслух.
Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи.
Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок — предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.
В. А. Сухомлинский «Слово о словах».
(157 слов)
Задание 2
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Екатерины II Великой:
«Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят».
Задание 3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1) Добро (на основе описания фотографии).
2) Мои общественные поручения (повествование на основе жизненного опыта).
3) Какого человека можно назвать сильным духом? (рассуждение по поставленному вопросу)?
1) Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
1. событие, изображённое на фотографии;
2. людей, изображённых на фотографии;
3. место, изображённое на фотографии;
4. эмоции, которые вызывает фотография.
2) Расскажите о том, какие общественные поручения у Вас есть.
Не забудьте рассказать:
1. какие общественные обязанности Вы выполняете;
2. кто Вам определил эти обязанности;
3. нравится ли Вам выполнять эти обязанности;
4. как Вы планируете своё время, чтобы успевать выполнять общественные поручения.
3) Какого человека можно назвать сильным духом?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Что такое сила духа?
2. Как проявляется сила духа? Можете привести примеры.
3. Можно ли воспитать, развить силу духа?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
1) Опишите фотографию.
1. Случалось ли Вам в жизни сталкиваться с людьми, нуждающимися в Вашей помощи?
2. Как Вы на это реагировали?
3. Как Вы относитесь к волонтёрам, которые помогают престарелым людям?
2) Мои общественные поручения.
1. Для чего даются общественные поручения?
2. Какие важные качества характера формируются в человеке, когда он с детства приучен выполнять определённые общественные обязанности?
3. Когда бы Вам случилось столкнуться с людьми, которые не желали бы выполнять никаких общественных поручений, что бы Вы им посоветовали?
3) Какого человека можно назвать сильным духом?
1. В каких ситуациях проверяется сила духа?
2. Много ли в наше время людей, сильных духом? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Как понятие силы духа применимо к понятию характера?
4. В каких испытаниях проверялся Ваш характер?
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 2
Задание 1
Выразительно прочитайте текст вслух.
Обычная шалость в детстве резко изменила жизнь Николая Полухина. В 11 лет он пошел гулять вместе с друзьями и получил сильный удар током, играя на железнодорожном мосту. Раны от того удара долго не заживали, а после этого у мальчика стало резко ухудшаться зрение. Врачи разводили руками, не зная, что делать. В итоге он получил инвалидность второй группы.
Родители поддерживали своего сына в спортивных начинаниях — он уехал из родного села Голышманово в Тюмень, поступил на физкультурный факультет Тюменского Госуниверситета.
Вскоре он всерьез занялся лыжами и тренеры посоветовали ему перейти на заочное отделение, поскольку предстоит много поездок, тренировочных сборов и выездов. Пять лет Николай пробивался в сборную России, живя в комнате отдыха цокольного помещения тренировочного клуба. Там не было окон — лишь одна дверь. Но это не мешало Полухину. Он получил два высших образования. Ну а на Паралимпийских играх в Ванкувере выиграл шесть медалей — одно «золото» и пять серебряных наград в лыжных гонках и биатлоне.
Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди не только себя могут преодолеть, но и стать примером для окружающих, помогая им поверить в себя и свою внутреннюю силу.
(187 слов)
Задание 2
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Людвига ван Бетховена:
«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».
Задание 3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1) Праздник (на основе описания фотографии).
2) Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3) Всегда ли нужно следовать моде (рассуждение по поставленному вопросу)?
1) Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
1. место и время проведения праздника;
2. событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
3. присутствующих на празднике;
4. общую атмосферу праздника и настроение участников.
2) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте описать:
1. куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
2. с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
3. как Вы готовились к походу (экскурсии);
4. почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
3) Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте описать:
1. Что значит следовать моде?
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
3. Следовать моде можно только в одежде?
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
1) Опишите фотографию.
1. Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2. Когда можно сказать, что праздник удался?
3. Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
2) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
3) Всегда ли нужно следовать моде?
1. Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3. Приведите пример отрицательного влияния моды.
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 3
Задание 1
Выразительно прочитайте текст вслух.
Быть может, уже много тысяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Наша страна в превращении этой мечты в реальность сыграла не последнюю роль.
Через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны Советский Союз начал первым прокладывать путь человечества в космическое пространство. Этот подвиг совершили конструкторы, авиаторы, инженеры, рабочие…
3-го ноября 1957 года мы первыми запустили в космическое пространство живое существо — собаку Лайку. Потом — первый в мире искусственный спутник Солнца.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе состоялся исторический полет первого человека Юрия Гагарина в космическое пространство.
Первым человеком, совершившим 18 марта 1965 года первый в истории выход в открытый космос, стал наш космонавт Алексей Леонов.
Первыми женщинами-космонавтами стали Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.
В ноябре 1970 года советская межпланетная космическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», который управлялся с земли.
Отрадно, что Россия продолжает оставаться одной из лидирующих держав в освоении космоса. Сегодня, благодаря достижениям исследователей космических технологий, новейших знаний космоса, современный человек может пользоваться мобильными телефонами, цифровым телевидением, может отслеживать передвижение по дорогам планеты, прогнозировать изменения погоды…
(178 слов)
Задание 2
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Константина Циолковского:
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
Задание 3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1) День рождения (на основе описания фотографии).
2) Каникулы моей мечты (повествование на основе жизненного опыта).
3) Почему нельзя полагаться на случай (рассуждение по поставленному вопросу)?
1) Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
1. событие, изображённое на фотографии;
2. место, изображённое на фотографии;
3. присутствующих на празднике;
4. атмосферу праздника и настроение участников.
2) Расскажите о каникулах, которые Вам особенно запомнились.
Не забудьте рассказать:
1. какие это были каникулы;
2. где Вы провели эти каникулы;
3. что особенного произошло в эти каникулы;
4. кто стал участником событий, происходящих в эти каникулы.
3) Почему нельзя полагаться на случай?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Многое ли в нашей жизни зависит от случая?
2. Всегда ли надо полагаться на случай?
3. Что надо делать, чтобы случай не стал определяющим в Вашей жизни?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
1) Опишите фотографию.
1. Что нужно сделать для того, чтобы День рождения стал запоминающимся?
2. Как отмечают дни рождения в Вашей семье?
3. Вы больше любите сам праздник или подготовку к нему?
2) Каникулы моей мечты.
1. Бывали ли в Вашей жизни каникулы, которые стали незабываемыми?
2. Кто их организовал?
3. Что Вы могли бы посоветовать своим сверстникам, чтобы их каникулы были столь же запоминающимися?
3) Почему нельзя полагаться на случай?
1. От чего может зависеть наша жизнь?
2. Можем ли мы сами что-то решать в жизни или надо полагаться на случай, потому что всё уже определено без нас?
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы не полагаться на волю случая?
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 4
Задание 1
Выразительно прочитайте текст вслух.
Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда — например, в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека.
В 20 веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся только о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.
В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок, дым с которых иногда заволакивает весь город. Понимая, как вреден дым со свалок, муниципальные власти крупных городов принимают меры для уменьшения количества пластмассового мусора в городе и за его пределами, но, к сожалению, мусора за прошедшее столетие скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно.
(183 слова)
Задание 2
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Бианки Виталий:
«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей»
Задание 3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
1) Помним и гордимся (на основе описания фотографии).
2) Любимый урок (повествование на основе жизненного опыта).
3) Чего нельзя купить за деньги (рассуждение по поставленному вопросу)?
1) Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
1. что изображено на фотографии;
2. кому установлен памятник, изображённый на фотографии;
3. ваше отношение к изображённому на фотографии.
2) Расскажите о своём любимом уроке.
Не забудьте рассказать:
1. какой урок Вам нравится;
2. чем привлекает Вас этот урок;
3. вызывает ли у Вас трудности подготовка к этому уроку;
4. какие у Вас взаимоотношения с учителем.
3) Чего нельзя купить за деньги?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Насколько значимы в нашей жизни деньги?
2. Всё ли можно купить за деньги?
3. Богатый человек — это обязательно счастливый человек?
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
1) Опишите фотографию.
1. Значимо ли для Вас изображённое на фотографии?
2. Вы принимаете участие в мероприятиях, посвящённых памяти павших воинов?
3. Почему нужно помнить историю своей страны и бережно относиться к памяти павших?
2) Любимый урок.
1. Почему у каждого школьника свои любимые уроки? От чего это зависит?
2. Пригодятся ли Вам знания, которые Вы получали на Ваших любимых уроках?
3. Как бы Вы могли привлечь к изучению любимого предмета своих одноклассников?
3) Чего нельзя купить за деньги?
1. Хочется ли Вам иметь много денег?
2. Для чего Вам нужны деньги?
3. Как Вы относитесь к людям, которые думают, что всё можно купить за деньги, даже поступая против совести?
4. Что бы Вы посоветовали людям, которые деньги ставят превыше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для итогового повторения
Возмоно использование для подготовки к мониторингам, тестированиям......
Дидактический материал для итогового повторения орфографии в 5 классе
Данный материал поможет организовать индивидуальную и групповую работу учащихся 5 класса по орфографии на уроках повторения в конце года....
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...
Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"
Методический материал по подготовке учащихся к итоговому собеседованию "Описание фотографии"...
Дидактический материал для подготовки к устному собеседованию в 9 классе
Тренировочные упражнения предназначены для учащихся 8-9 классов в качестве подготовки к итоговому собеседованию по русскому языкув 9 классе( задание 3-монологическое высказывание)...
Дидактический материал. "Царство Грибы (итоговая контрольная работа). Биология. 5 класс. Итоговый тест"
Итоговая контрольная работа...