Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Дорохина Нина Васильевна

Цели:

закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;

воспитывать у детей любовь к русскому языку;

развивать чувство коллективизма. Презентация отражает основные этапы урока, различные задания на повторение основных синтаксических пончтий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_igrovoy_forme5_klass.docx.pptx162.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Придумано кем — то просто и мудро При встрече здороваться и говорить: — Доброе утро! Солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! И. Романов

Слайд 2

Б лиц - опрос • часть речи , обозначающая предмет ; • падеж , отвечающий на вопрос кто ?; • неизменяемая часть речи , отвечающая на вопросы как ? где ? когда ?; • название падежа , который отвечает на вопрос кем ?; • слова , противоположные по значению ; • часть слова , в которой заключено значение всех родственных слов ; • морфема , стоящая между корнем и окончанием ; • самый распространенный союз ; • звук , который мы слышим на конце слова груз .

Слайд 3

Разминка «Угадай подлежащее». а) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. б) Летом вырастают, а осенью опадают. в) В окна стучит, по крыше гремит, по улице бродит, а в дом не заходит. г) Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою, Наскочил на дальний лес, Прохудился и исчез. д ) Люди ждут меня, зовут, А придут к ним – прочь бегут. е) Синенькая шуба Покрыла весь мир.

Слайд 4

Угадай литературное произведение по словосочетаниям. 1 группа : Дуб зеленый, златая цепь, кот ученый, неведомых дорожках, невиданных зверей. 2 группа : Послал где-то, бежала близёхонько , вдруг остановил, говорит сладко. 3 группа : Жили в землянке, ловил рыбу, рыбачил 30 лет, новое корыто, высокий терем.

Слайд 5

Рассели “жильцов” в домики. Про людоеда. Все вокруг объяты страхом – Разъяренный людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Всё зверье уносит ноги. Даже несъедобный ежик Съежился от страха тоже. Разъяренный людоед Мигом съел мешок конфет, Закусил печеньем плотно. Он отъявленный злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных.

Слайд 6

«Ремонт ». Из данных слов составьте предложение, соблюдая правила. 1 группа: Снег , сверкает, утро, ранний, блеск, волшебный 2 группа: Луна блестит, пруд, лес над за, темный, полная 3 группа: Луч , погас, гора, дремучий, вечерний, за.

Слайд 8

Кто правильно выполнит задания. 1группа. Найдите грамматическую основу предложения: Я вышел из палатки и отправился к реке. Найдите в предложении дополнение, задайте к нему вопрос: Свежий ветерок играет зелеными листочками. 2. группа Выделите из предложения словосочетание: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Расставьте знаки препинания в предложении, объясните их постановку: На смелого собака лает а трусливого кусает. 3 группа Найдите в предложении обстоятельство, задайте к нему вопрос: Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Найдите в данном предложении обобщающее слово, поставьте в предложении знаки препинания: В тайге водятся хищные животные волки рыси медведи.

Слайд 9

Конструктор. Составьте предложение 1группа. из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе; из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее; добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван ; из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство

Слайд 10

2 группа. из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа; из предложения Мороз разрумянил щёки взять сказуемое, употребить глагол без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени; из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее, употребить это слово как дополнение; из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже.

Слайд 11

3 группа Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями; Из предложения Пушкин очень любил о сень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе; Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает лес краской ; Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр ; Из предложения Куда, дорога, ты ведёшь? Взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения; Добавить союз и и продолжить предложение однородным членом.

Слайд 12

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла…

Слайд 13

Соберите пословицу. 1группа. Слово, огня, жжет, больней, недоброе. 2. группа Слово, дождь, что, в, засуху, доброе, человеку. 3 группа Слово, кошка, и, приятно, ласковое.

Слайд 14

“Веселая семейка”. Помогите “семейке” собраться вместе, прочитайте разорванную записку. За деньги … развлечения … можно купить … но не сон … кровать … но не здоровье … но не домашний очаг … книги … лекарство … но не ум … пищу … но не красоту … дом … но не аппетит … украшения … но не счастье.

Слайд 15

Ответ. За деньги можно купить кровать, но не сон, книги, но не ум, пищу, но не аппетит, украшения, но не красоту, дом, но не домашний очаг, лекарство, но не здоровье, развлечения, но не счастье.

Слайд 16

Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях. У Пети смех заразный. Грипп – инфекция заразительная. Актёр отражал зрителей своим талантом.

Слайд 17

Распространить предложения второстепенными членами . 1 группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали . 2 группа: Вошёл учитель. Наступила тишина . 3 группа: Начался урок. Дети слушают .

Слайд 18

Вставьте необходимые по смыслу слова и вы получите отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, подчеркните второстепенные члены предложения. 1) Буря мглою … кроет. 2) То, как путник запоздалый, К нам в … постучит. 3) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На … небе мгла носилась.

Слайд 19

По опорным словам сочинить четверостишие 1 группа – Синтаксис - важная Дружить - жить 2 группа - Повторяли – выполняли Сказать – знать 3 группа - Прозвенит – урок Не сидится - поделиться

Слайд 20

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Урок повторения темы "Синтаксис" в игровой форме помогает закрепить знания о синтаксисе, научит выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепен...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация. Обобщение".

Представлена технологическая карта урока, презентация к уроку. Урок проведён в рамках Республиканского семинара для завучей школ превосходства Республики Татарстан. Урок разработан в соответствии с ФГ...

Применения приемов стадии осмысления в ТРКМ на уроках русского языка в 5 - 9 классах по теме: «Синтаксис», для учащихся VIII вида

Основу ТРКМ составляет базовая модель трёх фаз (стадий): «вызов», «реализация смысла» и «рефлексия».  Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор хар...

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Синтаксис (обобщение)"

Цели:закрепить знания о синтаксисе, научить выделять словосочетания из предложения, находить грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения;воспитывать у детей любовь к р...

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения"

Материал для зачетной работы по русскому языку за курс 8 класса по теме "Синтаксис простого предложения" включает в себя 10 билетов по два задания в каждом.Первое задание предполагает развер...