Как выполнять задание № 8 ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Крапивина Светлана Леонидовна

В помощь начинающим учителям русского языка и ученикам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сСоветы по выполнению задания135.25 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ № 8 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вы помните, конечно, что последняя редакция этого задания предполагает не очень удобный вариант: у нас есть 5 видов грамматических ошибок и 9 предложений, с которыми ошибки следует соотнести. Простейшая арифметика говорит о том, что 4 предложения – правильные, в них всё грамматически верно. Правда, возможно усложнение задания: некоторые из этих четырёх предложений могут содержать грамматические ошибки, которых НЕТ В ПЕРЕЧНЕ.

Как работать с заданием?

  1. Помнить о том, что грамматическая ошибка – не пунктуационная, если вам не понравилась расстановка знаков препинания, то, скорее всего, вы забыли правила. Мы ищем другое.
  2. Представлять себе, какие в принципе бывают грамматические ошибки, встречающиеся в задании № 7.

Нарушение согласования подлежащего со сказуемым: « Все, КТО ПРОЧИТАЛИ (надо – «прочитал»)роман, поняли, что он достаточно сложен.» Или: «Поле и лес покрыт снегом.» и т.п.)

Неправильное построение предложения в деепричастным оборотом: «Зная твою страсть к сладкому, мне захотелось побаловать тебя пирожным.» (Правильно: Зная твою страсть к сладкому, Я ЗАХОТЕЛА…)

Неправильное построение предложения с причастным оборотом: «Выполняйте распоряжения согласно поступившей ИНФОРМАЦИИ по радиовещанию.» (Правильно: …согласно ИНФОРМАЦИИ, поступившей по радиовещанию. Определяемое слово может быть ДО оборота или ПОСЛЕ него, но не в середине.) Или: «Я рассказал ему о книгах, прочитаннЫЕ мною летом.» - Здесь нарушено согласование причастия с определяемым словом.)

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: «Входя в автобус, пассажир обязан сразу же оплатить ЗА проезд.» (Правильно: оплатить проезд или заплатить за проезд!) Или: СОГЛАСНО РАСПОРЯЖЕНИЯ директора последний урок был отменён. (Правильно: согласно распоряжениЮ!) Бывает, что в задании вместо существительного – местоимение, но тип ошибки всё равно назван так же.

Неправильное употребление падежной формы существительного без предлога: «Я был очень удивлён неожиданному ПРИЕЗДУ брата.» (Правильно: приездом!) Или: «Заведующий КАФЕДРЫ был ещё довольно молодым и энергичным человеком.» (Правильно: кафедрой (заведовать чем? – заведующий чем?)

Неправильное построение предложения с косвенной речью: « Нам сказали, что не вздумайте проносить на ЕГЭ мобильные телефоны.» (Правильно: Нам сказали, чтобы мы не вздумали…)

Неправильное построение сложного предложения: «Он сказал мне  ТО, что не нужно спешить при выполнении этой сложной работы.» (Правильно – без ТО.)

Неправильное построение предложения с несогласованный приложением: «В РОМАНЕ М.А. Булгакова «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» есть несколько сюжетных линий.» (Правильно: В романе «Мастер и Маргарита». НО будьте внимательны: если нет слов «книга», «роман», «повесть», рассказ», «картина», «фильм», «передача», «газета», «журнал» и т.п., то название не является приложением (потому что его не к чему «приложить»!), значит, оно – дополнение и имеет право изменяться по падежам, в отличие от несогласованного приложения. Сравните: в РОМАНЕ «Война и мир! – в «Войне и мире»! Оба варианта грамматически правильные, но стилистически второй более уместен в разговоре.)

Неправильное построение предложения с однородными членами: «Бывает, что дети не прислушиваются и не следуют советам родителей.» (Правильно: не прислушиваются К советам родителей и не следуют им. Одно из дополнений должно быть употреблено с предлогом, другое – без. Такие дополнения не могут относиться к обоим однородным сказуемым.) Или: «Поэт любуется и воспевает родную природу.» Правильно: любуется природой и воспевает её. Один глагол требует дополнения в творительном падеже, другой – в винительном. Они тоже не могут иметь общее дополнение.) Или: «Мы не только посетили Эрмитаж, а также Русский музей.» Правильно: Мы посетили НЕ ТОЛЬКО Эрмитаж, НО И Русский музей. Можно так: Мы посетили Эрмитаж, А ТАКЖЕ Русский музей.) Или: «Мы не только ПОСЕТИЛИ Русский музей, но и ЭРМИТАЖ.» Двойной сопоставительный союз соединяет члены предложения, которые принципиально не могут быть однородными!  (Правильно: «Мы посетили не только Русский музей, но и Эрмитаж.)

Это основные виды ошибок, которые встречаются. Но коварные составители ЕГЭ могут, конечно, придумать что-нибудь новенькое, так что БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.

  1. Начиная работать с заданием, нужно перечитать список ошибок и только после этого заняться предложениями.
  2. Проще начинать с тех предложений, которые короче. Обнаружив в них ошибку, вычёркивайте её из списка ошибок, чтобы двигаться дальше. Не обнаружив ошибку, поставьте около предложения «?», чтобы при необходимости вернуться и поработать с ним внимательнее.
  3. Работая с предложением, ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЙТЕ ГРАФИЧЕСКУЮ РАБОТУ: подчеркните основу, однородные члены, если они есть, найдите обороты, опять же – если они есть. Увидев заключённое в кавычки название, найдите рядом «видовое слово» (роман, картина, газета и т.п.). Если такого слова нет, то это не предложение с несогласованным приложением. Найдите предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАВСТРЕЧУ и убедитесь, что существительное после них стоит в дательном падеже. Поставьте вопросу от однородных сказуемых к дополнениям, Проверьте, всё ли в порядке с союзами и соединёнными ими словами. Наличие в предложении сочинительного двойного сопоставительного союза – повод проверить, всё ли в порядке с самим союзом и с однородными членами.
  4. Помните, что составители ЕГЭ, во-первых, не дураки, а во-вторых, всё время пытаются придумать что-то новенькое и хитренькое. И в принципе они понимают, что я могу вам посоветовать. Поэтому в предложении, где есть, например, двойной сопоставительный союз, может не быть ошибки, связанной и однородными членами, зато там может оказаться какая-нибудь другая ошибка. Это называется отвлекающий манёвр. Будьте бдительны.
  5. Предположим, вы нашли предложения, соответствующие ошибкам, но не все. Тогда возвращайтесь к предложениям, около который вы поставили «?», и разберите их более подробно и внимательно.
  6. Проверьте время, чтобы не засидеться слишком долго за этим заданием.
  7. Проверьте себя и внимательно впишите ответы в бланк ответов №1.
  8. Помните: задание № 8 даёт больше баллов, чем любое другое, кроме сочинения, и потому оно ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....

Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения

Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....

Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал - подборка индивидуальных  заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...

Нестандартные задания на уроках русского языка

Нестандартные задания на уроках русского языка...

Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.

Разноуровневые задания можно использовать  для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина.  Данные тексты можно исп...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...