Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".
тест по русскому языку (11 класс) на тему

Дмитриев Александр Геннадьевич

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого приходится приобретать различные сборники подобных заданий и пользоваться ими. А между тем в учебниках, имеющихся у каждого учащегося, есть множество текстов, которые могли бы послужить основой для заданий, составленных по типу ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipovye_zadaniya_ege_po_russkomu_yazyku.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Типовые задания части В ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений  учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы"

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого приходится приобретать различные сборники подобных заданий и пользоваться ими. А между тем в учебниках, имеющихся у каждого учащегося, есть множество текстов, которые могли бы послужить основой для заданий, составленных по типу ЕГЭ. Я в своей педагогической практике в последние годы пользуюсь учебником для общеобразовательных учреждений Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. “Русский язык. 10-11 классы”. Учебник в целом имеет практическую направленность и, на мой взгляд, хорошо подходит для подготовки учащихся к ЕГЭ. Тексты данного учебника в большинстве своём небольшие по объёму в сравнении с текстами, предлагаемыми на ЕГЭ, но по содержанию и лингвистическим особенностям не уступают им. Небольшой объём текстов позволяет учащимся разного уровня подготовки выполнить задания на их основе в течение 1 урока.

Мною на основе текстов учебника Грекова В.Ф. и др. разработаны задания части В ЕГЭ по русскому языку, и для двух текстов имеются также некоторые задания части А, связанные с анализом текста. Для удобства в некоторых текстах задания пронумерованы в соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ части В. Некоторые задания учебника к текстам оставлены. Учитель может их использовать по своему усмотрению. Предложения в текстах пронумерованы заранее.

Предлагаемые задания успешно апробированы в 10-11 классах мной и моими коллегами. Тексты даются по изданию: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. “Русский язык. 10-11 классы”. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

15. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Выполните задания к тексту.

1) Приближались к живому языку и Ломоносов и Державин и Жуковский и Батюшков. 2) Но в том(то) всё и дело что приближались. 3) Державин так(же) как Ломоносов был слишком торжестве..о высок в стиле и слоге Жуковский слишком сладкозвучен тонок слишком. 4) Один только Пушкин ..делал ре..кий шаг вперёд — (на)встречу разговорному русскому языку (океану) и входя в этот океан он тем самым д..вал возможность и ему языку (океану) бе..пр..дельно войти в своё творчество и дать новому жизнь новому литературному языку новой литературе новой книге. 5) И это никакое не преувеличение с моей стороны. 6) Пушкин единстве..ый в мире великий поэт (в)начале творчества которого лежит сказка. 7) Поэма Руслан и Людмила разве (не)св..детельствует об этом? 8) А вот что (по)этому поводу в письме к брату писал сам Пушкин ...вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем (не)достатки проклятого своего воспитания. 9) Что за прелесть эти сказки! 10) Каждая есть поэма! 11) И это замет(?)те пишет один из образова..ейших людей Росси.. 12) Пушкин не только как бы устанавливает равноправие жанров — сказки и поэмы. 13) Он считает возможным переток между ними сказки в поэму поэмы в сказку. 14) Таким образом Пушкин можно сказать (в)первые возвёл в зако..ое право соавторства в литературе наш великий разговорный русский язык. (По Е. Исаеву)

Задания к упражнению 15

1. Определите способы образования слов НИКАКОЕ (пр.5), ВПЕРВЫЕ (пр.14)

В предложении 4 найдите слово, образованное неморфологическим способом. Выпишите его.

2. Из предложения 3 выпишите все наречия. Из пр. 4 выпишите производный предлог.

3. Из предложения 7 выпишите словосочетания со связью управление.

Из предложения 8 выпишите словосочетания со связью примыкание.

Из предложения 9 выпишите словосочетания со связью согласование.

4. Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 1-4 найдите предложение, в составе которого есть обособленное обстоятельство. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 9-14 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью личного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения.

8. Характеризуя разговорный язык, автор текста Е.Исаев использует_____ (предложениие14). Он выражает восхищение достижениями Пушкина в литературе при помощи ______ (предложение 4). Желая подчеркнуть свою мысль о развитии литературы, автор использует такое синтаксическое средство, как______ (предложение1). Для подтверждения своей мысли о влиянии на Пушкина устного народного творчества Е.Исаев использует _______ (предложения 8-10).

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) инверсия

3) олицетворение

4) эпитет

5) развёрнутая метафора

6) гипербола

7) антонимы

8) парцелляция

9) цитирование

433. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выполните задания к тексту.

1) Родина. 2) Особе..о звучит для меня это слово полное глубокого смысла. 3) Я вижу необ(?)ятные её поля волнующиеся урожаем. 4) Тёплый ветер пролетает над ними поднимая цветочную пыль. 5) Обш..рна и многообразна родившая нас страна. 6) (Н..)исс..каемы и полноводны реки пересекающие пространства её. 7) Об..рны зелены леса высоки горы блистающие вечными ледниками. 8) Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. 9) Ш..роки знойные степи (н..)проходима глухая сибир(?)ская тайга раскинувшаяся океаном. 10) Многолюдны и многочисле..ы города разброса..ые в нашей стране. 11) На многих языках говорят люди нас..лившие величестве..ую эту страну 12) Просторны синие дали звонки и чудесны песни ж..вущего в ней народа.

(И. Соколов-Микитов)

Задания к упражнению 433

1. Каким способом образовано слово РАСКИНУВШАЯСЯ (предложение 9)?

2. Из предложений 6-9 выпишите краткое (ие) причастие (ия).

3. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью примыкание.

4. Среди предложений 1-3 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

5. Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

6. Среди предложений текста найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите их номера.

7. Среди предложений 9-12 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите его номер.

8. Писатель И.Соколов-Микитов, восхищаясь Родиной, использует такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 2, 11). Говоря о тайге, автор использует ______ и _______ (предложение 9). Кроме того, в некоторых предложениях есть _______ (предложения 5, 6, 10, 12)

Список терминов:

1) метонимия

2) однородные члены предложения

3) антонимы

4) эпитет

5) инверсия

6) фразеологизмы

7) метафора

8) оксюморон

9) сравнение

483. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выполните задания к тексту.

1) Все молились о снеге как летом о дожде и вот наконец пошли косички по небу мороз начал сдавать померкла ясность синего неба потянул западный ветер и пухлая белая туча незаметно надвигаясь заволокла со всех сторон горизонт. 2) Как будто сделав своё дело ветер опять утих и благодатный снег начал прямо медленно большими клочьями опускаться на землю. 3) Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки которые сначала порхая и кружась опускались на землю. 4) Снег начал идти с деревенского раннего обеда шёл беспрестанно час от часу гуще и сильнее. 5) Я всегда любил смотреть на тихое падение или ощущение снега. 6) Чтобы вполне насладиться этой картиной я вышел в поле и чудное зрелище представилось глазам моим всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока будто небеса разверзлись рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. 7) Наступали длинные зимние сумерки падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю.

(С. Аксаков)

Задания к упражнению 483

1. Какое из приведенных утверждений является ошибочным?

1) В 1 предложении представлено повествование с элементами описания.

2) В 3 предложении содержится фрагмент описания.

В предложении 6 представлено рассуждение.

В предложении 2 представлено описание.

2. Какое из указанных слов использовано в тексте в переносном значении?

Молились (предложение 1);

утих (предложение 2);

пухом (предложение 6);

падение (предложение 5).

3. Из предложения 3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

4. Из предложения 6 выпишите все местоимения.

5. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СО ВСЕХ СТОРОН (предложение 23).

6. Среди предложений 3-6 найдите сложное, в составе которого имеется односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 1-5 найдите предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите номера этих предложений.

8. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью сравнительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

10. Начало снегопада автор описывает при помощи _______(предложение 1), говоря о происходящем, автор использует такое синтаксическое средство, как ________ (предложение 2). В описании падающего снега в предложении 6 (рассыпались снежным пухом) использовано ______. А в предложении 7 использован такой троп, как ________.

Список терминов:

1) метафора

2) эпитет

3) парцелляция

4) сравнительный оборот

5) олицетворение

6) метонимия

7) сравнение

8) инверсия

9) антитеза

502. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните задания к тексту.

Огоньки

1)Как-то давно тёмным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке.

2) Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.

3) Мелькнул ярко сильно совсем близко...

4) Ну слава Богу сказал я с радостью близко ночлег.

5) Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.

6) Далече!

7) Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из неопределённой тьмы.

8) Но гребец был прав оказалось действительно далеко.

9) Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью.

10) Кажется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен...

11) А между тем далеко.

12) И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке.

13) Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оставаясь позади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди переливаясь и маня всё так же близко и всё так же далеко...

14) Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река затенённая скалистыми горами и этот живой огонёк!

15) Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью.

16) Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах а огни ещё далеко.

17) И опять приходится налегать на вёсла...

18) Но всё-таки... всё-таки впереди огни!..

(В. Короленко)

Задания к упражнению 502

1. Какое из приведенных утверждений является ошибочным?

1) В 1-5 предложениях представлено повествование с элементами описания.

2) В 7-11 предложениях содержится описание и рассуждение.

В предложении 12-13 представлено описание.

В предложениях 14-18 представлено описание.

2. Какое из указанных слов использовано в тексте в переносном значении?

угрюмой (предложение 1);

тёмными (предложение 2);

ночных (предложение 9);

удара (предложение 10).

3. Из предложения 9-11 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

4. Из предложения 1-2 выпишите все наречия.

5. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАК ЖЕ БЛИЗКО (предложение 13).

6. Среди предложений 9-11 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 13-18 найдите предложение, осложненное обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 1-11 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

9. Среди предложений 14-17 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

10. При описании реки автор использует такие тропы, как ______ (предложение 1) и ________ (предложение 12). Говоря о своём впечатлении от увиденного, автор использует такое синтаксическое средство, как ________ (предложение 8,10,13), а характеризуя человеческую жизнь, автор использует такой троп, как __________ (предложение 16).

Список терминов:

1) метафора

2) эпитет

3) парцелляция

4) вводные слова

5) олицетворение

6) метонимия

7) сравнение

8) инверсия

9) антитеза

Ключи к заданиям:

К упражнению 15:

1 – Приставочный, приставочно-суффиксальный, новому.

2 – Так, слишком, торжественно. Навстречу.

3 – Свидетельствует об этом. Вечером слушаю. Эти сказки.

4 – 8

5 – 4

6 – 6

7 – 13

8 – 4,5,2,9

К упражнению 433:

1 - Суффиксальный.

2 - Неиссякаемы, непроходима.

3 - Их вершинах.

4 - 1

5 - 4

6 - 7,9,12

7 - 11

8 - 5,4,9,2

К упражнению 483:

1 - 3

2 - 3

3 – Сначала.

4 - Этой, я, моим, всё, меня, весь.

5 – Согласование.

6 - 6

7 - 1,2,3

8 - 6

9 – 2

10 – 1,4,7,5

К упражнению 502:

1 - 4

2 - 1

3 – Удара.

4 - Как-то, давно, вдруг, впереди.

5 – Примыкание.

6 - 11

7 - 14

8 - 7,8

9 – 16

10 – 2,7,4,1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка комплекта тестовых материалов (типовые задания для подготовки учащихся IX классов к государственной итоговой аттестации (ГИА) по французскому языку)

I. Технологическая матрица пробного экзамена по французскому языку             Главной целью иноязычного образования в основной школе являет...

Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс

В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных п...

Типовые задания по формированию УУД на уроках русского языка

В презентации представлены типовые задания по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД на уроках русского языка...

Типовые задания для формирования УУД на уроках русского языка. Презентация.

Типовые задания для формирования УУД  на уроках русского языка составлены для учащихся 5 класса по УМК Ладыженской...

Создание типовых заданий ОГЭ как способ формирования читательской грамотности на уроках русского языка.

Чему научатся дети на уроке, какие умения приобретут? Отработают навык решения типового задания ОГЭ №6.Научатся самостоятельно создавать такого типа задания....

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения

laquo;Универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование  учащегося путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле ...