Урок обучения грамоте "Звуки [д], [д'] и буква Д"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Дмитриева Вероника Андреевна

Конспект урока

 

 

Тема: Обучение грамоте младших школьников с нарушением зрения. Урок чтения в основной период обучения грамоте

 

Тема урока: Знакомство со звуками [Д], [Д'] и буквой «Д»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obuchenie_gramote_zvuki_i_bukva_d.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Обучение грамоте младших школьников с нарушением зрения. Урок чтения в основной период обучения грамоте

Тема урока: Знакомство со звуками [Д], [Д'] и буквой «Д»

 


Цель урока: Вырабатывать навыки слогового — плавного чтения

Познакомить детей с новыми согласными звуками [Д], [Д'] и буквой «К»

Учить читать слова с новой буквой

Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках, звонких, глухих

Развивать речь детей

Развивать логическое мышление, память

Оборудование: «Русская азбука» В. Г. Горецкого для 1 класса, лента букв, счетные палочки, изображение с Дюймовочкой из одноименной сказки, изображением с Дуремаром из сказки «Буратино», карточка с изображением дома, разрезная и рассыпная кассы букв.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети, сегодня на уроке мы познакомимся с новыми сказочными героями. Посмотрите на картинки, кого вы видите? (Показ изображений с Дюймовочкой и Дуремаром). Дюймовочку, правильно, а на этой картинке? Может вы вспомните сказку, в которой есть этот персонаж? Видели мультфильм? (Дети — это Дуремар из «Приключений Буратино»). Правильно!

А как вы думаете, что у них общего? Дюймовочка, Дуремар! (Их имена начинаются на букву «Д»). Молодцы!

2. Сообщение цели и постановка темы урока

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками «Д» и «Д'» и буквой «Д», обозначающей этот звук на письме.

3. Знакомство с новыми звуками

Слогозвуковой анализ слова для выделения нового звука [Д]

Учитель показывает картинку с Дуремаром:

- Давайте все вместе ещё раз произнесём его имя. (Дуремар). Сколько слогов в слове Дуремар? (3 слога). Давайте составим схему этого слова. Из чего состоит слово? (Из слогов «ду», «ре» и слогов слияния «ма» и согласного «р»)

Артикуляция нового звука и его характеристика

- Давайте произнесём слог «ду». А теперь только первый звук — [Д]. Свободно ли проходит звук в ротовой полости? Звук [Д] – согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой или звонкий? Произнесём ещё раз звук [Д]. Звук [Д] звонкий, потому что при произнесении мы слышим и голос, и шум. Этот звук твердый или мягкий? Звук [Д] твердый, потому что после него идет гласная буква «у», что делает этот звук твердым.

Ребята, значит какой это звук? (Звук [Д] согласный, звонкий и твердый).

Слогозвуковой анализ слова для выделения звука [Д']

- Теперь посмотрите на эту картинку, давайте повторим имя этого персонажа вместе. (Дюймовочка). Сколько слогов в слове Дюймовочка? (4 слога) Из каких слогов состоит это слово? (слог слияния «дю» и согласного «й», «мо», «во», слог слияния согласного «ч» и слога «ка»)

Артикуляция нового звука и его характеристика

Произнесите первый слог («Дюй»). Какой первый звук в этом слоге? ([Д'])

Свободно ли проходит звук во рту? Звук [Д'] – согласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит не свободно, встречая преграду. Этот звук глухой или звонкий? Произнесём ещё раз звук [Д']. Звук [Д'] звонкий, потому что при произнесении мы слышим и голос, и шум. Этот звук твердый или мягкий? Звук [Д'] мягкий, потому что после буквы  «Д» идет гласная буква «ю», что делает этот звук твердым.

Ребята, значит какой это звук? (Звук [Д'] согласный, звонкий и мягкий).

Фонематические упражнения на развитие фонематического слуха.

Итак, ребята, давайте вспомним, что объединяет Дюймовочку и Дуремара? (Их имена начинаются на одну букву). А звуки тоже одинаковые или разные? (Разные). В каком имени звук [Д], а в каком [Д']? (Дуремар — твердый звук, а Дюймовочка — мягкий). Правильно. А теперь поиграем в игру: я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звуки [Д] и [Д']. Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тёма, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым.

Упражнения на различение звуков [Д] и [Д'].

А давайте назовём имена девочек и мальчиков в нашем классе, чьи имена содержат звуки [Д] и [Д']. (Даша). Даша, как ты думаешь, это твердый или мягкий звук? (Твёрдый звук [Д]). Ещё есть имена? (Дима). Дима, это твердый или мягкий звук? (Мягкий звук [Д']). Ещё есть имена? (Денис, Мадина).

4. Зрительная гимнастика

Посмотрите вверх на потолок, теперь вниз на пол, затем влево, затем вправо, а теперь закройте глаза и сосчитайте до 5.

5. Знакомство с новой буквой «Д»

Звуки [Д] и [Д'] обозначаются одной буквой «Дэ». Произнесем хором букву «Дэ». Найдите эту букву на ленте букв.

- На что похожа буква [Дэ]?

Этот домик — буква Д.

В домике — окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке кошка.

Выложите букву [Дэ] из счетных палочек.

Ребята, найдите в разрезной кассе букву «Дэ» и букву «А». Какой слог у вас получился? (Да). Теперь найдем букву И, какой слог получается? (Ди). В каких слогах звук будет мягкий, а в каких твердый?

6. Работа со слоговыми таблицами

Рассмотрите карточку, что на ней нарисовано? (На карточке нарисован дом). Сколько слогов слове «дом»? (В слове «дом» один слог). Посмотрите, что идет из трубы дома? (Дым). Можно ли получить из слова «дом» слово «дым», как? (Заменить слог «до» на слог «ды»). Какой звук в слогах «до» и «ды»? (Твердый звук [Д]).

7. Физкультминутка

Сначала буду маленьким (присаживаются),

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим (встают, поднимают руки вверх, вытягиваются),

До лампы дотянусь.

8. Работа с текстом

Ребята, раскройте Азбуку на странице 105. Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.

- Кем работает папа у Нади и Димы? Какую работу они выполнили? Где теперь идут поезда?

9. Работа с иллюстрацией

Рассмотрите иллюстрацию на странице 104. Назовите, что изображено на рисунке (Водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад). Как вы думаете, среди перечисленных слов были ли слова со звуками [Д] и [Д']. (Водолазы). (Звук [Д]). Этот звук твердый или мягкий? (Твердый). Еще какие слова? (Медуза). Это какой звук? (Твердый звук [Д]). Правильно, еще какие были слова? (Сундук). Звук мягкий или твердый? (Твердый звук [Д]). Еще слова? (Звезда, клад). В этих словах какой звук? (Твердый звук [Д]). Были слова с мягким звуком [Д']? (Нет, не было).

Теперь давайте попробуем составить рассказ на тему «Клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир.

10. Закрепление знаний и способов действий

Прочитайте пословицы на странице 104. Объясните смысл пословиц. Найдите в них букву «Д».

Теперь откройте страницу 106, прочитайте скороговорки. Давайте попробуем проговорить их быстрее, кто может еще быстрее? Какие звуки повторяются? ([Д] и [Д']).

Отгадайте загадки в Азбуке. Найдите отгадку на рисунке.

Прочитайте текст на странице 106.

- Что сделал Тима? Что после обеда делает Лида? Что она ставит на полку?

11. Рефлексивно-оценочный этап

-  Ребята, с какими новыми звуками мы познакомились на уроке? (Со звуками [Д] и [Д']). Какой буквой обозначаются эти звуки на письме? (Буквой «Д»). Что нового вы узнали на уроке? Что особенно вам понравилось? Что запомнилось? Почему? Может быть что-то вызвало трудности? Почему?

Выделение отдельных учеников, кто хорошо поработал, выставление оценок, рекомендации, кому быть внимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква Э".

Материал предназначен для 1 класса к учеднику В.Г. Горецкого....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"

Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательн...

презентация к уроку обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"

Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты. В городе Звуков и букв дети работают со звуками и буквами, затем в городе Слов- со словами, в городе Предложений составляют предложения, а в городе ...

Урок обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"

Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты....

Урок обучения грамоте, Согласные звуки д, д’, буквы Д, д

Урок обучения грамоте (УМК "школа России") составлен в соответствии с современными требованиями на основе системно - деятельностного подхода с пользованием проблемной и проектной технологий. На всех э...