Методические материалы к учебнику «Русский язык: 6 класс» под ред. А.Д.Шмелева
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Презентация содержит методический материал к урокам русского языка в 6 классе (учебник под ред. А.Д.Шмелева, раздел "Морфемика и словообразование").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_materialy_k_uchebniku_russkiy_yazyk_6_klass_pod_red._a.d.shmeleva_.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
§ 3. Виды морфем: формообразующие морфемы
Словарная разминка Раст – ращ - рос Город Р_стов , устье зар_сло , морские водор_сли , выр_стить в саду, произр_стать в пустыне, выр_щенные лимоны, переходный возр_ст , зар_сли камыша, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток , отр_сль хозяйства.
Словарная разминка Проверяем, оцениваем! Раст – ращ - рос Город Р о стов ( искл .), устье зар о сло, морские водор о сли, выр а стить в саду, произр а стать в пустыне, выр а щенные лимоны, переходный возр а ст, зар о сли камыша, подр о стковый ( искл .) врач, р а стущие на берегу, зеленый р о сток ( искл .) , отр а сль ( искл .) хозяйства.
Формообразующие морфемы Все ли слова в теме понятны? Что такое морфема? Какие морфемы называются формообразующими? Как мы можем уточнить тему?
Форм о образ у ющ ие морфемы: окончания и суффиксы Поставьте цель урока
Составьте предложение из слов. Порядок слов не меняйте. Маша смотреть на он с изумление и перевести слово он Кирила Петрович
Что такое окончание? Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу.
Форм о образ у ющ ие суффиксы Прочитайте учебный текст на стр.143. Запишите 2-3 вопроса к тексту. Слово «формообразующий» можно сократить так: формообр .
Составляем схему
Упр. 19. стр. 144
я Узнал… Задумался … Удивился… Повторил… Научился… Запомнил… Сегодня на уроке рефлексия
Упр. 20 стр. 145. Составить и записать текст. Выделить орфограммы. Обозначить формообразующие морфемы.
§ 4. Виды морфем: словообразовательные морфемы
Проверяем домашнее задание Слеп ой пёс _ как-то ощуща л _ св ою неполноценность _ . С виду он бы л _ совсем взросл ой собак ой , с крепк ими ног ами , чёрн ой спин ой и рыж ими подпалин ами на живот е и на морд е . Он бы л _ силён _ и велик _ для сво его возраст а , но во вс ех движени ях его сквози л и неуверенность _ и напряжённость _ . Его морд е и вс ему тел у бы л а свойственн а сконфуженн ая вопросительность _ . Он прекрасно зна л , что вс е окружающ ие его жив ые существ а свободн ее и стремительн ее , чем он.
Словарная разминка Лаг-лож Пол_жить на полку, удобно распол_житься , предпол_гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь.
Словарная разминка Лаг-лож Пол о жить на полку, удобно распол о житься, предпол а гать ответ, сл о жить книги, распол а гать запасами, предл а гать помощь, кратко изл о жить содержание, прол о жить путь.
Слов о образ ова тельн ые морфемы Что обозначают понятия, включенные в тему? Какие морфемы образуют новые слова?
Слов о образ ова тельн ые морфемы: приставки, суффиксы, постфиксы Поставьте цель урока
Работа с учебным текстом стр. 145-146. Работайте в паре 1. Внимательно прочитайте определение словообразовательной морфемы. Выпишите ключевые слова определения. 2.Изучите содержание таблицы. Установите, по каким признакам различаются представленные в ней служебные морфемы. 3. Ответьте на вопросы: Что общего между суффиксами и постфиксами? Чем различаются суффиксы и постфиксы?
Почему эти существительные называются отглагольными?
Почему эти существительные называются отглагольными?
Что общего в словах: полив, ход, бег ?
Работа с учебным текстом стр. 148-149. Работайте в паре
Упр. 31 стр. 150
Упр. 33 стр. 150
я Узнал… Задумался … Удивился… Повторил… Научился… Запомнил… Сегодня на уроке рефлексия
Упр. 36 стр. 152. Схему можно выполнить в печатном виде на отдельном листе или в справочнике.
§ 5. 1. Производная и производящая основа
Проверяем домашнее задание Представляем схемы в группах. Оцениваем по критериям: 1) Полнота представленного материала: - даны все определения, ошибок в определениях нет – 0-4 б. - приведены примеры – 0-5 б. 2) Грамотность - нет орфографических ошибок – 5 б. - допущена 1-2 ошибки – 3 б. - более 2 ошибок – 0 б. 3) Аккуратность работы - работа выполнена аккуратно – 3 б. - работа выполнена с небольшими помарками – 2б. Работа выполнена неаккуратно – 0 б. Перевод баллов в оценку: 17-15 б. – 5, 14-12 б. – 4, 11-8 б. - 3
Производ н ая и производ ящ ая основа Все ли слова в теме понятны? Что такое основа? От какого глагола образованы слова « производ н ая» и «производ ящ ая».
Толковый словарь Ожегова Производ’ить , - ожу , - одишь ; несов. 1. см. произвести. 2. что. Изготовлять, вырабатывать (какую-нибудь продукцию). Завод производит станки. 3. кого (что) от кого (чего). Устанавливать происхождение кого-чего-нибудь (устар.). Производить своё имя от древнего рода.
Произвест’и , -еду, -едёшь; -ёл, -ела; - едший ; -едённый (- ён , - ена ); -едя; сов. 1. что. Сделать, выполнить, устроить. Произвести продукцию. Произвести реконструкцию. Произвести ремонт. 2. что. Вызвать, осуществить (то, что названо следующим далее существительным). Произвести впечатление на кого-нибудь Произвести переполох. 3. в кого (мн. ч.) (что). Присвоить какой-нибудь чин, звание. Произвести в офицеры.
Работа с учебным текстом стр. 152-153. Задача. Найти ответ на вопрос: Что такое производная и производящая основа?
Составляем схему
Производящая основа – основа , ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весн а→весенний , конфет а→конфетка. При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красн ый→жёлто-красный . Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около .
Упр. 38
Упр. 42
я Узнал… Задумался … Удивился… Повторил… Научился… Запомнил… Сегодня на уроке рефлексия
Стр. 151-152 (знать определения: словообразовательная пара, производная и производящая основа). Упр. 41 стр. 154.
§ 6. Морфологические способы словообразования 1. Суффиксальный способ словообразования
Проверяем домашнее задание Пре неприятный неприятн ый Переодева ни е переодева ть Землянич н ый земляник а Под солить соли ть Врачева тель врачева ть Странн ость странн ый Иссушить суши ть Родственн ик родственн ый Бес принцип н ый принцип Расплескать ся расплеска ть
Какими способами образованы слова из домашнего упражнения?
Пре неприятный неприятн ый приставочный Переодева ни е переодева ть суффиксальный Землянич н ый земляник а суффиксальный Под солить соли ть приставочный Врачева тель врачева ть суффиксальный Странн ость странн ый суффиксальный Иссушить суши ть приставочный Родственн ик родственн ый суффиксальный Бес принцип н ый принцип приставочно - суффиксальный Расплескать ся расплеска ть постфиксальный
Морфологические способы словообразования Су фф иксальный способ слов оо бразования
Работа с учебным текстом стр. 160. Прочитайте внимательно текст. Дополните определения. 1.Морфологические способы словообразования – это способы, при которых ________________ слово образуется при помощи ______________________. 2.Суффиксальный способ – это способ образования ____________ путем добавления _________ к производящей основе. 3.Постфиксальный способ – это способ образования новых слов путем добавления ______ к __________ основе.
Работа с учебным текстом стр. 160. Прочитайте внимательно текст. Дополните определения. 1.Морфологические способы словообразования – это способы, при которых производное/новое слово образуется при помощи словообразовательных морфем. 2.Суффиксальный способ – это способ образования новых слов путем добавления суффикса к производящей основе. 3.Постфиксальный способ – это способ образования новых слов путем добавления постфикса к производящей основе.
Упр. 50 Упр.51
Стр. 160 (знать определения) Упр. 53. стр. 162 (повторить параграф 27 в справочнике, стр. 27) Подготовиться к словарному диктанту по орфограммам: лаг-лож ; раст-ращ-рос (справочник стр. 18)
§ 6. Морфологические способы словообразования 2.Нулевая суффиксация 3. Приставочный способ 4. Приставочно-суффиксальный способ
Проверяем домашнее задание упр. 53 (устно) Ванный Колонный Зеленной (зеленная лавка) Свекольный Былинный
Ванный Колонный Зеленной (зеленная лавка) Свекольный Былинный
Словарный диктант Простое предложение, горная растительность, возлагать надежды, расположиться у костра; поросло травой, роскошные растения, выросли подснежники; зеленые водоросли, растущий ребенок, милый Ростислав ( искл .).
Морфологические способы словообразования: бе сс у фф иксный , приставочный, приставочно-суффиксальный
Узнать… Повторить… Научиться … ?… Поставьте цель урока
Работа с учебным текстом стр. 163. Прочитайте внимательно текст. Создайте опорную схему.
Упр. Упр. 55, 56
Работа с учебным текстом стр. 165 1. Внимательно прочитайте задания до текста. 2. Прочитайте текст. 3. Выполните задания до текста. Упр. 61, 65, 66, 67
Работа с учебным текстом стр. 168-169 1. Внимательно прочитайте задания до текста. 2. Прочитайте текст. 3. Выполните задания до текста. Упр. 69, 72
Узнать… Повторить… Научиться … ?… Поставьте цель урока
Повторить теорию стр. 141-169. Подготовиться к лингвистическому диктанту, знать определения: окончание, приставка, суффикс, постфикс, словообразовательные морфемы, формообразующие морфемы, словообразовательная пара, производная основа, производящая основа, способы образования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный , приставочно-суффиксальный) Упр. 73 стр. 171
§ 7. Способы образования сложных и сложносокращённых слов
Окончание, приставка, суффикс, постфикс, словообразовательные морфемы, формообразующие морфемы, словообразовательная пара, производная основа, производящая основа, способы образования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный).
Способы образования сложных и сложносокращённых слов Все ли слова в теме понятны? Что такое сложные слова? Что такое сложносокращенные слова?
сложносокращенные
сложносокращенные сложный + о + сокращенный сокращенный
сложносокращенные сложный + о + сокращенный Сокращенный сократить
сложносокращенные сложный + о + сокращенный Сокращенный сократить краткий
сложносокращенные сложный + о + сокращенный - сложение Сокращ енн ый со крат и ть (суффиксальный) краткий (приставочно-суффиксальный)
Работа с учебным текстом стр. 171-172 Внимательно изучите материал, уточните схему.
Вместе! Дружно! Упр. 74, стр. 172. Задача – образовать новые слова и назвать способ словообразования.
А бб ревиация Как перевести латинское слово « brevis »? Упр. 80
я Узнал… Задумался … Удивился… Повторил… Научился… Запомнил… Сегодня на уроке рефлексия
Перечитайте учебные тексты стр. 171-172, 175-176. Составьте 3-4 вопроса к данному материалу. Упр. 84 (все задания)стр. 177-178
§ 8. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Словарная разминка Раст_лковать смысл, обн_жить плечи, объед_нять людей, усм_рить скакуна, прим_рять противников, прим_рять пальто, насл_ждаться теплом, подсл_стить пилюлю, просл_влять в песне, благосл_влять на подвиг .
Словарная разминка Проверяем, оцениваем! Рас толк овать смысл, об наж ить плечи, объ един ять людей, у смир ить скакуна, при мир ять противников, при мер ять пальто, на слажд аться теплом, под сласт ить пилюлю, про славл ять в песне, благо слов лять на подвиг.
Проверяем домашнее задание Упр. 84
Морфемный и словообразовательный разбор слова Чем различаются морфемный и словообразовательный разбор?
Упр. 85
Упр. 86 Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Перечитать учебный текс стр. 178-179. Придумайте необычную (по форме, цвету и т.п.) схему: «Способы словообразования». Упр. 87
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
Материалы для диагностики УУД обучающихся 7 классов (по учебнику русского языка Т.А. Ладыженской и др.)
Данные упражнения способствуют выявлению учебных действий обучающихся в ходе выполнения грамматических, орфографических и синтаксических заданий....
Аннотация к учебнику " Русский язык: 5 класс" под редакцией А.Д.Шмелева
Учебник " Русский язык. 5 класс" под ред. А.Д.Шмелева соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования....
Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе
Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...
Методические материалы к урокам русского языка по теме "Деепричастие". 6 класс.
Методические материалы включают в себя различные виды работ при изучении деепричастия в 6 классе: алгоритмы, кластеры, правила в стихах, тексты для диктантов, сказки о деепричастии и др....
Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 8 классе
Тексты для комплексного анализа....
Учебно-методические материалы к урокам русского языка для 9 класса
Тексты для комплексного анализа....