Сжатие текста
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Кольцова Марина Сергеевна

Конспект урока. Сжатие текста.Подготовка к изложению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervichnoe_chtenie_teksta_izlozh_8kl.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

ВАРИАНТ СЖАТОГО ТЕКСТА

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)

Сказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правильно, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они отчищают. (50 слов)

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

ВАРИАНТ СЖАТОГО ТЕКСТА

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)

Сказка живет везде, во всем. (5 слов)

Сказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

- Cказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды (7 слов).

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

- Сказки любят все (3 слова).

Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правильно, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они отчищают. (50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они

вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов)

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)

- Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших

людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов)

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)

- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят

выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и

жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

Сжатое изложение

(приёмы компрессии текста)

Тип урока: комбинированный

- повторение,

- обучение,

- словарная работа,

- творческая работа.

Цели урока: - Ознакомить учащихся с различными приемами сжатия текста.

- Отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

- Содействовать развитию мышления, внимания, памяти устной

и письменной речи учащихся.

- Воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы

с текстами.

- Умение точно определять круг предметов и явлений

действительности, отражаемой в тексте.

- Умение вычленять главное в информации текста,

владеть приемами сжатия текста.

Задачи урока: - Умение сокращать текст разными способами; правильно,

точно и лаконично излагать содержание текста.

- Находить и уместно использовать языковые средства.

- Употреблять синтаксические и грамматические конструкции,

владеть связностью речи и логикой изложения.

- Научить воспринимать текст.

- Научить определять общую тему, проблему, идею, авторскую

позицию.- Тренироваться в определении микротем.

Оборудование: - компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран,

- разработанная презентация.

- словари: толковые, синонимов, антонимов, словообразований.

раздаточный материал:

- исходный текст изложения (для каждого ученика),

- памятки « Как писать сжатое изложение»,

- таблицы,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2. Целеполагание:

Сегодня мы с вами будем работать с текстом , проанализируем его и научимся

отрабатывать приёмы сжатия (компрессии) текста.

На доске слово «компрессия» - лексическое значение по словарю.

3. Лингвистическая разминка:

- Вспомним, что такое текст?

(Текст - речевая единица, состоящая из предложений, связанных по

смыслу и грамматически)

-Что такое изложение?

( Передача в письменной или устной форме содержания прочитанного или

прослушанного текста)

-Какие типы изложений бывают?

подробное сжатое

hello_html_7dc3d5c.gifhello_html_7dc3d5c.gifhello_html_m25958739.gifhello_html_57aed7ff.gif

содержание передаётся содержание передаётся

полностью, подробна сжато, кратко, обобщенно

4. Первичное чтение текста.

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)

Сказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правильно, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они отчищают. (50 слов)

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова)

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)

5. Беседа по вопросам текста:

- Какова тема текста? ( -о сказке)

- Какова основная мысль текста?( надо верить в чудеса, превращая жизнь в сказку)

- Озаглавьте текст (варианты учащихся: Сказка, Сказка в жизни человека, Жизнь –

сказка)

- Определите количество микротем, озаглавьте.

- Выделите в каждой микротеме опорные слова.

- Определите стиль текста (художественный)

- Определите тип речи (повествование – рассуждение)

6. Работа с текстом.

Раздаточный материал каждому ученику в таблице

7. Объяснение нового материала.

Сжатие – это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений . При сжатии текста необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем

Тексте в целом, используя авторские ключевые «опорные» слова и словосочетания.

К приемам сжатия «компрессии) текста относятся три способа:

1. исключение

2. обобщение или объединение

3. замена, слияние исключения и обобщения.

I. При исключении необходимо:

а) выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать

ненужные подробности и детали.

б) объединить полученное, не используя основные средства связи между

предложениями

Нельзя удалять из текста:

- основные детали, помогающие понять авторскую идею;

- аргументы автора, не пользуемые им для доказательства основной

мысли.

Чаще всего исключению подвергаются :

- однородные члены предложения;

- повторение;

- однотипные примеры;

- риторические вопросы и восклицания;

- цитаты;

- детали, которые не влияют на ход авторской мысли;

- пояснения;

- рассуждения;

- описания;

- слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для

содержания.

Наблюдение: постараемся приемом исключения сократить

предложения в тексте Е. Кривченко (189 слов)

поэтапно.

Задача: сжать, сократить текст так, чтобы не исказить его,

передать главное, используя авторские слова и

словосочетания

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле,

в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова)

(Избыточными являются однородные обстоятельства ,

конкретизирующие, обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти

однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится.):

Сказка живет везде, во всем. (5 слов)

Варианты учащихся …

II. При обобщении или объединении необходимо:

- найти в тексте мелкие, единичные факты;

- найти в них общее;

- объединить эти факты на основе общего;

- сформулировать получившееся предложение

Наблюдение: -

Задача: постараемся приемом обобщения ( объединения) сократить

предложения.

Cказки научат быть добрыми, ты увидишь, что они смогут выручить

из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как

весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого (30 слов).

( Оба предложения с однородными сказуемыми связаны одной мыслю: научат,

смогут выручить, покажут, настроят на оптимизм, слабый победит сильного,

веселый – хмурого; обобщаем понятия, исключая однородные определения и

объединяя однородные сказуемые)

- Cказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды (7 слов).

III. При замене необходимо:

- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно

сократить с помощью замены обобщающим словом, простым

предложением;

- сформулировать получившееся предложение;

Замена может быть:

однородных членов обобщающим словом;

- сложного предложения – простым;

- части предложения , или ряда предложений общим понятием или

выражением;

- прямой речи – косвенной;

- части текста одним предложением;

- части предложения местоимением;

Наблюдение

- Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не

очень.(12слов)

( Замена однородных членов обобщающим словом все)

- Сказки любят все (3 слова).

IV. А теперь, попробуем сочетать приемы исключения, обобщения

(объединения).

Наблюдение

- Сказки…как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда

торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший –

плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди

вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но

это святая грусть и святые слезы. Они отчищают.(50 слов)

( Выделим главное с точки зрения основной мысли текста: мир сказок добрый,

прекрасный, увлекательный; исключим детали, которые не влияют на ход

авторской мысли; объединим тир предложения, факты на основе общего; даже

когда они грустные, помогают нам стать лучше).

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они

вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов)

V. Сочетание исключения и замены

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и

люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых

значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то говорить не

приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел

ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от

природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)

(Исключаем вводное слово, однородные члены предложения, заменяем

части предложения общим понятием, части текста одним предложением.

- Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших

людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов)

VI. Сочетание замены, исключения и объединения.

Наблюдение

- Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы

еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о

все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненно тупике, ища

выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в

чудеса. Верить и жить. Жить так чтобы жизнь превращалась только в

добрые и веселые сказки. (61 слово)

(Исключаем вводное слово, обращения, однородные члены предложения,

заменяем части предложения общим понятием, части текста одним

предложением)

- Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят

выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и

жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

V11.Заключительный этап сжатия.

Сказка живет везде, во всем. (5 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен. Они

вызывают святые слезы и грусть, помогают нам стать лучше.(18 слов)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших

людей, как и сказок, значительно больше.(18 слов)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга не находят

выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и

жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

8. Закрепление темы урока.

Вопросы по закреплению:

- Как вы понимаете выражение сжатие (компрессия) текста?

(-преобразование, более сжатое, краткое изложение текста)

- Какие приёмы компрессии текста вы узнали и запомнили?

(-три способа: исключение, обобщение (объединение), замена)

-Что должны учитывать при написания сжатого изложения?

(- а) смысловые связи между эпизодами; б)- передача содержания каждой микротемы

и всего текста в целом; в) -текст должен быть законченным и цельным произведением)

9. Раздача ученикам памятки « Как работать над сжатым

изложением при первом чтении и после второго чтения».

Сказки... как прекрасен  и увлекателен ваш мир.  Мир, в  котором всегда

торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого,  хороший - плохого, и

в финале, как правило, все счастливы. Нет,  конечно, и среди вас есть такие,

после  которых становится грустно и хочется плакать. Но это  святая грусть и

святые  слезы.  Они  очищают. Такие  сказки  ближе  к  жизни, даже  если они

рассказывают о самых невероятных вещах на свете. И, наверное,  поэтому мы их

также  любим как и веселые. Сказки окружают  нас повсюду, и было бы смешно и

наивно полагать,  что они живут только в детстве, когда мы сами еще такие же

маленькие как и они.  Нет, сказки  живет везде, во всем, что вокруг нас  - в

деревьях, осыпавших  на уже начавшую замерзать  землю свои, бывшие  когда-то

зелеными,  листья.  В самих  листьях, которые ветер гоняет по всему двору, в

самом ветре,  в  земле, в кресле, в  доме, в марте, в  тебе самом.  Во всем.

Нужно  только верить в это  и  ты  увидишь  их бесконечную вереницу.  Сказки

научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут  выручить из любой беды,

в которую  ты  можешь угодить. Сказки покажут как  веселый, но  слабый может

победить сильного, но хмурого. Бывают,  правда, и злые сказки, в которых все

наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А  между прочим, даже среди  вас,

людей, злых значительно меньше чем добрых,  а уж про сказки-то и говорить не

приходиться. Да и злой-то сказка  становится от того, что кто-то обидел  ее,

сломал, согнул грубыми руками. Ведь  сказки не могут  быть злыми от природы,

такими их делаете  вы, люди. Когда специально, а  чаще случайно, забыв о той

поре, когда вы еще верили им, причиняете друг другу боль. Вы забываете об их

все исцеляющей  доброте и мечетесь в своем тесном мирке ища выхода и не видя

его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в них.  Верить и  жить,  жить

так, чтобы на нашей с вами земле рождались только добрые и веселые сказки.

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
1. Исключение

  • - вводных слов;
  • - однородных членов предложения;
  • - повторов;
  • - однотипных примеров;
  • - риторических вопросов и восклицаний;
  • - цитат;
  • - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • - пояснений;
  • - рассуждений;
  • - описаний;
  • - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

                                                            При исключении необходимо:
- Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
- Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. 

Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) 

Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:

Стало: Сказка живет везде, во во всем. (5 слов)

                                                      2. Обобщение или объединение 
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

                                                               При объединении необходимо 
- Найти в тексте мелкие, единичные факты.
- Найти в них
 общее.
-
Объединить эти факты на основе общего.
-
Сформулировать получившееся предложение. 

Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем.
Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) 

                                                                        3. Упрощение

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения – простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  •  прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.
  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  • замена сложноподчинённого предложения простым.
  • перевод диалога или прямой речи в косвенную;
  • замена фрагмента текста синонимичным выражением.
  • формулирование мысли своими словами.

                                                                При упрощении необходимо

- Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

-Сформулировать получившееся предложение.

Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Стало: Сказки любят все. (3 слова ) 

Сочетание нескольких приёмов сжатия текста

  1. Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Было: Сказки... Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) 

Стало: Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов) 

  1. Сочетание исключения и упрощения

Было: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64слова)

Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

  1. Сочетание упрощения, исключения и объединения

Было: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)

Стало: Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов) 

                                     

                                            Что нельзя удалять из текста?
- основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

                           

                               Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте

особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

                                                               Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения: 

- Разделите текст на смысловые части.

- Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.
Основных способов сжатия текста три:
1. Исключение.
2. Обобщение.
3. Замена.
Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

1. Исключение.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
- вводные слова,
- однородные члены предложения,
- повторы,
- риторические вопросы и восклицания,
- однотипные примеры,
- цитаты,
- рассуждения,
- описания,
- детали, не влияющие на ход авторской мысли,
- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

2. Обобщение.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению подлежат:
- ряды предложений, связанных одной мыслью;
- части сложного предложения;
- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
    !!! *Пример парцелляции: 
          Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
          Бессмысленный и тусклый свет.
                                                          (А. Блок)
- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
ДоС правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

3. Замена.
Заменить можно:
- однородные члены обобщающим словом,
- сложное предложение простым,
- несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
- прямую речь косвенной,
- часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример: 
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

    Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал - жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)


Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...