Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
презентация к уроку (9 класс) на тему
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_szhatiya_teksta.pptx | 71.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сжатие исходного текста ИК 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста , использовав их на протяжении всего текста . 3 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2 балла Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1 балл Э кзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0 баллов
1. Исключение - вводных слов; - однородных членов предложения; - повторов; - однотипных примеров; - риторических вопросов и восклицаний; - цитат; - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; - пояснений; - рассуждений; - описаний; - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. При исключении необходимо : ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВН ОЕ, ИСКЛЮЧИТЬ ЛИШНЕЕ, ОБЪЕДИНИТЬ ПОЛУЧЕННОЕ Было : Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. ( Е.Кривченко ) (22 слова) Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем . Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится: Стало : Сказка живет везде, во во всем . (5 слов )
2.Обобщение - ряда предложений, связанных одной мыслью; - частей предложений; - конкретных, единичных фактов, событий, явлений. При обобщении необходимо: - Найти в тексте мелкие, единичные факты. - Найти в них общее. - Объединить эти факты на основе общего. - Сформулировать получившееся предложение. Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем . Стало : Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
3.Упрощение однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д. разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; замена фрагмента текста синонимичным выражением. формулирование мысли своими словами. При упрощении необходимо: - Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. -Сформулировать получившееся предложение . Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень . (12 слов) Стало: Сказки любят все . (3 слова )
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди . ( 64 слова)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. ( 61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки . ( 29 слов)
Что нельзя удалять из текста ? - основные детали, помогающие понять авторскую идею; - аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли. В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми. Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер. К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% – под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство, остальные 2–3% – для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек. Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений. Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее. ( По материалам журнала «Наука и жизнь») 252 слова.
1. Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли. В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество истребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми . 2. Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер . 3. К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около половины земной суши: 26% – под пастбища, по 11% – под пашни и лесоводство, остальные 2–3% – для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек. Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений. Человек все более загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться из которого все труднее. ( По материалам журнала «Наука и жизнь») 252 слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста
Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста....
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.
Цели урока:1. Обучающая:обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.2. Развивающие:развитие монологической речи уч...
Практическая работа №4 10 класс, Представление текстов. Сжатие текстов.
Практическая работа для обучающихся 10 класса, базовый уровень, " Представление текстов. Сжатие текстов"...
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Представление текстов. Сжатие текстов."
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Представление текстов. Сжатие текстов."....
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...