Урок в 9 кл.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
(выполнение задания 15.3 части 3)».
Дата: 07.04.2016 г.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Карелова Вера Николаевна.
Конспект урока развития речи в 9 классе.
Цель урока:
- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
Ӏ. Организационный момент.
- Запись даты, темы урока в тетрадь.
- Эмоциональный настрой.
II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.
Задание: определить лексическое значение слова:
- человечность – человечный.
Составление кластера.
III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.
ӀV. Рефлексия.
V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность».
Ход урока.
Эпиграф на доске (запись в тетради):
«Пока человек чувствует боль – он жив.
Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».
Тема урока: Что такое человечность?
Слайд 2.
Ӏ. Эмоциональный настрой.
Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». (то есть «настоящего», полноценного в нравственном отношении; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка) .
ӀӀ. Собеседование с классом:
- Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.
- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).
Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.
Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Слайд 3.
Крылатые выражения о человечности
- Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.
- Георгий Александров -
- Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.
- Конфуций -
- Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
- Василий Сухомлинский -
Слайд 4.
Обратимся к словарю:
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь
Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Словарь русских синонимов
Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.
Слайд 5.
Проявления человечности в повседневной жизни
- Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.
- Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.
- Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.
- Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.
- Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.
1) Подбор материала к сочинению.
1. Запишем вступление к сочинению – определение:
Человечность - это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.
2. Комментарий к тезису.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлена человечность? Что может послужить причиной проявленной бесчеловечности?
Работа над схемой сочинения - рассуждения.
Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.
Вопрос классу:
- Какова схема построения сочинения-рассуждения?
Памятка № 1.
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!
5. Вывод.
ӀӀӀ. Отбор материала к сочинению. Анализ текста.
Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о человечности в разных ее проявлениях.
Для анализа мы возьмём текст Бориса Васильева.
- (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)
Текст КИМ
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
2. Вопросы классу:
- Какова тема этого текста?
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
- Какова основная мысль текста? Запишем. (нельзя быть…, нужно оставаться человеком…)
3. Работа в группах.
1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать.
2-й аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы). Оформить аргумент с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д..
- Зачитать аргументы по группам.
4.Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.
Памятка № 2.
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку | |
Часть (абзац) | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) |
1. Тезис | На мой взгляд, человечность - это...(или) |
2. Аргумент 1 | Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему... |
3. Аргумент 2 | Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, попавшим в страшную беду. Свое мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора) |
4. Заключение | Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... |
Слово учителя: подводя итог нашему разговору о человечности, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).
Или:
V. Рефлексия. Давайте составим правила человечности:
- быть альтруистами;
- бороться с эгоизмом;
- делиться теплом;
- нести ответственность;
- будем испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;
- совесть - мера человечности.
Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...