Духовно-нравственный потенциал уроков словесности
статья по литературе на тему

Кравченко Татьяна Борисовна

Обладая высоким духовно-нравственным потенциалом, уроки русского языка и литературы становятся местом для разговора о Боге, о нравственности, о душе, о совести, о жизни, смерти и бессмертии. Именно в русском языке и в русской классической литературе нашла отражение духовная сущность русского народа, и мы не можем не воспользоваться этим богатейшим материалом. Итак, «сокровища земные» или «сокровища небесные»? Этим незамысловатым вопросом я часто подвожу итоги уроков литературы, давая учащимся самостоятельно ответить на него.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственный потенциал уроков словесности

      Будущее любой страны решается за школьной партой. Кто придет завтра на производство, в  научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшая судьба России.  Именно поэтому мы все вместе должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Если на уроках словесности вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.                              

          По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.  Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный.  В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо  духовности не поддается точному определению и рациональному осмыслению.  Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю необходимо построить свою жизнь на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

          Наиболее способствуют этому уроки словесности. Обладая высоким духовно-нравственным потенциалом, уроки русского языка и литературы  становятся местом для разговора о Боге, о нравственности, о душе, о совести, о жизни, смерти и бессмертии.      Именно в   русском  языке и в  русской  классической литературе  нашла отражение духовная сущность  русского народа, и мы не можем  не воспользоваться этим  богатейшим материалом.

Итак, «сокровища земные» или «сокровища небесные»? Этим незамысловатым вопросом я часто подвожу итоги уроков литературы, давая учащимся самостоятельно ответить на него. Последовательно обращаясь к  биографиям и творчеству  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева, А.П.Чехова и других поэтов и писателей, ученики под чутким руководством учителя литературы непременно  увидят,  что   все поэты и писатели давали своему народу  уроки  духовности и нравственности. Исходя из собственной практики, предлагаю список   уроков-вопросов, отражающий  возможные варианты духовных бесед с   учащимися  в  зависимости от наличия в  рабочей программе того или иного произведения.
1.Нужно ли родительское  благословение и венчание  для  вступающих в  брак?  (А.С.Пушкин, «Метель», «Капитанская дочка»)
2.Что такое счастье? (Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
3. В чём заключаются причины духовного кризиса  человека? (Ф.И.Тютчев,
     -1-

«Наш век» идр.)
4. Можно ли исправить Иудушку? (М.Е.Салтыков-Щедрин, «Господа
    Головлёвы»)
5. Можно ли «воскресить Лазаря»? (Ф.М.Достоевский, «Преступление и
     наказание»)
8. Как  проявляется всепобеждающая сила молитвы? (Л.Н.Толстой, «Война
    и мир»)
9. Что такое вечность? (А.П.Чехов, «Студент»)
10.  В чём смысл жизни? (А.М.Горький, «Ма-аленькая!..»)
11.   Какую Россию «потерял» XX век? (И.С.Шмелёв, «Лето Господне»)
12. Как в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» отразились христианские
 заповеди?
13. Как в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» отразился образ
      России-праведницы, России-мученицы?

14. Что такое честь, долг, совесть? (Л.Н.Толстой, «После бала»)

       Конечно же, этот список  далеко не  исчерпывает  возможные   темы. Он   может и должен  быть  дополнен   учителями-словесниками,  желающими  дать  детям   духовно-нравственный ориентир в жизни.
          Результаты размышлений над  данными вопросами отражаются  в сочинениях и устных выступлениях  учащихся. В  более подготовленных  классах, при  наличии  живого интереса  учащихся и   доверительных отношений с педагогом,  возможно
проведение  диспутов, где используются знания произведений  классической  литературы:
   1. «Вера и счастье человека»;
   2. «Вера и герои зла в русской литературе»;
   3. «Пессимизм и оптимизм:  два мировоззрения»;
  4. «XХ  век: гибель или возрождение России?»;  
   5. «Могут ли спасти мир христианские заповеди?» и т.д.

       Мы живём в очень сложное время.  Вопросы  духовности и нравственности, казалось бы,  отодвинуты  сейчас обществом   на  второй  план, приоритеты отдаются  вопросам  материальным, приобретению « земных  сокровищ». Но при этом   все   осознают, что  без  «сокровищ небесных» все  попытки навести  порядок в политической и экономической  сфере  обречены на провал. Жить в обществе успешных эгоистов не желают сами эти эгоисты. А ведь кто поможет, когда им будет худо? Я убеждена, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств личности несет именно знакомство с Библией. Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости. В рассказе «Конь с розовой гривой»  В.Астафьев ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа. По моему мнению, при знакомстве в школе с древнерусской литературой  следует более подробно остановиться на «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя  Александра». Осмысление  его  «жития»,  его  подвига  во  имя    единства  своего  Отечества  представляет важное  звено  в  духовно-нравственном  воспитании  школьников.  Недостатка в литературе по данному вопросу нет,   учитель-словесник располагает обширной информацией,  важно  только  уметь представить детям  эту  информацию  так,  чтобы  главные,  ключевые моменты  жития святого  получили именно осмысление в  духе образца, примера для подражания, выявили главные  черты  человека,  своё  земное  житие построившего в  угоду не 

-2-

славолюбию, а боголюбию.

        Особо следует  выделить  среди житийной литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая рассказывает о русских святых, покровительствующих семье, Петре и Февронии. С   тех пор, как  в  наших  школах  повсеместно стало  внедряться  празднование Дня  влюблённых,  Дня  святого  Валентина,  необходимо  напоминать детям  о  том,  что в  России незаслуженно  забыты  эти святые.  А    между  тем русские святые Пётр и Феврония  Муромские -  вот пример  для  подражания молодёжи.  8 июля - День памяти  святых Петра и Февронии, покровителей  семьи и брака, День  семьи, любви и   верности. Об  этом  обязательно нужно напомнить   учащимся на  уроках, взяв, например,  для  работы  над   комплексным анализом  текста отрывки  из  жития  святых.
       Очень интересной может быть
работа по притчам (небольшим историям иносказательного характера) Иисуса Христа, которыми он разговаривал с народом, чтобы они были понятны каждому. Так, в 6-ом классе изучается «Притча о добром самаритянине». Обсуждение вопросов: - Что побудило самаритянина взять на себя заботу о незнакомце?
                     - Что вы думаете о «необычном» поступке самаритянина?
                     - Как вы расцениваете поступок священника и левита?
                     - Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» - заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею притчи. Так ненавязчиво ребята  постигают уроки нравственности, преподносимые им Великим словом Библии. Одна из наиболее известных евангельских притч –
притча о блудном сыне -  включена в программу 6-го класса перед изучением произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Это предостережение писателя читателю, для которого евангельские сюжеты перестали быть живыми нравственными уроками, а стали лишь частью быта или образом светского искусства. Без знания Библии не понять и Ф.М.Достоевского, его роман «Преступление и наказание». Только знание притчи о воскресении Лазаря поможет учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. Уроки литературы без излишней морализации и назидания, просто и доступно дают ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе, ещё раз показал, что в каждом школьнике есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому, невозможна душевная красота. Поэтому моя задача помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире. Анализируя цепь сказочных событий, я старалась не только раскрыть взаимоотношения героев, но и помочь детям понять идейный смысл сказки «Царевна – лягушка», выражающий убеждение народа в необходимости активно бороться, добиваясь счастья. Несчастные и гонимые в конце концов оказываются самыми счастливыми. И как тут не вспомнить слова Ф.М.Достоевского: «…Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…».

        Ни один  урок  русского  языка нельзя представить   без поэтического слова. Независимо от  темы на уроке русского языка всегда найдётся  место  для  стихотворных строк. Если  учитель   относится равнодушно к  содержанию диктуемых им  или разбираемых на доске  предложений,  то  дети получат просто  знания. Если    учитель    будет  подбирать  дидактический материал,  используя, например, духовную   поэзию,  то  учащиеся, кроме знаний,  получат  ещё и представление  о Красоте, Добре и  Правде. Учителя могут прекрасно  выручить   церковные календари, в  которых обычно  представлена  духовная  поэзия  самого  высочайшего класса: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, И.А.Бунин, Н.М.Рубцов. Из современных поэтов    хочется  особенно  выделить Николая Колычева и Николая Зиновьева. Вот образец  только одного небольшого  текста  стихотворения «Молитва» Николая Зиновьева. Разве  только о   бессоюзной и союзной связи между предложениями  да  о  правилах правописания  можно говорить с

-3-

учащимися,  опираясь на  данный  текст, состоящий  из  одного предложения?
Как  ни темна, как ни трудна
Жизнь россиян, как ни  убога,
К Творцу есть просьба  лишь одна,
Лишь  об  одном прошу  я Бога:
Не  дай  такого, Боже мой,
Чтоб наша Русь,  ругаясь матом,
Пошла по миру не с  сумой,
А с  самым  лучшим автоматом…
     
Буквально  каждый урок русского языка позволяет учителю уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих школьников. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести! Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Например, при прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.
Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать. В этом случае совместная работа с учениками может строиться двумя способами:
а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;
б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

       Завершая разговор о  духовно-нравственном потенциале уроков словесности, хочу особо выделить основные положения, на которые учитель должен обратить особое внимание:

1. Подход к изучению русской  литературы , при котором на первый план
выдвигается ее  духовно-нравственный  и художественный потенциал, обес-
печивает эффективное  духовно-нравственное   воспитание  личности, а так-
же более глубокое и полное понимание произведений художественной ли-
тературы.

2. Наиболее эффективным путём анализа произведений русской литера-
туры является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, лести и
достоинства, нравственности и безнравственности, смерти и бессмертия, в
процессе которого идёт  духовно-нравственное  совершенствование челове-
ка.

3. Задачи духовно-нравственного воспитания  учащихся  необходимо решать через уроки русского  языка  и  литературы, через изучение духовного опыта поэтов и писателей.

4. Использование   на  уроках словесности  духовной поэзии,   информации о православных праздниках  также  будет способствовать духовно-нравственному  воспитанию школьников.

-4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Духовно-нравственный потенциал уроков словесности

Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы...

Духовно-нравственный воспитательный потенциал уроков художественно-эстетического цикла

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями – совесть, гуманность, порядочность, патриотизм, чувство дол...

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"

Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...