Конспект урока русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока русского языка  в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Снеткова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Покров

Петушинского района

Владимирской области

Конспект урока русского языка  в 8 классе

«Учимся писать сочинение-рассуждение

 по тексту публицистического стиля»

Цели урока:

- уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;

- подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту;

-  воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
совершенствовать умение аргументировать свою точку зрения по поставленной проблеме; учить детей владеть культурой устной речи, диалога, формировать учебно-логические коммуникативные компетенции.

  1. Вступительное слово учителя

 - С какой целью мы приходим в этот мир? Что является главным в жизни? Что такое счастье? Задумайтесь. Готовы вы сейчас ответить? Эти вопросы постоянно возникают среди множества вопросов, на которые пытаются найти ответы философы, писатели, рядовые жители. Мы с вами обратимся сегодня к размышлениям известного русского драматурга В.С.Розова. Человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости","Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".

      2. Постановка целей урока 

- учиться понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;

-   подготовиться к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту;

    3. Анализ текста Тексты распечатаны (приложение 1)

– Прочитайте текст. Сделайте необходимые пометки. («!» - важно, «?» - непонятно, «+» - согласен, «-» - не согласен)

- Как можно определить тему текста?

Работа с опорными схемами «Типы речи»  и «Стили речи» (приложение 2)

- К какому типу речи относится? (рассуждение-размышление)

- Какова структура текста?

  • Тезис
  • Доказательства с аргументами
  • Вывод

- Определите стиль речи. По каким признакам это определили?

- Определите микротему 1  абзаца.

 1абзац  «Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность»

- Почему «кроется»? (не каждому дано найти)

- Что обозначает выражение «Сердцевина счастья»? Какое это выразительное средство?

- Что обозначают определения «удобная» квартира, «хорошая» еда, «нарядная» одежда? Можно ли поменять местами?

- Почему следущее предложение  начинается с «нет»? (это автору ближе)

- Что обозначает необычная форма «достатки» (достаточно – достаток - ….)

- Что  означает «душевные невзгоды»?

- Какое время глаголов в 1 абзаце? (настоящее) Почему?

- Определите микротему 2  абзаца.

 2 абзац  «У каждого человека своя мера счастья»

- Второй абзац содержит высказывания  двух великих людей.  Прочитать .  

- Но более известны другие афоризмы «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов)   И «Это звучит гордо – Человек» (М. Горький)

- Как вы понимаете значение слов Горького? Почему «мудро и лукаво»?  ( в погоне за улучшением – смысл жизни, можно бесконечно стремиться к лучшему и не стать счастливым)

- Значение слов Чехова?

- Кто такой оптимист? Что значит «Если хочешь…»?  (люди сами придумывают эталоны)

- Время глаголов? (прошедшее, будущее у Чехова, глаголы повелительного наклонения)

 - Определите микротему 3  абзаца.

 3 абзац « Личный пример счастья»

- К какому выводу подводит автор? (физическое здоровье – не показатель счастья)

- Какие формы глаголов здесь использованы? Почему прошедшее время?

- Определите микротему 4  абзаца.

4 абзац «Счастье кроется в гармонии личности»

- Как связан 4 абзац с предыдущим? (не душевное, а духовное здоровье – путь к счастью. Логический переход к высказыванию из Библии)

- Какие однокоренные слова использованы в абзаце? (гармония, гармонический, гармоничный) Каково их значение?

- Какие синонимы использует автор?   (борьба и битва)

- Каково значение этих слов?

-  С чем необходимо биться? Почему?

- Какое время глаголов? ( настоящее, прошедшее, будущее, безличное предложение – инфинитив)

- Почему? (битву надо вести всегда)

- Что значит «честный малый»?

- В каком значении используется слово «беда»?

4 . Подведение итогов работы. Подготовка к творческой работе

- В чем же истинное богатство? Основная проблема текста ?

-  В чем заключается счастье? ( Составление кластера)

-   Заполните схему понятиями из текста и своими словами

- Напишите сочинение-рассуждение  «Сердцевина счастья», «Что для меня значит счастье?» или «Могу ли я назвать себя счастливым?»

5.  Рефлексия по теме урока.

  1. Итак, выскажите свое мнение с точки зрения важности темы урока.
  2. Над чем заставляет задуматься тема урока?
  3. Имеет ли урок практическую значимость? Какую? Обоснуйте.
  4. Какой опыт вы приобрели?
  5. Ваше впечатление от урока.

Д/З – завершить работу над сочинением

Список литературы

  1. Русский язык 8 кл.   М.М. Разумовской и др. – М.: Дрофа, 2009

Приложение 1

Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? (3амечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет   - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.

Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» И еще — «вникай сам».

В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый».  Дух мой был здоров.

Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе - беда.

                                                                                            В. Розов

Приложение 2

Стили речи

Художественный стиль РС       1-много

                                                     Официальная обстановка

                                                     Воздействие с целью создать образ

Разговорный стиль РС            1-1

                                                  Неофициальная обстановка

                                                  Общение

Научный стиль        РС              1-много

                                                     Официальная обстановка

                                                     Передача знаний

Официально-деловой стиль РС       1-много

                                                            Официальная обстановка

                                                            Инструкция

Публицистический стиль РС     1-много

                                                     Официальная обстановка

                                                     Воздействие с целью побуждения к действию

Типы речи

ПОВЕСТВОВАНИЕ          ОПИСАНИЕ                 РАССУЖДЕНИЕ

динамичная картина          статичная картина   невозможно сфотографировать                                                     (несколько фотографий)    (одна фотография)    (причина – следствие)

глаголы                                прилагательные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...