Конспект урока русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Покров
Петушинского района
Владимирской области
Конспект урока русского языка в 8 классе
«Учимся писать сочинение-рассуждение
по тексту публицистического стиля»
Цели урока:
- уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;
- подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
совершенствовать умение аргументировать свою точку зрения по поставленной проблеме; учить детей владеть культурой устной речи, диалога, формировать учебно-логические коммуникативные компетенции.
- Вступительное слово учителя
- С какой целью мы приходим в этот мир? Что является главным в жизни? Что такое счастье? Задумайтесь. Готовы вы сейчас ответить? Эти вопросы постоянно возникают среди множества вопросов, на которые пытаются найти ответы философы, писатели, рядовые жители. Мы с вами обратимся сегодня к размышлениям известного русского драматурга В.С.Розова. Человека с большим жизненным опытом, участника Великой Отечественной войны, который писал остроконфликтные пьесы о молодежи. Его перу принадлежат пьесы "В поисках радости","Вечно живые", по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Летят журавли".
2. Постановка целей урока
- учиться понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;
- подготовиться к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту;
3. Анализ текста Тексты распечатаны (приложение 1)
– Прочитайте текст. Сделайте необходимые пометки. («!» - важно, «?» - непонятно, «+» - согласен, «-» - не согласен)
- Как можно определить тему текста?
Работа с опорными схемами «Типы речи» и «Стили речи» (приложение 2)
- К какому типу речи относится? (рассуждение-размышление)
- Какова структура текста?
- Тезис
- Доказательства с аргументами
- Вывод
- Определите стиль речи. По каким признакам это определили?
- Определите микротему 1 абзаца.
1абзац «Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность»
- Почему «кроется»? (не каждому дано найти)
- Что обозначает выражение «Сердцевина счастья»? Какое это выразительное средство?
- Что обозначают определения «удобная» квартира, «хорошая» еда, «нарядная» одежда? Можно ли поменять местами?
- Почему следущее предложение начинается с «нет»? (это автору ближе)
- Что обозначает необычная форма «достатки» (достаточно – достаток - ….)
- Что означает «душевные невзгоды»?
- Какое время глаголов в 1 абзаце? (настоящее) Почему?
- Определите микротему 2 абзаца.
2 абзац «У каждого человека своя мера счастья»
- Второй абзац содержит высказывания двух великих людей. Прочитать .
- Но более известны другие афоризмы «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов) И «Это звучит гордо – Человек» (М. Горький)
- Как вы понимаете значение слов Горького? Почему «мудро и лукаво»? ( в погоне за улучшением – смысл жизни, можно бесконечно стремиться к лучшему и не стать счастливым)
- Значение слов Чехова?
- Кто такой оптимист? Что значит «Если хочешь…»? (люди сами придумывают эталоны)
- Время глаголов? (прошедшее, будущее у Чехова, глаголы повелительного наклонения)
- Определите микротему 3 абзаца.
3 абзац « Личный пример счастья»
- К какому выводу подводит автор? (физическое здоровье – не показатель счастья)
- Какие формы глаголов здесь использованы? Почему прошедшее время?
- Определите микротему 4 абзаца.
4 абзац «Счастье кроется в гармонии личности»
- Как связан 4 абзац с предыдущим? (не душевное, а духовное здоровье – путь к счастью. Логический переход к высказыванию из Библии)
- Какие однокоренные слова использованы в абзаце? (гармония, гармонический, гармоничный) Каково их значение?
- Какие синонимы использует автор? (борьба и битва)
- Каково значение этих слов?
- С чем необходимо биться? Почему?
- Какое время глаголов? ( настоящее, прошедшее, будущее, безличное предложение – инфинитив)
- Почему? (битву надо вести всегда)
- Что значит «честный малый»?
- В каком значении используется слово «беда»?
4 . Подведение итогов работы. Подготовка к творческой работе
- В чем же истинное богатство? Основная проблема текста ?
- В чем заключается счастье? ( Составление кластера)
- Заполните схему понятиями из текста и своими словами
- Напишите сочинение-рассуждение «Сердцевина счастья», «Что для меня значит счастье?» или «Могу ли я назвать себя счастливым?»
5. Рефлексия по теме урока.
- Итак, выскажите свое мнение с точки зрения важности темы урока.
- Над чем заставляет задуматься тема урока?
- Имеет ли урок практическую значимость? Какую? Обоснуйте.
- Какой опыт вы приобрели?
- Ваше впечатление от урока.
Д/З – завершить работу над сочинением
Список литературы
- Русский язык 8 кл. М.М. Разумовской и др. – М.: Дрофа, 2009
Приложение 1
Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? (3амечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.
Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» И еще — «вникай сам».
В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров.
Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе - беда.
В. Розов
Приложение 2
Стили речи
Художественный стиль РС 1-много
Официальная обстановка
Воздействие с целью создать образ
Разговорный стиль РС 1-1
Неофициальная обстановка
Общение
Научный стиль РС 1-много
Официальная обстановка
Передача знаний
Официально-деловой стиль РС 1-много
Официальная обстановка
Инструкция
Публицистический стиль РС 1-много
Официальная обстановка
Воздействие с целью побуждения к действию
Типы речи
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
динамичная картина статичная картина невозможно сфотографировать (несколько фотографий) (одна фотография) (причина – следствие)
глаголы прилагательные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Происхождение лексики русского языка". Материалы фестиваля педагогических идей "Открытый урок".
Материала Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...