Урок русского языка в 7 классе по теме "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока содержит материал, в котором прослеживается технология моделирования (опорная схема по частям речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rechi.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе
«Самостоятельные и служебные части речи»
Цели: рассмотрение обзорной характеристики служебной части речи, их отличия от самостоятельных частей речи.
Задачи:
1. вспомнить, какие части речи относятся к служебным, самостоятельным
2. обзорно рассмотреть их значение и синтаксическую роль
Методические приемы: моделирование, лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.
Ход урока
Оргмомент. Приветствие. Отметка присутствующих.
I. Лингвистическая разминка
— Обозначьте части речи в предложениях:
Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.
Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.
Комментарий. Имена существительные — ночь, известия, лужах, ногой, ледок; имена прилагательные — тонкий; имена числительные — третью; местоимения — мне, меня; глаголы — хрустит; причастия — встревожившего; деепричастия — ломаясь; наречия — уже, чуть-чуть; слова категории состояния — спалось, подмораживает; предлоги — из-за, на, под; частицы — вот, не; союзы — и; междометия — увы.
Эти предложения содержат все существующие части речи.
II. Мотивация к учебной деятельности
1. Какая наука изучает части речи?
2. На какие две группы делятся части речи?
Сформулируйте тему нашего урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Какова задача сегодняшнего урока? (Вспомнить, какие части речи относятся к служебным и самостоятельным, вспомнить признаки этих частей речи, синтаксическую функцию этих частей речи)
III. Обзор темы «Самостоятельные и служебные части речи»
1. Обзор темы
Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» — «Служебные части речи». Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи — и самостоятельные, и служебные. Мы можем сократить эти предложения до основ:
Мне не спалось. Подмораживает, хрустит ледок.
— Чем отличаются эти сокращенные предложения от исходных? (Они не рисуют такой полной и ясной картины, как исходные.)
— Слово какой служебной части речи осталось в сокращенных предложениях? Почему? (Частица не. Смысл предложения совершенно поменяется, если опустить эту частицу. Это доказывает необходимость, важность служебных частей речи.)
2. Создание модели (опорной схемы) по теме «Самостоятельные и служебные части речи» с опорой на теоретический материал учебника — § 47, с. 133
ЧАСТИ РЕЧИ
самостоятельные служебные междометия
(знаменательные) (неизменяемые) (ах, гав, батюшки и др)
изменяемые: 1. предлоги
1. имя существ. 2. союзы
2. имя прилаг. 3. частицы
3. имя числит.
4. глагол
5. местоимение
6. причастие
неизменяемые:
1. наречие
2. деепричастие
3. категория состояния
— В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?
— Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи?
— Изменяются ли служебные части речи?
— Имеют ли служебные части речи лексическое значение? (Обсуждение.)
Комментарий. Для аргументированного ответа заглянем в словарь русского языка. Он содержит словарные статьи не только о самостоятельных, но и о служебных частях речи. Например, предлогу на в четырехтомном Словаре русского языка под ред. Евгеньевой посвящено более двух страниц, выделено 34 значения. Они проявляются с определенными падежами (винительным и предложным) зависят от речевой ситуации, выражают различные отношения.
Так что утверждать, что служебные части речи не имеют самостоятельного лексического и грамматического значения, мы не можем. Другое дело что служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.
IV. Выполнение упражнений
1. Устно задание под звездочкой на стр. 133.
2. Работа в парах над текстом. Задание: выписать из текста в три столбика служебные части речи. Устно привести примеры самостоятельных частей речи.
КАК Я РАБОТАЮ
Чтобы хорошо учиться, нужно много заниматься. Самое главное — это правильный режим дня. Я планирую часы своих занятий так же, как и товарищи. Литературному чтению, а также русскому языку я отвожу особые часы занятий. В течение урока мы часто пересказываем тексты и заучиваем их наизусть. Дома я тоже занимаюсь пересказом. В продолжение работы я всегда стараюсь понять содержание. Иногда это бывает трудно, вследствие чего я нередко обращаюсь за разъяснением к старшим. Я выписываю занимательные места из книг по памяти, чтобы развивать ее. Это нелегко, но интересно. За то время, которое с братом тратим на чтение, мы узнаем много нового. Постоянная самостоятельная работа поможет впоследствии мне хорошо учиться.
V. Рефлексия.
1. Вспомним, какие задачи мы ставили в начале занятия? (Вспомнить, какие части речи относятся к служебным и самостоятельным, вспомнить признаки этих частей речи, синтаксическую функцию этих частей речи)
2. Все ли задачи мы выполнили?
3. Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я вспомнил…
Теперь я смогу…
Лучше всего у меня получилось…
Домашнее задание
1. § 47, упр. 284
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".
Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить, закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"
Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия" на весенней ...
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"
Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....