Урок русского языка в 7 классе по теме "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Прохорова Анастасия Эдуардовна

Конспект урока содержит материал, в котором прослеживается технология моделирования (опорная схема по частям речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_i_sluzhebnye_chasti_rechi.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе

 «Самостоятельные и служебные части речи»

Цели: рассмотрение обзорной характеристики служебной части речи, их отличия от самостоятельных частей речи.

Задачи:

1. вспомнить, какие части речи относятся к служебным, самостоятельным

2. обзорно рассмотреть их значение и синтаксическую роль

Методические приемы: моделирование, лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход урока

Оргмомент. Приветствие. Отметка присутствующих.

I. Лингвистическая разминка

— Обозначьте части речи в предложениях:

Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.

Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.

Комментарий. Имена существительные — ночь, известия, лужах, ногой, ледок; имена прилагательные — тонкий; имена числительные — третью; местоимения — мне, меня; глаголы — хрустит; причастия — встревожившего; деепричастия — ломаясь; наречия — уже, чуть-чуть; слова категории состояния — спалось, подмораживает; предлоги — из-за, на, под; частицы — вот, не; союзы — и; междометия — увы.

Эти предложения содержат все существующие части речи.

II. Мотивация к учебной деятельности

1. Какая наука изучает части речи?

2. На какие две группы делятся части речи?

Сформулируйте тему нашего урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Какова задача сегодняшнего урока? (Вспомнить, какие части речи относятся к служебным и самостоятельным, вспомнить признаки этих частей речи, синтаксическую функцию этих частей речи)

III. Обзор темы «Самостоятельные и служебные части речи»

1. Обзор темы

Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» — «Служебные части речи». Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи — и самостоятельные, и служебные. Мы можем сократить эти предложения до основ:

Мне не спалось. Подмораживает, хрустит ледок.

— Чем отличаются эти сокращенные предложения от исходных? (Они не рисуют такой полной и ясной картины, как исходные.)

— Слово какой служебной части речи осталось в сокращенных предложениях? Почему? (Частица не. Смысл предложения совершенно поменяется, если опустить эту частицу. Это доказывает необходимость, важность служебных частей речи.)

2. Создание модели (опорной схемы) по теме «Самостоятельные и служебные части речи» с опорой на теоретический материал учебника — § 47, с. 133

ЧАСТИ РЕЧИ

самостоятельные                   служебные                          междометия

(знаменательные)               (неизменяемые)           (ах, гав, батюшки и др)

изменяемые:                        1. предлоги  

1. имя существ.                    2. союзы

2. имя прилаг.                      3. частицы

3. имя числит.

4. глагол

5. местоимение

6. причастие

неизменяемые:

1. наречие

2. деепричастие

3. категория состояния

— В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

— Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи?

— Изменяются ли служебные части речи?

— Имеют ли служебные части речи лексическое значение? (Обсуждение.)

Комментарий. Для аргументированного ответа заглянем в словарь русского языка. Он содержит словарные статьи не только о самостоятельных, но и о служебных частях речи. Например, предлогу на в четырехтомном Словаре русского языка под ред. Евгеньевой посвящено более двух страниц, выделено 34 значения. Они проявляются с определенными падежами (винительным и предложным) зависят от речевой ситуации, выражают различные отношения.

Так что утверждать, что служебные части речи не имеют самостоятельного лексического и грамматического значения, мы не можем. Другое дело что служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.

IV. Выполнение упражнений

1. Устно задание под звездочкой на стр. 133.

2. Работа в парах над текстом. Задание: выписать из текста в три столбика служебные части речи. Устно привести примеры самостоятельных частей речи.

КАК Я РАБОТАЮ

Чтобы хорошо учиться, нужно много заниматься. Самое главное — это правильный режим дня. Я планирую часы своих занятий так же, как и товарищи. Литературному чтению, а также русскому языку я отвожу особые часы занятий. В течение урока мы часто пересказываем тексты и заучиваем их наизусть. Дома я тоже занимаюсь пересказом. В продолжение работы я всегда стараюсь понять содержание. Иногда это бывает трудно, вследствие чего я нередко обращаюсь за разъяснением к старшим. Я выписываю занимательные места из книг по памяти, чтобы развивать ее. Это нелегко, но интересно. За то время, которое с братом тратим на чтение, мы узнаем много нового. Постоянная самостоятельная работа поможет впоследствии мне хорошо учиться.

V. Рефлексия.

1. Вспомним, какие задачи мы ставили в начале занятия? (Вспомнить, какие части речи относятся к служебным и самостоятельным, вспомнить признаки этих частей речи, синтаксическую функцию этих частей речи)

2. Все ли задачи мы выполнили?

3. Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я вспомнил…

Теперь я смогу…

Лучше всего у меня получилось…

Домашнее задание

1. § 47, упр. 284


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....