Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Бернгардт Татьяна Николаевна

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки правописания НЕ с разными частями речи, работы со справочной литературой, комплексного анализа слова. Урок способствует выработке умения создавать текст публицистического стиля, подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ne_s_raznymi_chastyami_rechi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Правописание НЕ с разными частями речи»

10 класс

Цель: повторение изученного материала; закрепление, углубление  и систематизация знаний учащихся по теме; совершенствование навыков правописания не с разными частями речи, работы со справочной литературой, навыка комплексного анализа слова, умения создавать текст публицистического стиля; подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.

Оборудование: компьютер, словари разных типов, листы с тестовыми заданиями, тексты.

Ход урока

I. Орг момент. Формулирование учащимися цели урока.

II. Этап повторения изученного материала, закрепления, углубления и систематизации  знаний учащихся.

1. Работа со слайдами1-4.(Повторение теоретического материала)

1 слайд «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными, именами прилагательными, наречиями».

2 слайд «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами и деепричастиями».

3 слайд  «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

4 слайд «Слитное и раздельное написание НЕ с местоимениями».

2.Словарный объяснительный диктант.

Учащиеся поочерёдно  объясняют написание слов c  НЕ.

Нелепый поступок; невысоко взлететь; отнюдь не лестное предложение; невзлюбить с первого взгляда; неприятное объяснение; ничем не потревоженная тишина; не у кого поинтересоваться; весьма нерешительный шаг; не громкий, а тихий зов; не слушая оппонентов; не дающий ответа; вести себя непринуждённо; вопрос не решён; не специалисты, а дилетанты; неглубокая, но холодная; не зная причины; читать негромко, но выразительно; не рад встрече; не от кого утаивать; он нездоров.

По ходу работы выясняется значение слов «оппонент» и «дилетант».

2.Работа с предложениями (слайд 5):

Он нездоров. Он не здоров.

Задача нетрудная. Задача не трудная.

Якорь не достаёт дна. Ему недостаёт такта.

Она недосмотрела за ребёнком. Они не досмотрели спектакль.

Эта поделка некрасивее той. Эта поделка не красивее той.

 - Сравните написание слов в предложениях. Обратите внимание на их значение.

3.Выборочный диктант-загадка.

 - Определите, откуда взяты эти предложения?  Кто и о ком говорит? О чём говорит?

 - Выписать словосочетания, в которых есть НЕ с разными частями речи.

1) Недавно заведённое на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо.

2) В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины

не было ничего безобразного, но выражение её лица неприятно действовало на зрителя.

3) Я уже доложил вам, что ни во что не верю.

4) Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем.

Коллективная проверка.

4. Задания тестового характера. Тренировочный тест.

 1.В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?

  1. Художник  (не) навидит фальшь.
  2. Мы купили (не) большую вместительную сумку.
  3. Работа (не) закончена.
  4. Раздумывать было (не) когда.

2.В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?

1) Город расположен на берегу (не) замерзающего залива.

2) На пороге стоял (не) знакомый мне юноша.

3) Пирог оказался очень (не) вкусный.

4) Давно я (не) был в родных местах!

 3.В каком примере не пишется слитно?

1) Требуется (не) простое перечисление фактов, а их анализ.

2) В комнате было (не) убрано.

3) Три  дня мы работали (не) разгибаясь.

4) Среди собравшихся было несколько (не) знакомых мне лиц.

  4.В каком примере не пишется слитно?

1) Многие рукописи (не) расшифрованы.

2) В книге (не) хватало несколько страниц.

3) Нам (не) доставало терпения и опыта.

4) Вина строителей (не) доказана.

После выполнения заданий коллективная проверка.

5. Групповая работа с текстом.

Критик М. А. Антонович считал, что И. С. Тургенев изобразил своего главного героя в (не) привлекательном виде, «асмодеем нашего времени».

Д. И. Писарев увидел в Базарове демократа, который (не) скрывает своей (не) приязни к аристократии и восторженному романтизму.

Н. Н. Страхов утверждал, что, (не) смотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть (не) мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств.

М. Е. Салтыков – Щедрин называл Базарова «болтуном», а И. С. Тургенева – писателем, пустившим в ход слово «нигилизм», (не) имеющее смысла и всего менее характеризующее стремление молодого поколения.

Задания группам:

1 группа

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль и тип речи.
  3. Объясните написание слов на повторяемые орфограммы.

2 группа

Комплексный анализ слова  «неприязнь» с использованием необходимых словарей.

     1.Орфоэпический облик слова.

      2. Фонетический облик слова.

     3. Морфемный разбор.

     4.Морфологический разбор.

     5.Способ словообразования.

3 группа

Комплексный анализ слова «неприязнь» с использованием необходимых словарей.

     1.Лексическое значение слова.

     2.Этимологический анализ.

     3.Подберите однокоренные слова.

     4. Установите системные связи (синонимы, антонимы).

4 группа (более сильная)

Создайте собственный текст. Суждение какого критика ближе вашему пониманию и оценке тургеневского героя? С какими суждениями вы не согласны? Сформулируйте своё суждение о Базарове, используя слова на повторяемые орфограммы.

Подведение итогов работы групп, оценка их деятельности. Подведение итогов урока.

III. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Составить словарный диктант, выписав из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» 30 словосочетаний, в которых есть слова на орфограммы «Правописание не с разными частями речи».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка. Правописание частицы не с разными частями речи.

Цель: систематизация знаний учащихся по теме: « Правописание частицы не с разными частями речи»Задачи:повторить, обобщить и систематизировать   знания учащихся по теме «Пра...

задание 13 русский язык ЕГЭ Правописание НЕ с разными частями речи

Егэ Правописание с разными частями речи (13 задание)...