Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Костяная Светлана Владимировна

Конспект урока развития речи в 5 классе.

Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.

  1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  4. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  5. Использование на уроке музыки, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

5-й класс

Тема: Сочинение-описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря "Февральская           лазурь".

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая — развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая — воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский, частично-поисковый, анализ, синтез, индукция, дедукция.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Использованная технология: использование технологии мастерских, критического мышления, системно-деятельностного подхода.

Оборудование урока: 

  • репродукция  картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. 5 класса)
  • тексты для творческой работы
  • демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением
  • музыка Чайковского «Времена года» (Февраль, Март)
  • Толковые словари Ожегова
  • компьютер.

Уроки развития речи с использованием картины имеют специфическую структуру и обычно включают следующие этапы.

  1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике.
  2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
  3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
  4. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.
  5. Использование на уроке музыки, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

 Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, 
Это же – дольше живите на свете.

(Е. Шевелёва)

– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи.

(Записать в тетрадь число и тему урока).

II. Подготовка к работе над картиной.  Мотивация и целеполагание.
-Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи? (учиться правильно говорить и писать)
-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей? (внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.)
По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением; после обсуждения эти карточки располагаются на доске в логической последовательности:

  • Рассмотреть картину.
  • Составить план сочинения.
  • Обдумать каждую часть.
  • Написать сочинение.
  • Проверить работу.

– Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для описания? (В описании говорится об одновременных признаках.)

– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.)

– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака, 
Или снежная равнина, 
Или поле и шалаш, 
Обязательно картина 
Называется 
пейзаж. (Г. Гладков)

– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж  – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)

– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. 
И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

–  Знаете, ребята, о чём я подумала? Ведь скоро наступит последний зимний месяц, когда мы еще можем наблюдать зимнюю природу.

–  Кстати, какое имя он носит? (Февраль)

– Действительно, февраль. Чтобы достойно его встретить, давайте-ка вспомним народные приметы, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки об этом месяце.

– Закружил февраль метелью по дорогам. Колючий, косматый, как попало, целыми сугробами, раскидывает он снег. То засыплет избушку на краю леса, да так, что останется от неё только печная труба.
То вдруг построит посреди дороги огромный снежный холм. Не переберёшься через него. Обойдешь один сугроб, другой – и вот уже дорога не прямая, а вьётся через поле змейкой. Но и февраль дарит спокойные дни. Солнце чуть потеплело, выросла на крыше сосулька, повеселели птицы. Недалеко до весны. Недаром утверждает народная мудрость: " Февральский снег весною пахнет".

Свежеют с каждым днём и молодеют сосны. 
Чернеет лес, синеет даль, –
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль, 
И потемнел в лощине снег наносный.

(И. Бунин)

– Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поражали не только писателей и поэтов, но и художников.

III. Работа над картиной.

  1. Слово о художнике

– Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.

– Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег." "Белая  зима. Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний пейзаж." "Берёзы летом." И многие другие проникнуты радостным светлым чувством. "Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен.

– Богатством красок и звуков зима привлекла и замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876году написал «Времена года» – альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес.

2). Погрузимся в картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", одновременно прослушивая прекрасную музыку             П.И. Чайковского. Мы будем внимательно рассматривать картину и свои наблюдения вносить в таблицу № 1. (Приложение) 

- Какие чувства вызвала у вас картина И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

- Что общего вы найдете в изображении природы на картине, в стихотворениях и музыке?

(Художник передает красоту февральского дня при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности).

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
 (Н. Рыленков).

– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?

IV. Лирическое отступление

Чтение обучающимися стихотворений о березе (Приложение 1)

3.Воспоминания И.Э Грабаря

А) А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."

Б) Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний Грабаря.

  • Как автор вспоминал о замысле картины? Найдите, прочтите.  
  •  Какие прилагательные использует автор?
  •  Вспомните значение прилагательных.

Упражнение 356, 358

– Все ли слова вам знакомы? Уточните значение их по словарю.

4. Выявление впечатлений от восприятия картины

А) Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? (Радостное, праздничное)
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?

 – Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Передать красоту февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный.)

– Почему названа "Февральская лазурь"? (Своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день.)

– Что, по-вашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).

– Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза.)

– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут весны.)

Б) Послушайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий 
На леса, поля и чащи, 
Разве он, как мёртвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!

– Каков снег в этом отрывке?

- А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени?(Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.)

В) Рассмотрите небо:

– Есть ли на нём облака? (Нет.)

–  Есть ли на нем солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный свет.)

– Какого цвета оно вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее, лазурное, бирюзовое, голубое.)

Г) Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины?
– Какие краски преобладают на заднем плане? 
(Тёмные, холодные тона)
– Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? 
(На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу.)

Д) Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И, несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

  • Физкультминутка “Цветок”

Спал цветок и вдруг проснулся (сели, постепенно встают),
Больше спать не захотел.
Отряхнулся, оглянулся 
(повороты вправо, влево),
Взвился вверх и полетел 
(машут руками).

V. Речевая подготовка (работа в группах)

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим:

Задание 1. Подберите синонимы к словам:

Художник – живописецмастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

Задание 2.

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение.(Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки.)

VI. Составление плана описания картины

1. Предмет описания в сочинении.
2. Что я вижу на картине?

А) Февральский день
Б) Небо
В) Снег
Г) Береза – красавица
Д) Другие березки
Е) Кустарник на горизонте.

3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
4. Объяснить название картины.
5. Какое настроение вызывает пейзаж?

VII. Творческая работа (Приложение 2). Работа в парах.

– Послушайте внимательно текст. Что вы можете сказать о нём?

( Данный текст очень обедняет картину).     
– Понравился вам текст? 
– Чего в нем не хватает? 
(В нём почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображённых предметов)
– А возможно ли данное описание картины сделать более полным и ярким? Как? ( Обогатить текст прилагательными).
– Ваша задача – распространить текст за счет прилагательных, но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными, выразительными. Начало работы выполним вместе. Не забудьте вставить пропущенные буквы.

VIII. Проверка творческой работы

1. Объяснить, какие буквы вставили и почему? 
2. Прочитайте получившийся текст.
3.  Как и почему изменился текст?
4.  Какой вывод вы теперь можете сделать? 
(Имена прилагательные придают нашей речи образность, выразительность.) 

IX .  Сочинение

-«Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце. Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».
Дети самостоятельно работают над текстом. Учитель тоже пишет своё эссе.
Тихо звучит музыка.

X. Итог урока

Послушать работы обучающихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод. Учитель сам читает своё эссе.

-Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?
-Какие знания и умения вам понадобились, чтобы справиться с этой работой?

XI. Домашнее задание

  • Написать сочинение-повествование, включив описание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» или
  • оформить страничку газеты «Времена года», используя материалы урока и дополнительные материалы (стихи, иллюстрации и т.п.) или
  •  написать стихотворение о зимнем лесе.

XII. Рефлексия

  • Что нового об описании картины вы узнали на уроке?
  •  Что было вам  особенно интересно?
  •  Как вы оцениваете работу класса?
  •  Кого из одноклассников хотели бы особенно  похвалить? За что?
  • Как вы можете полученные знания применить в повседневной жизни?


                                                                                                                     Приложение  1

1)

Без березы не мыслю России,

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена. (О. Шестинский)

2)

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)

3)

Белая берёза –

Русская земля!

И печаль, и радость,

И любовь моя. (П. Кудрявцев)

4)

Новый, новый у берёз наряд,

Искры, искры, серебром горят.

Ветер, ветер заметает след,

Лучше, лучше этой сказки нет. (М. Пляцковский)

5)

В ней столько нежности и силы.

Смотрю, восторга не тая.

 В берёзке – вся моя Россия

И песня русская моя. (Г. Шилов)


Творческая работа

И.Э. Грабарь    больше всего любил изображать на своих полотнах природу.

«Февральская лазурь» – одна из его ______________________        картин.

____________________________________________________        день.

Воздух _____________________________________________        .

        небо над головой.

На    картин_  не    изображено    со_нце,    но    мы    чувствуем

              свет      на

        бере        ках.

Все засыпано снегом. Он осл_пительно блестит на земл_, отражая

со__ нце.

Здесь, на картин        , снег как бы впитал в себя все краски неба и

отсвечивает перламутровыми оттенками, как морская раковина.

Серебром светятся   в с_неве неба ств         лы   бере_, и ярко сверкают

кристаллики снега на ветвях дерев__ев. Синеватые от со__нца их тени ярки, как на экране.

Но   более   всего   на   передн _м   плане   картины   нас   привлекает

             красавица-береза.

(Жемчужный ствол, прошлогодняя листва...)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Розовым жемчугом переливается иней, застывший на ветках.

Вдали в_днеется ___________________________________        лес. Там

царство зимы.

Всем нравит_ся эта ________________________________        картина.

Она     создает _______________________________________        настроение.

Невозможно        оторвать        гла__                от        фантастической        красоты_____________________________________дня.

Творческая работа

И.Э. Грабарь    больше всего любил изображать на своих полотнах природу.

«Февральская лазурь» – одна из его ______________________        картин.

____________________________________________________        день.

Воздух _____________________________________________        .

        небо над головой.

На    картин_  не    изображено    со_нце,    но    мы    чувствуем

              свет      на

        бере        ках.

Все засыпано снегом. Он осл_пительно блестит на земл_, отражая

со__ нце.

Здесь, на картин        , снег как бы впитал в себя все краски неба и

отсвечивает перламутровыми оттенками, как морская раковина.

Серебром светятся   в с_неве неба ств         лы   бере_, и ярко сверкают

кристаллики снега на ветвях дерев__ев. Синеватые от со__нца их тени ярки, как на экране.

Но   более   всего   на   передн _м   плане   картины   нас   привлекает

             красавица-береза.

(Жемчужный ствол, прошлогодняя листва...)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Розовым жемчугом переливается иней, застывший на ветках.

Вдали в_днеется ___________________________________        лес. Там

царство зимы.

Всем нравит_ся эта ________________________________        картина.

Она     создает _______________________________________        настроение.

Невозможно        оторвать        гла__                от        фантастической        красоты_____________________________________дня


Береза

Снег

Небо

Задний план

Настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Открытый урок на тему "Сочинение- описание зимнего пейзажа" 6 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Применяется в разделе "Имя прилагательное"...

Технологическая карта к уроку "Сочинение - описание зимнего пейзажа"

Технологическая карта к уроку "Сочинение - описание зимнего пейзажа"...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». Написание сочинения

Данная разработка урока позволит подготовить обучащихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", ознакомление с особенностями пейзажа как жанра живописи, формиров...