Конкурс "Лингвистические словари русского языка"
консультация по русскому языку (6 класс) на тему

Доброневская Анна Владимировна

Конкурс проводится в 6 классе по теме "Лингвистические словари русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_slovari.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

В рамках учебных курсов учащиеся имеют возможность получить навыки работы со словарями в небольшом объёме (только в ознакомительном плане, а навыки работы не формируются). Работа со словарями остаётся за рамками школьной практики, а умение работать с ними необходимо и как навык, и как один из видов деятельности, направленный на формирование у учащихся информационной компетентности и компетентности решения проблем.
Предлагаемый учащимся модуль предназначен не только для выработки навыков поиска информации в словарях вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащиеся получили опыт поиска лингвистической информации, необходимой для решения проблемы.
I этап – знакомство с системой справочной литературы, способами размещения информации.
Словари бывают разнообразных типов:
Энциклопедические.
Особенность: объясняются не слова, а реалии (предметы, лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.
Лингвистические.
Собираются и объясняются сами слова и фразеологизмы, толкуются их лексические и грамматические значения, их употребление в речи и т.д.
1) Переводные (двуязычные)
2) Одноязычные лингвистические словари (с различных сторон объясняют лексику русского языка)
- толковые;
- словарь синонимов, антонимов;
- словарь иностранных слов;
- словарь фразеологизмов;
- морфемный и словообразовательные словари;
- этимологический словарь;
- грамматический словарь;
- орфографический словарь;
- словарь омонимов;
- ономастические словари (антропонимический, топонимический);
- словарь лингвистических терминов и др.
Учащиеся должны осознать, для чего им необходимы лингвистические словари, понять общие принципы работы с такими словарями.
Практика – организовать групповую работу учащихся по конструированию собственных словарей, опираясь на материал различных лингвистических словарей.
II этап направлен на то, чтобы учащиеся получили опыт поиска информации.
На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся с различными лингвистическими словарями. Информация, которую учащиеся будут использовать из разных источников, характеризует слова с различных сторон (лексическое значение, этимология, синонимия, антонимия, фразеологизмы, употребление в речи, орфоэпические нормы и т.д.).
Результатом работы учащихся на данном этапе могут стать таблицы. Их целесообразно использовать для создания собственного алгоритма работы с лингвистическими словарями.
Для работы с лингвистическими словарями можно будет взять слова из учебника русского языка для 6 класса, термины по другим предметам.

Прогнозируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- правила организации информации в лингвистическом словаре;
- способы поиска информации.
Учащиеся должны уметь:
- осуществить поиски информационных лакун (пропуск, пробел, недостающее место в тексте) и отбор информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны;
- находить информацию в лингвистических словарях;
- сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
- оформлять ссылки на источники информации.

Выполнение работы на всех этапах должно быть обсуждено с учащимися.
Результатом работы должен быть словарь-справочник тех слов, которые изучаются на уроках русского языка.

Учебно-тематический план модуля.
№ Тема Кол-во часов Вид контроля
Всего Теория Практика
1 Справочная литература 3 1 2 Обсуждение, презентация
2 Поиск и отбор информации 4 1 2 Само- и взаимоконтроль
3 Алгоритм работы с лингвистическими словарями 2 - 2 Наблюдение за умением объяснять принцип построения алгоритма
ИТОГО 9 2 7

ЛИТЕРАТУРА
1.Лингвистические словари (толковый, словарь синонимов, антонимов, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь и др.)
2.З.А.Потиха, Д.Е.Розенталь «Лингвистические словари и работа с ними в школе».
3.«Русский язык. Пособие по лексике, морфологии и синтаксису» под ред. Федоренко Л.П., М., «Высшая школа», 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычный словарь русского языка

А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений ...

"Словари русского языка"

Презентация, рассказывающая о словарях...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Орфографический словарь русского языка для школьников

§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...

Словари русского языка

Обязательный  шаг  для поиска информации – обращение к словарям.  В них можно найти…ВСЁ!!   Чтобы уметь правильно и красиво говорить, необходимо знать значение слов,их пр...

конспект урока по теме "Словари русского языка"

методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...

Реклама "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова

Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наш...