Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гатаулина Наталья Александровна

Тип урока: обобщающий урок  в форме игры

Класс: 6

Цель урока:

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология»

 в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике;

- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся;

- развивать умение работать в группах.

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению  русского языка;

- воспитывать бережное отношение к родному языку.

 Оборудование:

проектор, компьютер, экран

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район

 

        

Обобщающий урок по теме:

«Лексика. Фразеология»

по русскому языку в 6 классе

 

                                                                                 

                                                                        подготовила учитель

 русского языка и литературы  

 МБОУ «Красноярская СОШ»

Гатаулина Наталья Александровна

Тип урока: обобщающий урок  в форме игры

Класс: 6

Цель урока:

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология»

 в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике;

- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся;

- развивать умение работать в группах.

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению  русского языка;

- воспитывать бережное отношение к родному языку.

 Оборудование:

проектор, компьютер, экран

Ход урока:

I. Организационный  момент.

Сообщение  учителем целей и задач урока. Заранее разделить класс на 2 команды, назначить  капитанов команд. Каждая команда выбирает название и придумывает девиз. Приготовить жетоны, музыкальное сопровождение.

Ход урока

(Звучит первый куплет песни В. Шаинского)

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем.

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим не простой урок, а  урок-КВН.  (Участники приветствуют друг друга). Открывает  наш Клуб весёлых и находчивых конкурс – Теоретическая разминка.

 (Вопросы задаются двум командам  (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.

 1 конкурс  « Теоретическая разминка»

1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление  и происхождение слов?  

2) Как называется раздел русского  языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов?  

1) Какие слова называются диалектными?

2) Какие слова называются профессиональными?        

1) Какие слова называются общеупотребительными?

2) Какие слова называются заимствованными?

1)Чем объяснить, что некоторые слова уходят из нашего употребления, как они называются?

2)Чем объяснить  появление новых слов, как они называются?

1)Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

2) Какие слова называются историзмами, архаизмами?

  2 конкурс  «Бумеранг».  Быстро извлечь из памяти нужное слово (устно).

а)   Устаревшие слова замените синонимами

1.стезя – дорога                                                    2. льзя - можно

чело – лоб                                                              уста - губы

ланиты – щеки                                                      очи - глаза

внимать – слушать                                               кика - кичиться

брадобрей – парикмахер                                      кокошник – женский  головной убор

сюртук – мужская одежда в талию                     брань - битва

с длинными полами                                              десница - правая рука

денница – утренняя заря

б) Замените заимствованные слова русскими:

1) брошюра – небольшая книжечка                                        

2) финал – завершение, конец

1) инструкция – указание                                                                

2) антракт - перерыв                                                        

1) шоссе – дорога                                                                      

2) контролировать - проверять

1) агрессивный – враждебный                                  

2) анонс – предварительное объявление

1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение              

2) директор – руководитель учреждения

1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)        

2)стабильный – прочный, постоянный

3 конкурс  «Эрудит». Для капитанов команд. (Можно использовать помощь команды).

 Учитель. Угадайте  слово по его лексическому значению

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац);

2) Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).

1) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.).

2) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.).

4 конкурс  «Знатоки фразеологии»

а) Замените одним словом следующие фразеологизмы:

1.мозолить глаза – надоедать                                              2. точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать                                                 бить баклуши - бездельничать

намять бока – бить                                                       держать язык за зубами - молчать

хоть глаз выколи – темно                                                    яблоку негде  упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко                                                 с три короба – много

б) Подбери синонимы - фразеологизмы к данным фразеологизмам:

1)Кот наплакал – с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчёлся.

2)Видимо - невидимо – с три короба, как собак нерезаных, конца – краю нет.

5 конкурс «Лицедеи».

Передайте значение фразеологизмов с помощью жестов. (По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм)

Задания на карточках:

1.сесть в калошу                                                                     2.  водить за нос

дело в шляпе                                                                          льёт как из ведра

намылить шею                                                                       связать руки

реветь в три ручья                                                                 лить крокодиловы слёзы

воды в рот набрал                                                                  прикусить язык

зарубить на носу                                                                    стоять на задних лапках

                                                 

 6 конкурс  «Перевертыши». (Каждый  участник достает карточки с заданиями  из конверта). Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

1. Железный гвоздь; румяная девочка; сладкий пирог; колючий еж; золотые часы; черная шаль; кудрявый малыш.

2. Загорелась дача; гаснет свеча; собака воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет.

IV. Итоги урока

Подводим итоги конкурсов,  награждение, выставляем оценки.

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.

 Есть дневные слова, –

 В них весеннего неба сквозит синева.

 Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

 С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

 Словом можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести.

 Словом можно продать, и предать, и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

 Но слова всем словам в языке у нас есть:

 Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

 Пусть разменной монетой не служат они, –

 Золотым эталоном их в сердце храни!

 И не делай их слугами в мелком быту –

 Береги изначальную их чистоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».

Обобщающий урок по теме  «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности  (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...

Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс

Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Обобщающий урок по теме: «Лексика».

Обобщающий урок по теме: «Лексика».Цели: 1) Проверить сформированность у учащихся умения работать со словарём, определять  лексическое значение слов, подбирать синонимы и антонимы2) обогатить сло...

План - конспект урока по теме «Лексика. Фразеология» 10 класс (профильный уровень)

Данный материал помогает     организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной тем...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...

Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой...