Элективный курс "Стилистика" 11 класс
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Фролова Елена Игоревна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs._stilistika._11_klass.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 27

г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

«Рассмотрено»

на заседании МО.

Протокол  № 1  от  26.08.2017.

Руководитель МО

_________________________

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № 123 от  31.08.2017

«Утверждаю»

Директор  МОУ СОШ № 27  

___________      В.И.Капустина

Приказ №_____ от ___________          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса для  11 класса

«Стилистика русского языка»

Подготовка к сочинению по литературе и русскому языку

                                                                             Учитель: Фролова Е.И.

2017

Программа  

элективного курса «Стилистика русского языка»

Подготовка к сочинению по литературе и русскому языку.

11  класс

Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерной программы элективного курса по русскому языку для 10 – 11 классов (Авт.Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009), основой для подготовки учащихся к сочинению по литературе является программа Калгановой Т. А. «Сочинения разных жанров в старших классах». М., 2006.

 Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Содержание программы направлено на развитие учащихся, углубление базовых знаний, совершенствование языковых умений и навыков для подготовки к итоговой аттестации.

Цели и задачи элективного курса.

Теоретические:

углубление знаний о стилистике языка и культуре речи, функциональных стилях русской речи, литературных нормах, видах речевой деятельности.

Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Практические:

совершенствование коммуникативных умений;

овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста.

Воспитательные:

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры и основному средству общения;

воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

 Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения;

 -информационные технологии.

Основное содержание курса составляют сведения о языке, стилистических возможностях различных языковых единиц, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков по культуре речи и анализу текста, что актуально в условиях подготовки к ЕГЭ. Кроме того, программа учитывает особенности форм итоговой аттестации, поэтому подготовка к сочинениям по литературе и русскому языку, повторение и систематизация знаний по грамматике в русле стилистических норм становится приоритетной.

Всего по программе 34 часа. Контроль за усвоением учебного материала предусмотрен в рамках основных курсов русского языка и литературы.

Календарно - тематическое планирование.

Дата

Тема занятия.

Содержание учебного материала

1.

Основные цели и задачи курса.

Стилистические особенности сочинений по русскому языку и литературе.

2.

Сочинение по литературе: тематические направления экзаменационного сочинения на 2017-2018 учебный год.

Анализ экзаменационных тематических направлений на 2016-2017 учебный год. Подбор материалов по направлениям.

3.

Стили речи. Литературно-критическая статья как жанр сочинения. Стилистические особенности жанра эссе.

Классификация сочинений по разным критериям.

Понятие о  жанрах сочинения.

4.

Порядок работы над композиционными частями сочинения. Вступление. Заключение.

Умение писать вступление, заключение к сочинению. Выбор темы сочинения,  обоснование ее. План сочинения, подбор фактического материала. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста.

5.

Основная часть сочинения.

Предложения односоставные и двусоставные. Особенности их употребления и роль в текстах разных стилей.

Отбор материала для доказательства основного тезиса. Особенности включения комментария  прозаического, лирического произведений.

6.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена»

Варианты согласования и управления.

Отбор материала для доказательства основного тезиса. 

7.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость»

Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим.

Отбор материала для доказательства основного тезиса. Редактирование готовых сочинений

8.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цель и средства»

Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов. Инверсия.

Отбор материала для доказательства основного тезиса.

9.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество»

Стилистические функции однородных членов. Градация.

Отбор материала для доказательства основного тезиса. Редактирование готовых сочинений

10.

Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость»

Отбор материала для доказательства основного тезиса.

11.

Нормы литературного языка. Критерии оценки сочинения.

Повторение норм литературного языка.

12.

Виды речевых, грамматических ошибок.

Практикум. Редактирование готовых сочинений

13.

Соблюдение в сочинении этики, фактологической точности.

Редактирование готовых сочинений

14.

Сочинение по русскому языку:

критерии оценки сочинения.

15.

Формулировка проблемы исходного текста.

Стилистические функции вопросительных предложений.

Тренировочные упражнения.

16.

Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля.

Работа с текстом.

17.

Комментарий проблемы исходного текста. Стилистические функции уточняющих членов предложения.

Сравнительный оборот.

Тренировочные упражнения.

18.

Работа с текстом. Тестовые задания.

Выполнение тестовых заданий.

19.

Практикум по стилистике и культуре речи.

Работа с текстом.

20.

Позиция автора исходного текста.

Стилистические особенности использования различных типов сложного предложения.

Тренировочные упражнения. Работа с текстом.

21.

Прямая и косвенная речь как синтаксические синонимы. Стилистические функции прямой речи.

Тренировочные упражнения. Работа с текстом.

22.

Знаки препинания при цитатах.

Тренировочные упражнения. Работа с текстом.

23.

Способы выражения собственного мнения по проблеме.

Стилистические функции вводных слов и обращений.

Тренировочные упражнения. Работа с текстом.

24.

Аргументация собственного мнения по проблеме.

Обособленные члены предложения.

Работа с текстом.

25.

Практикум по стилистике и культуре речи.

Выполнение тестовых заданий.

26.

Работа с текстом. Тестовые задания.

Выполнение тестовых заданий.

27.

Стилистические функции союзов и союзных слов.

Тренировочные упражнения. Работа с текстом.

28.

Стилистические ошибки в сложных предложениях.

Работа с текстом.

29.

Стилистические возможности бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания.

Работа с текстом.

30.

Практикум по стилистике и культуре речи.

Выполнение тестовых заданий.

31.

Обобщение наиболее трудных правил пунктуации.

Урок-практикум. Работа с текстом.

32.

Художественный стиль речи.

Обобщение наиболее трудных правил пунктуации.

Работа с текстом.

33.

Практикум по стилистике и культуре речи.

Работа с текстом.

34.

Практикум по стилистике и культуре речи.

Работа с текстом.

Список литературы

Литература

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб, отделение изд-ва «Просвещение», 1992.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.

4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.

Русский язык

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».
  2. Любичева Е.В. «Русский язык. Методические рекомендации для проведения уроков» 10 – 11 классы.
  3. Угроватова Т.Ю. «ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки».
  4. Использование ЦОР  Грамота.ру http://www.gramota.ru/, коллекция диктантов на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/
  5.  Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.
  6. Полный свод правил на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   
  7. Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». http://rus.1september.ru
  8. Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»  http://slovari.gramota/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...