Элективный курс "Стилистика" 11 класс
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
«Рассмотрено» на заседании МО. Протокол № 1 от 26.08.2017. Руководитель МО _________________________ | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 123 от 31.08.2017 | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 27 ___________ В.И.Капустина Приказ №_____ от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса для 11 класса
«Стилистика русского языка»
Подготовка к сочинению по литературе и русскому языку
Учитель: Фролова Е.И.
2017
Программа
элективного курса «Стилистика русского языка»
Подготовка к сочинению по литературе и русскому языку.
11 класс
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы элективного курса по русскому языку для 10 – 11 классов (Авт.Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009), основой для подготовки учащихся к сочинению по литературе является программа Калгановой Т. А. «Сочинения разных жанров в старших классах». М., 2006.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы направлено на развитие учащихся, углубление базовых знаний, совершенствование языковых умений и навыков для подготовки к итоговой аттестации.
Цели и задачи элективного курса.
Теоретические:
углубление знаний о стилистике языка и культуре речи, функциональных стилях русской речи, литературных нормах, видах речевой деятельности.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Практические:
совершенствование коммуникативных умений;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста.
Воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры и основному средству общения;
воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения;
-информационные технологии.
Основное содержание курса составляют сведения о языке, стилистических возможностях различных языковых единиц, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков по культуре речи и анализу текста, что актуально в условиях подготовки к ЕГЭ. Кроме того, программа учитывает особенности форм итоговой аттестации, поэтому подготовка к сочинениям по литературе и русскому языку, повторение и систематизация знаний по грамматике в русле стилистических норм становится приоритетной.
Всего по программе 34 часа. Контроль за усвоением учебного материала предусмотрен в рамках основных курсов русского языка и литературы.
Календарно - тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятия. | Содержание учебного материала |
1. | Основные цели и задачи курса. Стилистические особенности сочинений по русскому языку и литературе. | ||
2. | Сочинение по литературе: тематические направления экзаменационного сочинения на 2017-2018 учебный год. | Анализ экзаменационных тематических направлений на 2016-2017 учебный год. Подбор материалов по направлениям. | |
3. | Стили речи. Литературно-критическая статья как жанр сочинения. Стилистические особенности жанра эссе. | Классификация сочинений по разным критериям. Понятие о жанрах сочинения. | |
4. | Порядок работы над композиционными частями сочинения. Вступление. Заключение. | Умение писать вступление, заключение к сочинению. Выбор темы сочинения, обоснование ее. План сочинения, подбор фактического материала. Отбор и систематизация материала при планировании будущего текста. | |
5. | Основная часть сочинения. Предложения односоставные и двусоставные. Особенности их употребления и роль в текстах разных стилей. | Отбор материала для доказательства основного тезиса. Особенности включения комментария прозаического, лирического произведений. | |
6. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена» Варианты согласования и управления. | Отбор материала для доказательства основного тезиса. | |
7. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Равнодушие и отзывчивость» Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. | Отбор материала для доказательства основного тезиса. Редактирование готовых сочинений | |
8. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Цель и средства» Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов. Инверсия. | Отбор материала для доказательства основного тезиса. | |
9. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Человек и общество» Стилистические функции однородных членов. Градация. | Отбор материала для доказательства основного тезиса. Редактирование готовых сочинений | |
10. | Подготовка к сочинению по тематическому направлению «Смелость и трусость» | Отбор материала для доказательства основного тезиса. | |
11. | Нормы литературного языка. Критерии оценки сочинения. | Повторение норм литературного языка. | |
12. | Виды речевых, грамматических ошибок. | Практикум. Редактирование готовых сочинений | |
13. | Соблюдение в сочинении этики, фактологической точности. | Редактирование готовых сочинений | |
14. | Сочинение по русскому языку: критерии оценки сочинения. | ||
15. | Формулировка проблемы исходного текста. Стилистические функции вопросительных предложений. | Тренировочные упражнения. | |
16. | Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности публицистического стиля. | Работа с текстом. | |
17. | Комментарий проблемы исходного текста. Стилистические функции уточняющих членов предложения. Сравнительный оборот. | Тренировочные упражнения. | |
18. | Работа с текстом. Тестовые задания. | Выполнение тестовых заданий. | |
19. | Практикум по стилистике и культуре речи. | Работа с текстом. | |
20. | Позиция автора исходного текста. Стилистические особенности использования различных типов сложного предложения. | Тренировочные упражнения. Работа с текстом. | |
21. | Прямая и косвенная речь как синтаксические синонимы. Стилистические функции прямой речи. | Тренировочные упражнения. Работа с текстом. | |
22. | Знаки препинания при цитатах. | Тренировочные упражнения. Работа с текстом. | |
23. | Способы выражения собственного мнения по проблеме. Стилистические функции вводных слов и обращений. | Тренировочные упражнения. Работа с текстом. | |
24. | Аргументация собственного мнения по проблеме. Обособленные члены предложения. | Работа с текстом. | |
25. | Практикум по стилистике и культуре речи. | Выполнение тестовых заданий. | |
26. | Работа с текстом. Тестовые задания. | Выполнение тестовых заданий. | |
27. | Стилистические функции союзов и союзных слов. | Тренировочные упражнения. Работа с текстом. | |
28. | Стилистические ошибки в сложных предложениях. | Работа с текстом. | |
29. | Стилистические возможности бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания. | Работа с текстом. | |
30. | Практикум по стилистике и культуре речи. | Выполнение тестовых заданий. | |
31. | Обобщение наиболее трудных правил пунктуации. | Урок-практикум. Работа с текстом. | |
32. | Художественный стиль речи. Обобщение наиболее трудных правил пунктуации. | Работа с текстом. | |
33. | Практикум по стилистике и культуре речи. | Работа с текстом. | |
34. | Практикум по стилистике и культуре речи. | Работа с текстом. |
Список литературы
Литература
1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2002.
2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб, отделение изд-ва «Просвещение», 1992.
3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2000.
4.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Прсвещение, 2001.
Русский язык
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики. Правила хорошей речи».
- Любичева Е.В. «Русский язык. Методические рекомендации для проведения уроков» 10 – 11 классы.
- Угроватова Т.Ю. «ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки».
- Использование ЦОР Грамота.ру http://www.gramota.ru/, коллекция диктантов на Российском образовательном портале http://language.edu.ru/
- Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/.
- Полный свод правил на портале «Основные правила грамматики русского языка» http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
- Русский язык Приложение к газете «Первое сентября». http://rus.1september.ru
- Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ» http://slovari.gramota/ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...