загадки по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку на тему

Федорова Алёна Владимировна

Ученики любят загадки, а лингвистические загадки помогают учителю делать уроки яркими, образными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_o_russkom_jazyke.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки к урокам русского языка.

Морфология

1.Это он,это ты,это вы,это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я ...(местоимение).

  1. Он предметы оживляет, 
    Всех их в дело вовлекает, 
    ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, 
    Строго сам за тем следит. 
    Он три времени имеет 
    И спрягаться он умеет. 
    Детям строят много школ, 
    Чтоб все знали про (глагол) 

  1. Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)


  1. Всё что существует, оно обозначает, 
    На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. 
    А чтоб не обижался весь честной народ, 
    Оно всегда имеет и число, и род. 
    У него к тому же три склоненья есть, 
    Падежей различных сразу целых шесть ( Существит. ) 
  2. Художницу нашу знает весь свет: 
    Раскрасит художница всякий предмет. 
    Ответит всегда на вопросы такие: 
    КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? 
    С папой Существительным 
    Живёт на редкость дружно: 
    Изменит окончание, 
    Когда ему так нужно. 
    Она с ним не расстанется 
    Никогда уже: 
    Стоит с ним в одном роде, 
    Числе и падеже ( прилагат. ) 
  3. Быстро предметы оно сосчитает, 
    Строгий порядок при счёте их знает. 
    На два вопроса ответит вам только, 
    Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? 
    Цифры частенько его заменяют, 
    Люди его в устной речи склоняют, 
    Часто при этом они ошибаются, 
    Как его звать, кто скорей догадается? (Числительное ) 

6. Мы войдём в лесную чащу - 
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ. 
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки, 
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий. 
Там ПОЮЩИЙ соловей 
И ПОЛЗУЩИЙ муравей. 
В этих строчках, я замечу, 
Есть особая часть речи ( причастие) 

7. Применяем все мы это 
Вместо имени предмета, 
Вместо признака предмета 
Применяем тоже это, 
И количество предметов 
Заменяет часто это. 
Нам на всё оно укажет, 
Но имён ничьих не скажет. 
Часто очень применяется, 
Сильно очень изменяется. 
Без него, как ни крутись, 
В речи нам не обойтись (местоимение)

8.Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

9.  Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

 

10. Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

 

11. Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется... (имя числительное)

12. Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Фонетика. Графика. Орфография.

  1. Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

 

  1. А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

 

  1. Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

 

  1. Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)

 

  1. Эта гласная очень коварная,

Если гласная плохо слышится,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —... (безударная)

  1. Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки... (гласные)

  1. Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они... (согласные)

 Лексика.

  1. Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

  1. Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем... (фразеологизмом)

  1. Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

  1.  Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем... (устаревшие)

 

 Синтаксис.

  1. С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье... («вопросительные»)

 

 

  1. Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

 

  1. Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех — ... (знак вопроса)

 

  1. Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —... (восклицательный)

 

  1. Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь —... (диалог)

  1. Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

 В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)

  1.  Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)

 

  1. Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — ... (отрывок)

  1. Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда... (запятою)

 

  1. Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит... (многоточие)

  1. Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — ... (обращение)

  1. Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

 

  1. Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется... (сказуемым)

  1. Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал... (заголовок)

 

Морфемика. Орфография.

  1. Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

 

  1. Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

 

  1. По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

 

 

  1. Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

  1. Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Мы называем... (постфикс)

  1. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

 Грамматика.

  1. Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — ... (грамматика)

  1. Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

 

 

  1. Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы... (исправления)

 

  1. Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я... (опечатки)

 

 

  1. Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

 

  1. Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

 

  1. «Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это... (падежи)

 

  

  1. Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный...

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это... (падежи)

  

  1. То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила... (правило)

 

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загадки нашего языка". Игра по русскому языку (презентация)

Для внеклассных занятий, мероприятий декады русского языка и тому подобного - игра по русскому языку "Загадки нашего языка" для учащихся средней школы. Форма напоминает телепередачу "Своя игра", где в...

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.

  Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов  и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...