Связь предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в 5 классе по учебнику Е. И. Никитиной по теме "Связь предложений в тексте" направлен на углубление знаний о тексте, определение отличительных признаков последовотельной и параллельной типов связей с подбором заданий, направленных на усвоение знаний русских национальных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._svyaz_predlozheniy.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 34»
Урок по русскому языку
(5 класс).
Связь предложений в тексте
(Творческий проект использования слайдов по данной теме)
Выполнила Егорова С.Н.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 34»
Новокузнецк, 2019
Связь предложений в тексте.
Цели:
- Углубить знания об особенностях текста.
- Познакомить учащихся с параллельной и последовательной связью предложений в тексте, определить отличительные признаки данных типов связи.
- Развивать творческие способности учащихся (составлять текст по опорным словам; продолжать повествование.)
- Прививать любовь к русским национальным традициям.
Оборудование: слай – презентация, таблицы-схемы “Последовательная и параллельная связь в тексте”, “Ромашка”, сундучок.
Ход урока.
1. Игра «Лингвистический сундучок».
(Из сундучка ребята достают карточки)
Формы речи - устная, письменная.
Диалог – разговор 2-х лиц.
Монолог – речь одного лица.
Реплика – слово каждого участника диалога.
Текст – сочетание предложений по смыслу и грамматически.
Тема – то, о чем (о ком) говорится в нем.
Идея – основная мысль, то к чему он призывает, учит, ради чего он написан.
2. Языковая разминка (Способ выражения сравнения - творительный сравнения).
А) Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум».
Идет – гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
И молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса:
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет – гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
На слайде стихотворение. Найдите творительный сравнения.
Б) Словарная работа
«Зеленый шум» - народ называет пробуждение природы.
В) Творческая мастерская
Ребята показывают свои рисунки и читают строки стихотворений.
Облаком волнистым
Пыль встает вдали.
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
3. Новый материал.
1. Работа с текстами (сравнение).
1. Жил – был царь. 2. У царя был сад. 3. В том саду росла яблоня. 4. На яблоне висела золотая клетка. 5. В той клетке жила золотая птица.
1. В одном городе жили коротышки. 2. Их называли так потому, что они были очень маленькие. 3. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. 4. У каждого из малышей бал домик.
- Можно ли изменить порядок предложений в тексте или исключить одно какое-либо предложение из 1 и 2 текста?
В I тексте? | Во II тексте? |
Нет | Да |
- Почему? Связаны предложения с предыдущим?
- Кто догадался, какой текст мы отнесем к последовательной связи и к параллельной
- Сделаем вывод.
Обратите внимание на схему-помощницу.
4. Закрепление.
1. Работа с учебником (Упр № 61 устно)
2. Стр 42. Упр № 72. (Лесные жители готовились к зиме…)
3. Текст «Матрешка».
- сообщение о матрешках (Обратим своё внимание на текст “матрёшка”(тексты на партах у детей)
Мы продолжаем сегодня говорить о русских традициях.
Ребята, а вы знаете, кто такая матрёшка? (разные ответы детей)
А ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.
“Отвернись злом, повернись добром”.
Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.
А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне верили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.
Из чего же делали кукол?
(Заранее подготовленные уч – ся рассказывают о куклах)
Итак, возвращаемся к нашей матрёшке, она тоже имела некую особенность.
А вот какую, давайте прочитаем).
- работа с текстом
В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч? Матреша.
К празднику решил отец сделать своей доч?ке куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как угольки, гу…ки – как пламя. Сарафан раскрасил под цвет реки, а передничек – зеленого цвета.
И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.
С тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.
- орфографическая дуэль
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию, вы убиты.
К доске выходят два ученика | 2 ученика секунданта проверяют | |
(слова на доске) | ______ | |
На время |
Доч?, доч?ке, выр…зал, гу…ки, разл…телась, дог…далась, с с..кретом.
Как связаны предложения в этом тексте?
4. Творческая работа «Русская берёзка».
А сейчас выполним творческую работу с элементом занимательности. (По опорным словам записать мини-текст, определить тип связи предложений в тексте)
(славяне любили берёзки, она по сей день является символом России, из бересты по сей день, изготавливаются предметы домашней утвари: ведра, корзинки, а в старину незаменимы были берёзовые лапти.)
Игра “Ромашка”
5. Работа с учебником.
Упражнение № 63, 66, 77,76.
6. Домашнее задание (упражнение № 68).
Приложение № 1
1. Жил – был царь. 2. У царя был сад. 3. В том саду росла яблоня. 4. На яблоне висела золотая клетка. 5. В той клетке жила золотая птица.
1. В одном городе жили коротышки. 2. Их называли так потому, что они были очень маленькие. 3. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. 4. У каждого из малышей бал домик.
Приложение №2
В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч? Матреша.
К празднику решил отец сделать своей доч?ке куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как угольки, гу…ки – как пламя.
Сарафан раскрасил под цвет реки, а передничек – зеленого цвета.
И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.
С тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.
Приложение № 1
1. Жил – был царь. 2. У царя был сад. 3. В том саду росла яблоня. 4. На яблоне висела золотая клетка. 5. В той клетке жила золотая птица.
1. В одном городе жили коротышки. 2. Их называли так потому, что они были очень маленькие. 3. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. 4. У каждого из малышей бал домик.
Приложение №2
В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч? Матреша.
К празднику решил отец сделать своей доч?ке куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как угольки, гу…ки – как пламя.
Сарафан раскрасил под цвет реки, а передничек – зеленого цвета.
И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.
С тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.
Ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.
“Отвернись злом, повернись добром”.
Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.
А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне верили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.
Из чего же делали кукол?
В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч? Матреша.
К празднику решил отец сделать своей доч?ке куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как угольки, гу…ки – как пламя. Сарафан раскрасил под цвет реки, а передничек – зеленого цвета.
И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.
С тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"
На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно...
К уроку развития речи по теме "Как связать предложения в тексте?"
Испольвана программа Notebook10....
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Средства связи предложений в тексте
Данная разработка содержит рабочий лист для ученика и материалы для учителя....
Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )
В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...
Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация
Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...