Средства связи предложений в тексте
методическая разработка по русскому языку по теме

Данная разработка содержит рабочий лист для ученика и материалы для учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                    ПОДГОТОВКА К ГИА

                                 СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

1. Лингвистическая задача.

На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

 …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

 

2.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему  до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.  Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

                                                                                                    (И. С. Тургенев «Записки охотника»)

ПЕРВЫЙ ТЕКСТ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВТОРОЙ ТЕКСТ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет. 

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день. 

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз. 

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа. 

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.  (А. Блок)

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что  будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами.      (По материалам периодической печати)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СРЕДСТВА СВЯЗИ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                                                                                                              ПОДГОТОВКА К ГИА

                       СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.                                                                                                                                                             В одной персидской книге сказок повествуется о том, как рабыня царя возвела ложное обвинение на царевича,  и царь, поверив ей, повелел казнить сына. Однако визирь (министр) рассказал царю о коварстве женщин и убедил его не спешить с казнью. Эти  события повторяются несколько раз: в каждый следующий день рабыня приходит к царю, требуя, чтобы царевича наказали, но очередной раз визирь своим рассказом успокаивает царя.

      Перед вами фразы из этой книги на русском языке, но они даны вразброс: в 1 столбике - начала фраз, а во 2- их концы.

Соединить начало и конец  каждой фразы, определив средство связи между ними.

На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,…

На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,…

На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,…

На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,…

 …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости.

…рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости.

…рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости.

…рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».

Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на  такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы: 

  Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало.                                              

 Сорвали покров ночи – без покрова                                                 

 Пламя солнца – с пылающим сердцем                                                                                                          Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти

2. Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему  до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.

КЛЮЧ:       5   2   8   6   4   9   3   1   7

Определите средства связи предложений в тексте.        

- лексические (слова одной тематической группы, лексический повтор)

- морфологические (личное местоимение, союзы, единство временных форм глагола)

- синтаксические (парцелляция)

3. Одинаково ли построены тексты? Определите вид связи предложений в тексте.

На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь.  Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

                                                                                                    (И. С. Тургенев «Записки охотника»)

Средства связи

1 текст – параллельная связь

- морфологические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов)

- лексические (слова одной тематической группы)

2 текст – цепная связь

-морфологические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)

4. Рассмотрим, например, средства связи предложений в стихотворении А. Блока:

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет. 

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной – в улетающий день. 

Раздышались цветы – и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз. 

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа. 

И не помню – откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

В этом тексте использованы следующие средства:

- прямой лексический повтор (день),

- контекстуальные синонимы (исчезающий, погасающий, улетающий),

- контекстуальные антонимы (исчезать – заниматься),

-одинаковые временные формы глагола,

- синтаксический параллелизм.

5. Прочитайте текст. Сократите.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что  будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами.

Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.

Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.

Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства связи предложений в тексте

Материал поможет при подготовке к ГИА, а именно: при написании сжатого изложения...

11 класс. Тест. Средства связи предложений в тексте.

Данный тест поможет одиннадцатиклассникам в рамках подготовки к ЕГЭ проверить свои знания по теме "Средства связи предложений в тексте"....

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Презентация к уроку "Средства связи предложений в тексте"

Данные материалы основаны на УМК под редакцией Е.Быстровой...

Средства связи предложений в тексте

Связь предложений в тексте...

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...