Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация | 233.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой. Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей. Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.
Текст – особая единица языка и речи Основные признаки текста: Информативность Цельность - тематическое и композиционное единство всех его частей; Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); Завершенность - относительная законченность.
Содержание, тема и идея текста Смысл текста – единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания Содержание текста может быть выражено только в словесной форме Единство тексту придают тема и идея В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор
Основная мысль (идея) текста Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Проблема Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения В тексте может быть несколько проблем Проблема может быть сформулирована двумя способами: Одним словом или словосочетанием (проблема чего?): Проблема экологии В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть?
Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными. Например: Охрана природы —широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.
Микротема Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем . В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Таблица «Строение абзаца» Грамматическая часть абзаца Роль грамматической части в тексте Форма грамматической части в тексте Особенности использования в тексте 1. Абзацный зачин 1. Краткое содержание новой информации 1. Первое предложение абзаца 1. Все абзацные зачины в тексте должны быть логически связаны 2. Комментирующая часть 2. Развернутое содержание новой информации 2. Одно или несколько предложений после абзацного зачина 2. В некоторых случаях может отсутствовать без ущерба для информации Абзац – часть текста между двумя отступами, которая служит для выделения основных мыслей, для перехода от одной мысли к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой одной мыслью. Каждый новый абзац – новая мысль, новый этап в развитии действия.
Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее (описание); динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование); отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).
Таблица «Типы речи» Тип речи Цель высказывания Композиция Особенности композиции Особенности содержания Повествование Вопрос - что произошло ? Раскрытие последовательности событий завязка развитие событий кульминация развязка Последовательность: - прямая - обратная - прямая с отступлением говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим. Глаголы, употреблёны в совершенном виде прошедшего времени, могут употребляться и глаголы несовершенного вида прошедшего времени для изображения длительности действия. Описание Вопрос- какой? Перечислить и раскрыть признаки предмета или действия 1. общее описание 2. конкретное описание 3. оценка автора - единство изображения - единство взгляда - описание внешнего и внутреннего состояния даны одновременные признаки предмета. В тексте употребляются глаголы несовершенного вида настоящего времени, прошедшего времени. Рассуждение Вопрос - почему ? Объяснить или раскрыть причину явления или события тезис доказательство вывод - логическая связь -использование вводных слов объясняется причина тезиса, приводятся аргументы (доводы, доказательства), примеры, делается из сказанного вывод.
Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь
Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п. Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром , уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов )
Лексические средства Средства связи предложений в тексте Грамматические средства
Лексические средства связи: Однотематическая лексика Однажды читатель берёт в руки книгу …Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, поражённый, он восклицает: - Как этот человек мог выразить мои переживания?! Сопереживание, ощущение соей слитности с автором – это одна из сторон постижения поэтической книги.
Лексические средства связи: Лексический повтор, однокоренные слова Все блага и радости жизни создаются трудом . Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Лексические средства связи: Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот) Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров . Новички быстро прижились и перестали бояться людей. Над самой головой раздавался стук дятла . Лесной доктор обследовал больное дерево.
Лексические средства связи: Антонимы( в том числе и контекстуальные) У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше. Страшен враг за горами . Гораздо опаснее он за плечами .
Лексические средства связи: Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
Грамматические средства связи: Союзы (преимущественно сочинительные) Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Но наш народ победил потому, что был до конца предан своей Родине.
Грамматические средства связи: Местоимения (личные, указательные, определительные и другие) Любите книгу всей душой. Она не только ваш лучший друг и помощник, но и до конца верный спутник. Мои друзья – моя опора. Любой из них протянет мне всегда руку помощи.
Грамматические средства связи: Наречия( местоимения-наречия): здесь, тут, там, везде, всюду, однажды и другие) Туристы вышли на поляну . Здесь решили они остановиться на ночлег.
Грамматические средства связи: Частицы( же, ведь, и, всё-таки и другие) В поле гулял ветер. В лесу же была тишина.
Грамматические средства связи: Вводные слова, указывающие на порядок явлений( мыслей) и связь между ними Занимайтесь спортом! Во-первых, он даст вам здоровья. Во-вторых, укрепит ваш дух и, наконец , принесёт массу удовольствия.
Грамматические средства связи: Видовременная соотнесённость глагольных форм (одно время и один вид в соседних предложениях) Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
Грамматические средства связи: Числительные( количественные, порядковые, собирательные) Друзья работали слаженно. Двое мальчиков кололи дрова. Трое складывали их в поленницу.
Грамматические средства связи: Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста На столе лампа. Огонь в камине. На стене тени. (Все предложения двусоставные неполные)
Грамматические средства связи: Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Средства связи предложений в тексте Предложения могут связывать сразу несколько языковых средств Кто-то незнакомый стоял на перекрёстке. Этого человека я видел и вчера. ( Указательное местоимение, синоним и частица)
Проверь себя! упражнения
Лингвистическая задача. На третий день, когда зерцало – солнце появилось из футляра востока,… На пятый день, когда с главы звёзд сорвали покров ночи,… На шестой день, когда пламя солнца показалось на востоке,… На седьмой день, когда хрусталь – солнце появился из посудного шкафа небосклона,… …рабыня царя с пылающим сердцем пришла в залу суда и начала взывать о справедливости. …рабыня царя с лицом, блиставшим, как зеркало, пришла в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня царя пришла без покрова в судную залу и начала взывать о справедливости. …рабыня взяла бутылку нефти, предстала в судном зале и сказала: «Если сегодня я не добьюсь осуществления своих прав, я сожгу себя этой нефтью».
Для решения данной задачи необходимо обратить внимание на такие средства связи предложений в тексте, как понятия лексического повтора и слова одной тематической группы: 1 – B Зерцало – солнце = с лицом, блиставшим, как зеркало . 2 – C Сорвали покров ночи – без покрова 3 – A Пламя солнца – с пылающим сердцем 4 – D Из посудного шкафа небосклона – бутылку нефти
Восстановите правильный порядок предложений в рассуждении. 1 . А бедные люди часто совсем не получали соли. 2. За столом солонка стояла около хозяина. 3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться. 4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем. 5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой. 6. Больше сыпал тому, кого уважал. 7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши , которое означает «уйти, не получив ожидаемого». 8. Он сам сыпал соль гостям. 9. И нередко пересаливал. КЛЮЧ: 5 2 8 6 4 9 3 1 7
Одинаково ли построены тексты? Определите способ и средства связи предложений в тексте. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. ( И. С. Тургенев «Записки охотника»)
На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный – сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям. Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. 1 текст – параллельная связь - грамматические (личное местоимение, единство видовременных форм глаголов) - лексические (слова одной тематической группы) 2 текст – цепная связь - грамматические (местоимения: указательное и личное, единство видовременных форм глаголов)
Определите средства связи предложений в тексте Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день. Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок) В этом тексте использованы следующие средства: - прямой лексический повтор ( день ), - контекстуальные синонимы ( исчезающий, погасающий, улетающий ), - контекстуальные антонимы ( исчезать – заниматься ), -одинаковые временные формы глагола, - синтаксический параллелизм.
Прочитайте текст. Напишите сжатое изложение. Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни. Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными свойствами .(По материалам периодической печати) !!!!Соедините содержание микротем в текст, используя средства связи предложений.
Вариант сжатого изложения Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни. Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности – это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
Домашнее задание Самостоятельная работа по карточке (см. файл) Словарь и словник №№11-12
Проверь себя! тестирование
Закончите предложения Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть ______________, общими и ____________, конкретными. _______________ план включает в себя подпункты (т.е. заголовки более мелких частей). Цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения - ___________________. Предложения в тексте могут сцепляться при помощи ____________________________________. В различных документах ( справках, расписках, указах, приказах) используется именно этот стиль - _________________________________. Основная цель этого стиля -__________________________ широкими узкими Сложный эпиграф описательных оборотов официально-деловой стиль точная передача деловой информации
7. _________- одна из разновидностей повествовательного типа речи, описывающая небольшой эпизод из жизни. 8. __________ - это небольшое литературное произведение ______________________ типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя. 9. Построение рассказа - _________, ______________ , __________. 10. ____ ________ ___ - это момент, с которого __________ событие и от которого зависит его развитие. 11. ________________ - момент ________________________ в развитии события. 12. _________ - результат развития события, его _______________ момент. 13. __________________ автор обычно поясняет, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать. 14. ___________________ автор чаще делится своими раздумьями по поводу описанных событий. Рассказ Рассказ повествовательного завязка кульминация развязка Завязка начинается Кульминация наивысшего напряжения Развязка заключительный Во вступлении В заключении
15. Описание – это _____________. 16. Основа описания – перечень __________________ или _____________ признаков предмета, явления. 17. Основа описания помещения – перечень признаков ____________ и _____________________________. 18. _______________ картины – это картины о жизни людей. 19. Местоимения ___ лица ________________ и ________________ числа часто выступают в роли средств связи слов в предложении. тип речи одновременных постоянных помещения находящихся в нем предметов Жанровые 3 единственного множественного
Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства связи предложений в тексте
Данная разработка содержит рабочий лист для ученика и материалы для учителя....
Средства связи предложений в тексте
Материал поможет при подготовке к ГИА, а именно: при написании сжатого изложения...
11 класс. Тест. Средства связи предложений в тексте.
Данный тест поможет одиннадцатиклассникам в рамках подготовки к ЕГЭ проверить свои знания по теме "Средства связи предложений в тексте"....
Презентация к уроку "Средства связи предложений в тексте"
Данные материалы основаны на УМК под редакцией Е.Быстровой...
Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )
В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....
Развитие речи. Повторение. Типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте
Урок повторения и закрепления знаний типов речи и спобов связи предложений в тексте....
Комментарии
Альбина
Полная (теория и практика),содержательная, цельная работа. Спасибо!