Урок русского языка в 8 классе. "Обособленные определения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тема "Обособленные определения" изучается на экологическом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_opredeleniya._8_kl.docx | 317.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Смирновская средняя общеобразовательная школа
Экологический урок русского языка
в 8 классе
Подготовка к ГИА
при повторении темы «Обособленные определения»
Учитель:
Новикова Галина Александровна
с. Смирново
2015 год
Цель:
- Закрепление и обобщение знаний об обособленных определениях, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленных определениях;
- Развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования при подготовке к ГИА
- Формирование экологического мировоззрения, воспитание любви к родному краю, чувства ответственности за свое поведение в природе и в окружающей действительности.
Оборудование: Интерактивная доска; презентация для интерактивной доски в программе elite Panaboard book; опорный конспект «Обособленные определения»; звуковые файлы: «Прогулка по лесу», «Шум города», аудиозапись текста для изложения; физическая карта «Альпы»
Тип урока: практикум
Ход урока:
- Оргмомент. Приветствие. Настрой на плодотворную работу.
- Введение в тему.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.
- Прослушайте звуковой фрагмент. (Прогулка по лесу)
- Что вы услышали? Нравятся ли вам эти звуки?
(пение птиц, шуршание листьев, тишина)
- Прослушайте еще один звуковой фрагмент. (Шум города)
- Что вы услышали теперь?
(Шум машин, шаги, суета)
- Озаглавьте первый и второй фрагменты. Какой из них вам больше нравится?
- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?
(Наступление цивилизации на природу. Экологическая тема)
- Что такое экология?
(Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)
- Целеполагание.
- Сегодня на уроке у нас три цели: продолжить разговор об экологии, обобщить и систематизировать знания по теме «Обособленные члены предложения» и продолжить подготовку к ГИА.
- Разминка (по вариантам) Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически объясните расстановку знаков препинания.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
(Конституция РФ. Статья 42)
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам являющимся основой устойчивого развития жизни и деятельности народов проживающих на территории Российской Федерации.
(Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")
- Прокомментируйте постановку знаков препинания.
( 1 предл. – однородные дополнения и обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
2 предл. – однородные сказуемые и два обособленных определения, выраженных причастными оборотами.)
- О чем говорится в важных государственных документах?
(У человека по отношению к природе есть не только права, но и обязанности)
- Теоретическая минутка
- Используя опорный конспект, расскажите о случаях обособления и не обособления определений.
- Распределительный цифровой диктант.
В записанных на доске предложениях знаки препинания не расставлены. Распределите их на две колонки: обособленное определение – необособленное определение. В тетради записывайте только номера предложений.
- Весь мир, с листвой, с весенним громом,
С нелегким каждым днем своим,
Неповторимый и огромный,
Для радости открылся им.
(4 обособленных определения: 1, 2, 3 – несогласованные, 4 – согласованное)
- Выброшенный вулканами пепел содержит минеральные соли, в состав которых входят необходимые для растений азот, калий, магний, кальций и фосфор.
(2 необособленных определения)
- Бодрым просыпался путешественник, разбуженный утренними голосами птиц, пролетевших над самой палаткой.
(2 обособленных определения)
- Многие хвойные деревья выделяют убивающие болезнетворные микроорганизмы вещества.
(1 необособленное определение)
- Подготовка к ГИА.
- Часть 1.
Мини-изложение.
- Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – сжатое изложение по прослушанному тексту. Прослушайте текст в аудиозаписи.
Растения прежде всего – источник жизни для человека, животных и, конечно, для почвы. Растения могут спасать реки от обмеления, водоёмы – от высыхания, поля – от эрозии, города – от грязи и пыли. Поэтому во имя жизни на Земле, во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений – бесценного дара природы.
( По А. Удовицкому)
- Определите тему и основную мысль текста.
(Тема: Значение растений для жизни вообще.
Основная мысль заключена в последнем предложении.)
- Передайте содержание данного текста письменно.
Часть 2.
Тест.
- Вторая часть экзамена представляет собой тестовые задания по прочитанному тексту. Прочитайте текст вслух и выполните задания.
(1)Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека, я заявляю категорически, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. (2)Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек.
(3)Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. (4)Мелиорация – к изменению климата. (5)Орошение – к обмелению рек и морей. (6)Развитие промышленности – к загрязнению среды. (7) Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты.
(8)Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. (9)Так, мы изучаем причины роста заболеваний, способы их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.
(10)Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений. (11)На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.
(12) Во всех бедах нашего времени – общественных ли, экологических ли – видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. (13)Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. (14)Даёт возможность подумать и остановиться. (15)А не гнать птицу-тройку – в никуда.
(16)А может быть, «гомо сапиенс» есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету?
(По С. Полякову)
- В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какова главная причина общественных и экологических бед?»
А) Развитие промышленности.
Б) Затоптан в грязь, забыт здравый смысл.
В) Человек – инопланетное существо, и ему всё равно, что происходит на земле.
Г) Появление смертельно жалящих пчёл, выведенных в лабораториях.
(Б)
- Среди предложений 3 – 7 найдите неполные предложения. Укажите их номера.
(4, 5, 6)
- Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
(мы изучаем, увеличиваем)
- Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
(2)
- В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.
Вместо того чтобы лечить жизненные болячки,1 прислушиваться к здравому смыслу,2 затоптанному сапогами технического прогресса,3 мы взялись лечить результаты жизненных аномалий.
(2,3)
- В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.
Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека,1 я заявляю категорически,2 что во всех областях человеческого воздействия,3 точках приложения его рук,4 силы и воли,5 наносится урон,6 чаще всего невосполнимый и необратимый.
(6)
Проверка
- Обратите внимание на картинки. Человек, создавая себе лучшие условия жизни, сам не замечает, как уничтожает себя. Если вовремя остановиться, все еще можно изменить
- Подведение итогов урока
- Каким темам был посвящен сегодняшний урок?
(1. Обособленные определения.
2. Подготовка к ГИА.
3. Экология.)
- Что нового для себя вы взяли с сегодняшнего урока?
- Рефлексия
- В таблицу на доске пометите кружочки:
Зеленый – я всё понял;
Жёлтый – у меня остались вопросы;
Чёрный – я ничего не понял.
Обособленные члены предложения | Подготовка к ГИА | Экология |
- Домашнее задание.
Посмотрите на карту Европы. В горной цепи Альп можно увидеть две вершины, Юнгфрау и Финстерааргорн. Об этих вершина И.С. Тургенев написал стихотворение в прозе «Разговор». Прочитаем его.
Разговор
Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне еще не бывало человеческой ноги.
Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.
Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.
Две громады; два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.
И говорит Юнгфрау соседу:
- Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?
Проходят несколько тысяч лет - одна минута. И грохочет в ответ Финстерааргорн:
- Сплошные облака застилают землю... Погоди!
Проходят еще тысячелетия - одна минута.
- Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
- Теперь вижу; там внизу все то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки, знаешь, ты двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.
- Люди?
- Да; люди.
Проходят тысячи лет - одна минута.
- Ну, а теперь? - спрашивает Юнгфрау.
- Как будто меньше видать козявок,- гремит Финстерааргорн.- Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.
Прошли еще тысячи лет - одна минута.
- Что ты видишь? - говорит Юнгфрау.
- Около нас, вблизи, словно прочистилось,- отвечает Финстерааргорн,- ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.
- А теперь? - спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет - одну минуту.
- Теперь хорошо,- отвечает Финстерааргорн,- опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь... Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло всё. Хорошо теперь, спокойно.
- Хорошо,- промолвила Юнгфрау.- Однако довольно мы с тобой поболтали, старик. Пора вздремнуть.
- Пора.
Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей.
И.С. Тургенев. Февраль 1878
- Тургенев написал это стихотворение в прозе еще в XIX веке, когда никого из нас не было. Он писал эти строки, когда понятия "экология" не существовало. Но если не было понятия - это не значит, что не было самого явления. Экология как наука о доме, о своем родном доме была всегда - трактовка была разной.
- Какую проблему затронул автор?
- Выскажите свое мнение по проблеме, затронутой автором. Используйте в своей миниатюре предложения с обособленными определениями.
Спасибо за урок.
Литература:
- Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейнека, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2012
- Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С 2). – Ростов н/Д: Легион, 2012
- Тургенев И.С. Стихотворнеия в прозе.- М.: Издательство «Детская литература», 1972
- Скворцова Л.Г. Экология: дидактические материалы. /Журнал «Русский язык. 1 сентября», № 1 2012
- Конституция РФ. Статья 42
- Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
- http://www.gramma.ru/EDU/?id=4.10 (опорный конспект)
- http://muzofon.com/ (звуковые файлы)
- http://litirus.ru/kontrolnaya/diktantyi-s-grammaticheskim-zadaniem-na-ekologicheskuyu-temu-7-klass.html (текст для изложения)
- http://copy.yandex.net/?text (текст для тестовых заданий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"; 8 класс
Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...
проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"
Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...
Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота
Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение"
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение" для 5 класса (ФГОС)...
Тесты по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.
Тесты по теме "Обособленные определения" позваляют проверить степень освоения учащимися знаний по теме. Задания сформулированы также, как в ОГЭ и ЕГЭ....
Карточки по русскому языку. 8 класс. Обособленные определения.
Прасильно расставить знаки препинания. 2 варианта....
Презентация по русскому языку. 11 класс. "Обособление определений. Трудные случаи" Подготовка к ЕГЭ.
Использование презентаций и коллективный разбор заданий по пунктуации помогает сконцентрировать внимание учащихся на изученной в 8 классе теме "Обособленные определения". Но в 11 классе мы у...