Рабочая программа по русскому языку 8 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 8 класс ФГОС Бабайцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rus.yaz_._8_kl.docx103.55 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное поурочно-тематическое планирование по русскому языку для 8 класса

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Учащиеся получат возможность научиться:

-производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

-составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

-пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

-соблюдать нормы литературного языка.

По пунктуации:

-находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствие с изученными правилами;

-ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях;

-ставить тире между подлежащим и сказуемым.

По орфографии:

-находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;

-правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи:

-определять тип и стиль текста;

-подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания;

-совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки;

-создавать тексты публицистического стиля на разные темы, выполнять комплексный анализ текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

-анализировать, классифицировать, сопоставлять предложенный учебный материал;

-работать с учебной литературой;

-читать учебно-научные тексты изучающим чтением;

-подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты художественного и научного стиля речи;

-самостоятельно организовывать учебную деятельность, овладеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными        результатами        изучения учебного предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно, с учителем формулировать проблему,тему и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

-самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

-самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать        информацию,         представленную        в        разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-излагать        содержание        прочитанного        (прослушанного)        текста        подробно,        сжато, выборочно;

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строитъ рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

-оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

-представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

-освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

-проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),  понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

-осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Содержание программы учебного предмета

Общие сведения о языке (2 ч.)

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык - средство межнационального общения народов России и стран СНГ.

Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч.)

Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфемика и орфография. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация (24 ч.)

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. ПГС, способы его выражения. СГС, способы его выражения. СИС, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Главные члены предложения Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения (10 ч.)

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение. Способы его выражения. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражения.

Односоставные предложения (12 ч.)

Понятие об односоставных предложениях .Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Безличные предложения. Назывные предложения. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Особенности строения полных и неполных предложений.

Простое осложненное предложение (45 ч.)

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. Обособление определений с обстоятельственным значением. Обособление приложения. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных ДО и одиночными деепричастиями. Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных сущ. с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы, официально-деловом стиле.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Общие сведения о языке

2

Повторение изученного в 5-7 классах

9

Синтаксис и пунктуация

24

Второстепенные члены предложения

10

Односоставные предложения

12

Простое осложненное предложение

45


Календарно-тематическое планирование

Наименование

раздела

программы

Тема урока

К

0

л.

ч

Тип

урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, вид

самостоятельной работы

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

Общие сведения о языке 2 ч.

1

2

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык - средство

межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств

2

Уроки

усвоения

нового

материала

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык - средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке

Ответить на вопросы: в каких, сферах деятельности русский язык используется как государственный; сколько

государственных языков может быть в одной стране; какие вы знаете слова, вошедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию?

Мини-сочинение «Что значит, по- вашему, работать над языком?»

Повторение изученного в 5 - 7 классах 9 ч.

3

Лексика и фразеология

1

Повторительно-обобщающий урок

Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски

Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения, осуществлять анализ значения, строения, написания разных видов омонимов, произносить заимствованные слова, соблюдая орфоэпические нормы, распознавать слова с полногласным и неполногласным сочетанием, объяснять их написание, уместно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления, термины, использовать их в текстах научного стиля, толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов

Анализ текстов. Упр.9, рассказать о связи предложений в тексте

Упр.5, стр.7 (определить стиль речи, основную мысль текста,

средства связи и тип речи)

4

Морфемика и

словообразование.

Орфография

1

Повторительно- обобщающий урок

Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика

Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, характеризовать языковые признаки слов на основе анализа морфемной модели, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении

грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования, безошибочно писать с опорой на морфемно- словообразовательный анализ, использовать лингвистические словари

Распределительный диктант, работа по карточкам

Первая группа - сообщение об орфограммах в корне слова; вторая группа - об орфограммах в суффиксах: третья группа -об орфограммах в приставках; четвертая группа - об орфограммах в окончаниях. Составить карточки на каждую орфограмму. Ответить на вопрос: почему и для чего надо уметь членить слово по составу?

5

Морфемика и орфография

7

Повторительно- обобщающий урок

Правописание орфограмм гласных, орфограмм согласных в корне слова

Уметь опираться на основной принцип написания морфем: сохранение

единообразного их облика независимо от звучания, обнаруживать орфограммы в корне, группировать слова по видам орфограмм корня; подбирать однокоренные слова на основе

словообразовательного толкования, использовать орфографический словарь с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов

Выборочный диктант. План устного сообщения «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание согласных в корне»

Повторить §120, 129, 153. (Теория.) Упр. 16 (списать, обозначить корни с чередующейся гласной). Упр. 18 (вставить пропущенные буквы, сформулировать правило)

6

Морфология и орфография

1

Повторительно- обобщающий урок

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Уметь различать части речи, производить их морфологический разбор, безошибочно писать НЕ с различными частями речи, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написанием их с НЕ

Тест. Диктант . «Проверяю себя»

Повторить 07 68. (Теория.) Подготовить устное сообщение: 1 вариант - о различении НЕ и НИ; 2 вариант - о различении причастий и отглагольных прилагательных и правописании суффиксов в причастиях и прилагательных. Упражнение 30. Списать, раскрывая скобки. Ответить на вопрос: какой прием вы использовали, чтобы отличить наречие от сочетания предлогов с существительными?

7

Морфологии u орфография

1

Повторительно-

обобщающий урок

Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

Уметь опознавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи, выделять общее и различное, сопоставляя изученные части речи, уместно их употреблять

Взаимодиктант

Повторить § 19 - 20. (Теория.) Упражнение 33. Списать текст, вставить орфограммы- буквы и обозначить условия выбора, определить тип текста, составить его план,

продолжить

текст,

рассказывая о. творчестве художника, с опорой на исходный текст

8

Синтаксис и пунктуация

1

Повторительно- обобщающий урок

Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения

Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять

грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, безошибочно расставлять знаки препинания в осложненном, простом предложении

Объяснительный

диктант

Готовиться к диктанту, выучить словарные слова, выполнить упражнение 38. Выписать грамматические основы предложений, группируя их по способу выражения сказуемого, обозначить части речи, устно объяснить знаки препинания

9

Контрольная

работа

1

Урок

контроля

Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание HE с разными частями речи. Знаки препинания в простом предложении

Уметь воспроизводить текст, воспринимая его на слух, записывая под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы; опознавать части речи, определять в них морфемы, выявлять смысловые отношения между словами в предложении, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам

Диктант с грамматическим заданием

Повторение

10

11

Р/Р Изложение, близкое к тексту.

К. Г. Паустовский «Михайловские рощи»

2

Уроки  развития речи

Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст

Знать признаки текста, понятия «микротекст», «микротема»; понимать на слух содержание текста, его тему, коммуникативную цель, определять главную мысль звучащего текста, понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме, излагать подробно текст в соответствии с планом, составлять сложный план, извлекать главную информацию из текста, соблюдать нормы построения текста, нормы письма

Написание изложения, близкого к тексту, составление простого и сложного плана текста изложения

§6

Упражнение 7Т. Русская речь. Написать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (определить основные микротемы, творческую задачу,

составить план

описания

картины)

Синтаксис и пунктуация 24 ч.

12

Синтаксис как раздел

Грамматики. Связь синтаксиса и морфологии

1

Урок

усвоения

нового

материала

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении

Уметь определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте

Синтаксический разбор предложений. Работа с текстом

Из

художественного произведения выписать 5-6 предложений, из одного из них - все словосочетания

13

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

1

Урок

усвоения

нового

материала

Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении

Понимать

смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (определительные, разделительные, выделительные)

Пунктуационный разбор. Взаимодиктант.

И. Паустовский сказал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться», Доказать, что верно расставленные знаки препинания действительно помогают правильно понять текст

Выписать из учебника математики 5-6 предложений, объяснить графически постановку знаков препинания

14

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

Знать интонационные средства синтаксиса, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль: логическое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок; использовать синтаксические средства: форму слов, смысловую и грамматическую связь их в составе словосочетания и предложения, служебные слова; уметь определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения

Самостоятельная работа (по вариантам). Творческая работа по сюжетным картинкам. Выразительное чтение поэтического и прозаического текстов

§156, 157. (Теория.) Упражнение 45. Выписать из упражнения 44 по одному примеру, в котором используются средства синтаксической связи: окончание, предлог и окончание, сочинительный союз; упражнение 47 (списать, расставить знаки препинания, определить синтаксический способ связи)

15

PIP Текст как единица синтаксиса

1

Урок развития речи

Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста

Уметь определять смысловую связь частей текста, способы сцепления предложения, характеризовать синтаксические конструкции, порядок слов, создавать текст, учитывая речевую ситуацию, характер адресата речи, выбирать способ воздействия на адресата

Проанализировать свои сочинения, определить, какие признаки текста в них присутствуют

Прочитать словарные статьи об ученых- лингвистах Ф. И, Буслаеве, А. А. Шахматове (из энциклопедического словаря}. Ответить на вопрос: каких современных ученых-

исследователей русского языка вы знаете? Написать об одном из них короткую статью

информационного

содержания,

пользуясь

материалами

«Энциклопедического словаря юного

филолога»

16

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова

Знать основные виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова

Упр.46. Составить и записать 10 словосочетаний, используя слова, выделенные жирным шрифтом. Указать средства синтаксической связи.

Упр.59. Из предложений выписать в 2 колонки

подчинительные и сочинительные словосочетания

17

Способы подчинительной связи

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Знать способы подчинительной связи: управление, примыкание, согласование; средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания

Цифровой диктант. Синонимичная замена словосочетаний

§158

Упражнение 52, С глаголами составить подчинительные словосочетания, записать, обозначить главное слово, указать способ и средства подчинительной связи,

приготовиться к словарному диктанту (слова со стр. 3-25). У пр. 55 (показать на примерах, чем различаются согласование и управление)

18

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи

1

Урок

закрепления изученного

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными и др.

Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов

Тест. Редактирование текста

§158

Упр.53. Выписать из предложений подчинительные словосочетания, разобрать их графически. Упр.61. Изменяя строение словосочетаний, составить, где возможно синонимичные им словосочетания, записать их

19

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания

1

Урок

усвоения

нового

материала

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные; наречные. Цельные словосочетания

Уметь определять основные признаки словосочетания - смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания; моделировать словосочетания всех видов, правильно употреблять в речи, соблюдая нормы при построении словосочетании разных видов

Записать текст, выделить предложения с цельными словосочетаниями, подчеркнуть их как члены предложения

§159, 160 . Упражнение 64. Составить предложения с цельными словосочетаниями и подчеркнуть их как члены предложения

20

PIP Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании»

1

Урок развития речи

Основные виды словосочетаний

Уметь писать сочинение на грамматическую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме

Сочинение

Дописать

сочинение

21

Предложение как основная единица синтаксиса и минимальное речевое высказывание

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц, сферу использования изучаемых конструкций, обусловленность их употребления содержанием и ситуацией речи, роль в создании текста, их возможности для усиления выразительности речи; уметь анализировать и характеризовать предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске строению, определять границы предложения и способы передачи конца предложения (в устной речи -интонация; в письменной - знаки препинания}, использовать вопросительные слова и частицы в вопросительных предложениях для точной формулировки мысли и воздействия на собеседника, риторические вопросы и риторические восклицания как экспрессивно- стилистические средства, способы выражения разных смысловых оттенков побуждения, речевые этикетные формулы, средства выражения значения утверждения и отрицания

Объяснительный диктант, Упр. 68, используя опорный материал, сделать вывод, какой признак предложения является для вас новым?

§161 -164

Упражнение 72.

Закончить

предложения,

объяснить

написание ЧТОБЫ,

ТОЖЕ,ЗАТЕМ.

Вспомнить, как

можно отличить

местоимения с

предлогом или

частицей

от союза. Упр. 74.

Составить

диалог «Я в незнакомом городе »,

используя формы

вежливости

22

Основные виды простого предложения

1

Урок

усвоения

нового

материи

па

Простое предложение. Основные виды простого предложения

Знать понятия « односоставные» и «двусоставные» предложения, уметь анализировать и характеризовать предложения, производить синтаксический разбор, определять

грамматические основы в простом и сложном предложениях, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении

Комментированное письмо. Разбор предложений по членам. Конструирование предложений с заданной грамматической основой

Повторить §156 - .16 /. Упражнение 79. Записать текст, расставить знаки препинания, подчеркнуть главные члены предложения, охарактеризовать предложения по числу и строению грамматических основ

23

Логическое ударение и порядок слов в предложении, Интонация

1

Урок

закрепления

изученного

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов

Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы: как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения, с какой целью используется инверсия?

Упр.84, 85. Прочитать, определить тип речи,

понаблюдать, какой порядок расположения подлежащих и сказуемых характерен для предложений в тексте-

повествовании, в тексте-

описании. Упр.88. Устранить недочеты в построении предложений

24

25

PIP Основные способы и средства связи предложений в тексте

2

Уроки развития речи

Данное и новое в текстах. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении

Уметь подбирать из печатных источников или составлять самим такие фрагменты, тексты, в которых для цепного соединения предложений использовались бы лексические средства связи (лексический повтор, однокоренные слова, лексические и текстовые синонимы), морфологические средства связи (местоимения, наречия,  союзы), анализировать тексты: с параллельной связью, озаглавливать их, аргументировать свой выбор, определять роль заглавия и родовидовых слов в организации текста, использовать инверсию, риторический вопрос с целью усиления выразительности речи

Пересказ текста. Наблюдение над средствами и способами связи смысловых частей текста. Описать в художественном стиле какое-либо понятие, используя в качестве одного из средств связи предложений в тексте его заглавие (например «Что такое время?»

Написать сочинение на выбранную тему из упр. 335. Русская речь. Выполнить условие: в конце сочинения указать вид связи,

употребить как можно больше разнообразных способов и средств связи предложений

26

Повторим орфографию: орфограммы в корне

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание безударных

гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием

Уметь безошибочно

писать гласные и

согласные в корнях слов.

объяснять выбор

орфограмм, группировать

слова по видам орфограмм

в корне, формулировать

обобщенное правило,

приводить свои примеры,

подбирать проверочные

слова на основе

толкования слов

Объяснительный

диктант. Устное

сообщение о правописании гласных в

корне. Иллюстрировать

ответ

собственными

примерами

П.17.

Упр. 96П обобрать

возможные

синонимы к каждому слову,

записать

обозначить

орфограмму

«Безударные

гласные в корне».

Упр. 101.

Определить, какие из данных пар не являются родственными. Выписать эти пары слов, подобрать к каждому слову 2- 3 родственных

27

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

1

Урок

усвоения

нового

материала

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

Знать и пояснять функцию главных членов предложения, характеризовать подлежащее и сказуемое, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами

Конструирование предложений. Составить таблицу «Способы выражения подлежащего»

Повторить §17 (о сказуемом}. Упр.108. Записать предложение, согласуя подлежащее и сказуемое, выбрать нужное окончание у сказуемых. Упр. 107.

Преобразовать

предложения,

выразив в них

подлежащее

инфинитивом,

записать

28

Сказуемое и его основные типы. Простое и глагольное сказуемое, способы его выражения

1

Урок

усвоения

новых

знаний

Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого

Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение, уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, учитывая в ряде случаев существующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого в каком наклонении, времени используется сказуемое в тексте- повествовании и тексте- описании

Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное сообщение «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых

§170, 171, самостоятельно изучить §172. Упражнение 116. Устранить речевые недочеты, записать. Упр. 113. Составить небольшой текст по данному началу и записать его. Подчеркнуть грамматические основы

29

30

Р/Р Изложение с

элементами

сочинения

2

Уроки развития речи

Тип речи. Заголовок. Основная мысль текста. Композиция рассказа

Уметь точно и полно понимать содержание прочитанного текста, его главную мысль, тип речи, подробно передавать содержание повествовательного текста в жанре рассказа; сохраняя на письме его композицию, создавать собственное высказывание на основе исходного текста, давая оценку поступкам героев, делая выводы, соблюдать на письме нормы русского языка

Изложение с элементами сочинения

Повторение

31

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

1

Урок усвоения нового материала

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте; по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений различать простые и составные глагольные сказуемые

Составить план параграфа, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами

Упр. 119. Прочитать, определить способы выражения сказуемого.

Упр. 124. Составить

инструкцию о том,

как выбрать книгу в

библиотеке.

Охарактеризовать

грамматические

основы

предложений по строению и способу выражения

32

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

1

Урок усвоения нового материала

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составное глагольное и составное именное сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с омонимичными сказуемыми разных видов

Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого Комментированное письмо

Ответить на вопрос: что общего у составного глагольного и именного сказуемых и чем они различаются? Упр. 125. Закончить предложение, объяснить

грамматическое значение сказуемых, указать типы сказуемых и способы их выражения

33

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок усвоения нового материала

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым

Знать основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить

Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой. Диктант «Проверяю себя»

§174. Составить его план. Упр. 133. Составить предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания. Составить предложения на разные случаи применения правила «Тире между подлежащим и сказуемым»

34

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок

повторительно-обобщающий

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Уметь определять морфологические способы выражения.

главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимичную замену разных видов сказуемых

Конструирование предложений по определенным моделям. Осложненное списывание

§161-174

Упр. 136 выписать из словаря толкование слов, составить предложения, указать типы сказуемого. Ответить на вопрос: какое

грамматическое значение имеют сказуемые в научном определении? Привести свои примеры, используя материал учебников по разным предметам

35

Контрольная работа

1

Урок контроля

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания конца предложения

Уметь безошибочно воспроизводить текст, воспринятый на слух, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

§8

{второстепенные члены предложения)

Второстепенные члены предложения 10 ч.

36

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

1

Урок

усвоения

нового

материала

Второстепенные члены предложения. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи, согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для

характеристики предмета, явления, определения- эпитеты как средства выразительности речи

Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений)

§175 (выучить)

Упр. 150. Составить словосочетания, ответив на вопрос: благодаря чему несогласованное определение может обозначать признак предмета более точно и полно? Упр. 151. Списать, расставить знаки препинания, произвести разбор по членам предложения

37

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений

1

Урок закрепления изученного

Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений

Уметь производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, понимать двойное значение отдельных второстепенных членов, находить в тексте согласованное и несогласованное определение

Творческое списывание

§175 (повторить) Упр. 248, подобрать к словосочетаниям синонимичные и произвести их разбор. Упр. 153, изменить описание внешности девочки, не меняя его содержания. Устранить однообразный повтор однотипных предложений

38

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

1

Урок усвоения

изученного

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Знать, что приложение - это разновидность определения, использовать его как средство выразительности, уметь правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения, обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений, включать приложения в предложения и текст, отличать сказуемые и приложения, выраженные одними и теми же словами

Составление плана теоретического

материала. Каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами

§176

Упражнение 161. Записать  предложения, вставляя

недостающие буквы и знаки препинания, найти приложения, рассказать об особенностях их выражения и оформления на письме. Ответить на вопрос: одинакова ли роль разных видов приложений?

39

Дополнение, способы его выражения

1

Урок усвоения нового материала

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное

Знать особенности второстепенного члена предложения дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание); уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение

Осложненное списывание. Разбор предложений по схемам

§177

Упр. 164. Списать, разобрать по членам предложения, найти второстепенные члены предложения, имеющие одинаковую форму, но разные значения

40

41

Сжатое изложение с

элементом

сочинения

2

Уроки развития речи

Тема.  Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста, сжато передавать его содержание, вычленять ключевые опорные предложения (микротемы} и раскрывать их, создавать собственное высказывание на основе исходного текста

Сжатое изложение

Повторение

42

Обстоятельство. Виды обстоятельств, Способы их выражения

1

Урок усвоения нового материала

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельств

Знать виды

обстоятельств, уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных, текстах

Выборочный диктант с творческим заданием {подбор к глаголам обстоятельств). Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами

§178

Упр.171. Списать, расставить знаки препинания и пропущенные орфограммы.

Упр. 174. Составить словарик правильно построенных словосочетаний

43

Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1

Урок

повторительно-обобщающий

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды {согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств), отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей

Взаимодиктант

§175-179

Упр. 177. Составить предложения, используя в нужной форме данные слова

 Упр. 179. Прочитать в учебнике о А. А. Шахматове. Объяснить, почему данный текст приведен в разделе «Синтаксис и пунктуация»

44

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках

1

Повторительно- обобщающий урок

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Уметь безошибочно писать приставки с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова, различать приставки ПРЕ-ПРИ на семантической основе, приставку НЕ и частицу НЕ, объяснять выбор орфограммы-буквы, делать обобщения о написании приставок, устно объяснять правописание приставок в виде рассуждения, на письме - графически

Выборочный диктант.

Осложненное

списывание

Упр. 187. Составить предложения или словосочетания со словами (наречия и существительные с предлогами).

Упр. 188. Подготовить рассказ о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи по плану

45

Контрольная работа

1

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения

Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды {согласованные и несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств), отличать подлежащее от прямого дополнения... ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимичную замену разных видов сказуемых,

нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах: разных стилей

Тест

Упр. 191.

Прочитать текст, озаглавить, определить, в каком предложении выражена его основная мысль. Списать, графически обозначая орфограммы

Односоставные предложения 12 ч.

46

Понятие об

односоставных

предложениях.

Основные группы односоставных

предложений

1

Урок усвоения нового материала

Понятие об односоставных

предложениях. Основные виды

односоставных предложений

по строению и значению

Знать, что такое

односоставное

предложение, его структурные особенности,

группы односоставных

предложений по способу

выражения главного члена,

уметь различать

односоставные и двусоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте и структуре сложного предложения

Взаимодиктант,

разбор предложений

по теме

§180-181

Из текста

художественного

произведения

выписать 5-6

односоставных

предложений,

определить их вид

47

Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности

1

Урок усвоения нового материала

Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности

Знать структурно- грамматические особенности определенно личных предложений, уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать определенно- личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения

Составить диалоги, употребляя формы 1 и 2 лица глаголов, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Упр. 199. Написать небольшое письмо с описанием своего дня, употребив в нем определенно- личные предложения

48

Неопределенно- личные предложения

1

Урок усвоения нового материала

Неопределенно-личные предложения и их особенности

Знать значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них, уметь находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать в разных стилях речи, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными (неопределенно-личными)

Зрительный диктант

§182 Упр. 208.

Озаглавить текст, выписать определенно- личные и неопределенно- личные предложения, обозначить в них сказуемые. Из изучаемого литературного произведения выписать 5 неопределенно- личных предложений

49

Вопрос об

обобщенно-личных

предложениях

1

Урок усвоения нового материала

Вопрос об обобщенно-личных предложениях

Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них; опознавать данные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях

Конструирование предложений. Упр.211 (вспомнить и записать 5 пословиц, включающих неопределенно-личные предложения с обобщенным значением}

Используя содержание §182, рассказать, что нового вы узнали о неопределенно- личных предложениях?

Упр.214. Записать и разобрать пословицы по членам предложения

50

Безличные предложения

1

Урок усвоения нового материала

Безличные предложения и их особенности

Знать общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; способы выражения сказуемых в безличных предложениях; уметь находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи для передачи состояния природы, окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., правильно писать глаголы с -TCЯ - ТЬСЯ, НЕ с глаголами

Объяснительный диктант, Упр.219. Составить таблицу «Способы выражения сказуемого в безличном предложении », заполнить ее своими примерами -

§183 Упр.220. Подготовить устный ответ о способах

выражения

сказуемого в безличном предложении. Упр.223.

Преобразовать, где возможно, безличные предложения в двусоставные, записать их

51

Безличные предложения

1

Урок закрепления изученного

Безличные предложения и их особенности

Уметь определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого в них, различать односоставные и двусоставные предложения, сопоставлять личные и безличные предложения, включать безличные предложения в текст

Включить в связный текст безличные предложения, которые обозначают; 1} физическое и духовное состояние человека; 2) состояние природы: 3} стихийное проявление сил природы; 4) невозможность совершения действия

Упр.22.4. Заменить двусоставные предложения безличными. Создать небольшой текст, передающий состояние человека, созвучное, его настроению и состоянию природы. Включить в него безличные предложения

52

Назывные предложения

1

Урок усвоения нового материала

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности

Знать смысловые и структурные особенности назывных предложений; уметь находить их  тексте, отличать от двусоставных, определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных очерках, статьях, пользоваться в описании для обозначения места, времени, обстановки действия. Использовать как средство сжатого описания экспозиции рассказа, выразительно читать назывные предложения на письме, правильно оформлять, целесообразно использовать в речи

Анализ фрагментов из художественного произведения: определение роли назывных предложений. Упр.231. Создать небольшие тексты (темы зарисовок: «В лесу», «На стадионе» и др.}, используя в них назывные предложения для того, чтобы кратко обрисовать время и место действия или назвать предмет мысли

§184

Упр.232. Записать,

определить виды

односоставных

предложений,

подчеркнуть

главные члены

предложения

53

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия

односоставных и двусоставных предложений

1

Повторительно-обобщающий урок

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

Уметь производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и односоставных предложений, использовать синонимию односоставных и двусоставных предложений, односоставные предложения с обобщенным значением в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях

Анализ образцов текстов разных стилей. Составить предложения-ответы на подобранные учащимися вопросы

Найти в газете репортаж, определить, в каком стиле он написан. Проанализировать в нем, языковые средства

54

Систематизация и обобщение изученного по теме  «Односоставные предложения»

1

Урок

повторительно-обобщающий

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов

Уметь различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, проводить синтаксический разбор односоставного предложения, расставлять знаки препинания в сложном предложении путем, определения особенностей грамматических основ, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы, анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определенно-личных предложений, включать неопределенно-личные предложения в сюжетные тексты, а безличные предложения - в миниатюрные зарисовки явлений природы

Сочинения- миниатюры с включением односоставных предложений

§179

Упр.233. Найти грамматические основы предложений, указать, каким членом предложения является инфинитив

55

Особенности строения полных и неполных предложений

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении

Знать общее понятие неполных предложений, сферу их употребления; уметь опознавать их a тексте, заменять неполные полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться в разговорной речи, правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых есть неполные

Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные. Проанализировать язык комедии Ц.И.Фонвизина «Недоросль»

(действие 4, явление 8} с точки зрения использования в сцене неполных предложений. Ответить на вопрос: какие условия позволяют использовать в речи неполное предложение?

Упражнение 245. Выразительно прочитать, определить виды простых предложений. Ответить на вопрос: почему в стихотворении используются односоставные и неполные предложения? Упр.242, выписать из газет заголовки, которые являются неполными предложениями. Указать, какие члены предложения в них пропущены

56

Контрольная работа

1

Урок контроля

Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений

Уметь различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные, определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать, употреблять в речи

Зачет

Упр.236.

Определить типы односоставных предложений. Записать 2 высказывания, объяснить в них постановку знаков препинания

57

Р/Р Риторический вопрос как средство выразительности речи

1

Урок развития речи

Риторический вопрос как средство выразительности речи

Уметь сравнивать близкие по смыслу

повествовательные предложения и риторические вопросы, понимать строение риторических вопросов, характерную для них интонацию, правильно пунктуационно оформлять, использовать риторический вопрос как одно из синтаксических средств выразительности речи, выявлять риторические вопросы как самостоятельные предложения, так и в составе сложного, определять их функции

Наблюдение над текстами. Творческое списывание. Запись по памяти

Написать сочинение- миниатюру с лингвистическим заданием: употребить в начале или конце сочинения риторический вопрос{«Удивительное рядом», «Как не любить родную природу!»}

Простое осложненное предложение 45 ч.

58

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах

1

Урок усвоения нового материала

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Знать особенности однородных членов предложения; уметь опознавать однородные члены, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, при чтении соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, составлять схемы предложений, различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами

Выборочное письмо с составлением схем. Ответить на вопрос: что нового вы узнали об однородных членах?

§186, 1.87, 21

(обобщающие

слова)

Упр. 250.

Прочитать, составить схемы однородных членов предложения, обозначая в них разные ряды, Упр.251. Составить предложения с однородными членами

59

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

1

Урок усвоения нового материала

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения, определять оттенки: 1} противопоставления, контрастности, уступки и несоответствия, выражаемые противительными союзами, 2} чередования или неопределенности оценки явлений, выражаемые разделительными союзами

Комментированное письмо, составление схем.

Конструирование предложений по схемам

§187

Упр.256, Вставить подходящие по смыслу союзы, записать, расставить знаки препинания, составить схемы 1 и 2 предложений. Упр.258, исправить предложения с однородными членами

60

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

1

Урок закрепления изученного

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синонимичную замену союзов при однородных членах, применять правила пунктуации о наличии или отсутствии запятой между однородными членами

Составление предложений с данными рядами однородных членов. Графический диктант

Упр.262, Записать, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, выделить повторяющиеся союзы при однородных членах. Упр.267. Составить предложения с устойчивыми сочетаниями слов

61

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них

1

Урок усвоения нового материала

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них

Знать, что такое обобщающие слова; уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять их место по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей

Составить схемы, вставить в предложения обобщающие слова. Составить алгоритм применения правила

§189

Упражнение 278, Записать предложения, расставить знаки препинания, найти обобщающие слова и составить схемы. Упр.274. Составить предложения в соответствии со схемами

62

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них

1

Урок закрепления изученного

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них

Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именным составным сказуемым, распознавать логические категории рода, вида, общего и частного, правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей

Изменить взаиморасположение однородных членов и обобщающих слов. Составить связное высказывание, включив в него изученные синтаксические конструкции

Теория. Повторить §186-188. У по. 2.80. Прочитать, озаглавить, записать текст, согласуя имена существительные в том же падеже, что и обобщающие слова, расставить знаки препинания. Упр.281. Исправить ошибки в  согласовании однородных членов предложения и обобщающих слов. Упр.284. Ответить устно на вопрос, употребляя однородные члены и обобщающие слова: чем хороша пора зимних каникул?

63

Р/Р Разновидность рассуждения - сравнение

1

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение. Композиция текста, языковые средства сцепления его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий

Уметь создавать текст- рассуждение на лингвистическую тему, текст-сравнение, сохранять композицию текста этого типа, подбирать языковые средства для сцепления его частей, выражения сходство и различия сопоставляемых языковых явлений, строить высказывания на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), соблюдать на письме нормы русского языка

Сочинение («В чем сходство и различие краткой формы прилагательного и причастия?» и др.)

Повторение

64

PIP Однородные члены предложения кок средства выразительности речи

1

Урок развития речи

Однородные члены предложения как средства выразительности речи. Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений

Уметь на примерах художественного текста выявлять функции однородных членов предложения как синтаксического средства выразительности речи, определять параллелизм предложений, находить данное средство выразительности в художественном тексте, предупреждать ошибки в речи при использовании однородных членов предложений и исправлять их

Выборочный диктант, творческая работа: описание картины

Прочитать рассказ В. Астафьева (упр.266) и написать сочинение на тему «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» о его авторе?»

65

Однородные и неоднородные определения

1

Урок усвоения нового материала

Однородные и неоднородные определения

Знать однородные и неоднородные определения; уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений и правильно ставить знаки препинания

Списывание с грамматическим заданием. Структурировать теоретический материал §189 (схема, план, конспект)

§189

Упр.289, Опираясь на схему, рассказать об особенностях синтаксической связи определяемого слова с однородными и неоднородными определениями. Упр.288, Прочитать, указать однородные и неоднородные определения и обозначить, чем они выражены

66

Однородные и неоднородные определения

1

Урок закрепления изученного

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в переносном и прямом значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно пунктуационно оформлять на письме

Предупредительный

диктант

§189

Упр.291. Записать, расставить знаки препинания и составить схемы их расстановки в предложениях с однородными членами

67

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

Повторительно-обобщающий урок

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать их, соблюдая интонационные особенности

Графический

диктант,

взаимодиктант

Упр.295,

Прочитать текст, определить его тип. Записать, расставить знаки препинания, составить схемы

68

Контрольная работа

1

Урок контроля

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Уметь опознавать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах и без них, составлять схемы предложений с однородными членами, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами, употреблять предложения с однородными членами в текстах разных стилей, читать предложения с однородными членами, соблюдая их интонационные особенности, анализировать текст: определять тему, основную мысль, количество микротем, стиль, тип речи, выделять характерные для стиля языковые средства и стилистические приемы, анализировать правописание отдельных слов и пунктуацию в предложении

Комплексный анализ текста

Упр.296.

Подготовить

устное

высказывание по вопросам и заданиям

69

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах

1

Урок

повторительно-обобщающий

Правописание гласных 0, И, Е после шипящих в суффиксах. -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных

Уметь делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи, приводить собственные примеры, применять правила на письме, работать в группе

Устные сообщения на основе обобщающих таблиц {упр.299, 300, 302, 306),

самостоятельная работа в группах

§190

Прочитать, подобрать примеры из ранее изученного материала или из изучаемого литературного произведения. Упр.308, составить предложения с краткими прилагательными и краткими страдательными причастиями, определить их синтаксическую функцию в предложениях

70

71

P/P Рассуждение на литературную тему

2

Уроки развития речи

Композиция сочинения- рассуждения. Рассуждение на основе литературного произведения

Уметь создавать текст- рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение

Составление композиционной схемы фрагмента из статьи С.Я. Маршака «Слово в строю». Отбор материала к сочинению «Почему на суде Гринев перестал доказывать свою невиновность?»

Сочинение

72

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

1

Урок усвоения нового материала

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь выделять интонационно обособленные члены, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах

Комментированное

письмо

§190, 191, 176 Упр.33.4. Записать предложения, заменить 2 простых предложения обособленным причастным или деепричастным оборотом, подчеркнуть обособленные члены предложения

73

Обособление

согласованных

определений

1

Урок усвоения изученного

Обособление согласованных определений

Знать общие условия обособления согласованных определений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному; интонационно правильно произносить их и оформлять на письме

Конструирование предложений. Замена необособленных определений обособленными

§192 Упр.322. Составление предложений с причастными оборотами, составление схем. Упр.319.

Прочитать, соблюдая правильную интонацию, заменить обособленные определения необособленными, и наоборот. Составить интонационные схемы 2, 3 предложения

74

Обособление согласованных определений

1

Урок закрепления изученного

Обособление согласованных определений

Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов

Выразительное чтение примеров. Оценка случаев обособления и не обособления определений

Упр.323.

Образовать от глаголов причастия; согласовать их с определяемыми словами. Записать, расставить знаки препинания

75

Обособление несогласованных определений

1

Урок усвоения нового материала

Несогласованные определения и их обособление

Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их, интонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме

Объяснительный диктант, полный синтаксический разбор предложения. Составить план устного сообщения «Условия обособления согласованных и несогласованных определений»

§193,176 Упражнение 338. Записать предложения, обособляя, где нужно, определения и вставляя пропущенные орфограммы

76

77

Р/Р Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте

2

Уроки развития речи

Изложение с грамматическим заданием.

Заглавие как средство связи предложений в тексте

Знать роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка; уметь художественно эмоционально,  выразительно передавать содержание услышанного текста, самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте, использовать в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы русского языка

Изложение с

грамматическим

заданием

Повторение

78

Обособление определений с обстоятельственным оттенком

1

Урок закрепления изученного

Обособление определений с

обстоятельственным

оттенком

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, интонационно правильно читать предложения, понимать и определять изобразительновыразительные функции обособленных определений в речи

Сформулировать вывод об общих правилах обособления согласованных и несогласованных определений. Диктант «Проверяю себя»

Упр.326. Преобразовать предложения, заменив сложные предложения обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, имеющими обстоятельственное значение

79

Обособленные приложения

2

Урок усвоения нового материала

Обособление приложений

Знать условия обособления приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений

Цифровой диктант, выборочный диктант

§194

Упр.349. Подобрать к выделенным словам

обособленные приложения, записать. Упр.350. Списать, вставить вместо точек распространенные приложения, согласуя их с определяемыми словами

80

Обособленные приложения

Урок закрепления изученного

Обособление приложений

Уметь опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать их в разных стилях и типах речи

На основе опорных словосочетаний составить предложения с обособленными и необособленными приложениями.

Взаимодиктант

§191-194

Упр.356, Записать текст, согласуя определения с определяемыми словами. Составить доверенность и расписку, назвать приложения и условия их обособления

81

Обособление дополнений

1

Урок усвоения нового материала

Обособление дополнений

Знать условия обособления дополнений; уметь узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений {производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно оформлять

Распределительный

диктант

§195 (план)

Упр.364. Составить предложения со словосочетаниями, используя их в качестве обособленных

уточняющих дополнений

82

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

1

Урок

усвоения

нового

материала

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, использовать в речи, уметь заменять синонимичными конструкциями

Объяснительный

диктант

§196

Упр. 3 72. Списать, составить схемы расстановки знаков препинания. Объяснить

подчеркнутые

орфограммы

83

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

1

Урон закрепления изученного

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с причастным оборотом, исправлять ошибки в предложениях, интонационно правильно произносить их, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно- выразительные средства в художественной речи

Придумать и записать

предложения,

используя  в них

одиночные

деепричастия,

фразеологические

обороты

§196

Упр.379. Записать предложения, расставляя недостающие запятые, составить схемы, устно объяснить подчеркнутые орфограммы

84

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

1

Повторительно-обобщающий урок

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и

синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

Из текстов изученных художественных произведений выписать предложения с КАК, объяснить наличие или отсутствие знаков препинания

85

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

Урок усвоения нового материала

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них

Творческий диктант

§197(план параграфа) Упр.384. Составить предложения с данными

словосочетаниями. Упр.386. Записать предложения, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Составить схемы предложений

86

87

Р/Р Киносценарий как одна из

композиционных форм сочинения

2

Уроки развития речи

Киносценарий как одна из форм сочинения

Знать особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинение в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики

Составление фрагментов киносценария на основе 5 главы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка » (составление текста для закадрового голоса; диалогов, определения состава действующих лиц)

Повторение

88

Обособление уточняющих членов

предложения

1

Урок усвоения нового материала

Обособление уточняющих членов

предложения

Знать, что такое

уточняющие, уточняемые

члены предложения, условия

их обособления; уметь

отличать уточняющие

члены предложения от

обособленных оборотов;

опознавать уточняющие

члены на основе семантико-интонационного анализа

высказывания, выделять на письме запятыми

Выразительное

чтение предложений.

Составление

предложений.

Синтаксический

разбор

§198

Упр.391. Записать,

расставить знаки

препинания,

определить, в каких

предложениях есть

уточняющие

обстоятельства.

Упр.383. Составить

небольшое

описание (5-7

предложений} на

одну из тем («Вид

из окнах, «Моя

комната»),

используя

уточняющие

обстоятельства места и времени

89

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

1

Урок закрепления изученного

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими,

присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, пунктуационно оформлять на письме

Диктант «Проверяю себя»

§190-198

Упр.402. Записать предложения, расставить знаки препинания; составить схемы расстановки знаков.

Упр.504, Записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть уточняющие члены предложения

90

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

1

Повторительно-обобщающий урок

Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи

Уметь правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи {слитное, раздельное, дефисное), группировать слова по видам орфограмм

Сформулировать правило на основе примеров (упр.406, 408, 411). Осложненное списывание

Упр.41.3.

Прочитать отрывок из рассказа И. С. Соколова- Микитова. Определить основную мысль, записать текст, объясняя графически правописание орфограмм

91

Систематизация  и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»

1

Повторительно-обобщающий урок

Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении, Наблюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи

Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями,  отличия в обособлении согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами

Предупредительный диктант. Редактирование текста

Подготовить устное сообщение на выбор: «Сходство и различие между обособленными согласованными и несогласованными определениями», «Отличия в обособлении согласованных определений и приложений»

92

Контрольная работа

1

Урок контроля

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

Повторение

93

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

1

Урок усвоения нового материала

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения

Заполнить таблицу «Значения вводных слов» своими примерами. Упр.416. Записать слова Л. В. Щербы, включив их в предложение с прямой речью. Ответить на вопрос: почему известный лингвист считает филологию не только наукой, но и искусством?

§199

Составить опорный конспект. Упр.420. Записать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить вводные слова

94

Предложения с вводными славами, словосочетаниями и предложениями

1

Урок закрепления изученного

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимичную замену вводных слов

Взаимодиктант

§199. Упр.425. Перестроить сложные предложения в простые с вводными словами. Упр.423. Придумать предложения с данными словами и словосочетаниями

95

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

1

Урок закрепления изученного

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций

Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предметов, иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, опознавать вставные конструкции, выразительно читать предложения с вводными и вставными конструкциями, расставлять знаки препинания ни письме

Составление связных текстов на заданные темы с включением вводных слов, предложений, определяющих отношения между отдельными мыслями и отдельными частями

Упр.42'7.

Прочитать, соблюдая правильную интонацию, записать, расставляя знаки препинания при вводных предложениях

96

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

1

Урок усвоения нового материала

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях; уметь расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями

Предупредительный диктант, выразительное чтение

§200

Упр.445.

Определить тему, основную мысль отрывка из стихотворения. Записать текст, объяснить знаки препинания при обращении, определить его роль в поэтическом тексте. Упр.446. Распространить одиночные обращения

97

Обращение, его функции и способы выражения, выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официальноделовом стиле

1

Урок закрепления изученного

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Наблюдение за употреблением обращения в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и под лежащие двусоставного предложения

Упр.443. Прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няне», записать текст. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях с обращениями. Ответить на вопрос: какие еще языковые средства служат средством выражения авторского отношения?

§200

Упр.455. Сочинение- рассуждение на тему «Что общего между обращением и вводными словами и чем они различаются ».

Упр.450. Выписать из текста художественного или

публицистического стиля несколько предложений с риторическим обращением

98

Р/Р Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

1

 Урок развития речи

Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный»,

«публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, обращения, риторические обращения и вопросы, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения

Подготовка рабочего материала (выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления)

Подготовить публичное выступление на одну из тем:

«Телевидение: слабые и сильные стороны», «Зачем нужно изучать русский язык?»

99

100

Р/Р Психологический портрет. Сочинение- описание

2

Уроки развития речи

Психологический портрет

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание-описание внешности человека с учетом его психологического состояния

Сочинение-психологический портрет на основе репродукции

Повторение

101

Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса

7

Повторительно- обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении

Уметь выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания; целесообразно использовать различные виды предложении в соответствии с содержанием и условиями высказываний; различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слово, словосочетания и предложения с учетом, содержания, стиля высказывания; соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы

Взаимодиктант

§198-200

Упр.467. Записать, расставить знаки препинания, составить схемы предложений

102

Контрольная работа

1

Урок контроля

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Знаки препинания в простом предложении

Уметь выделять грамматическую основу предложения, различать односоставные и двусоставные предложения, выбирать из

синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания; целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказываний; различать неполные и односоставные предложения, правильно строить предложения с однородными и обособленными членами, использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказывания; соблюдать синтаксические и пунктуационные нормы

Тест

Повторение


Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей

класс

Предмет

Количество

часов

Программа

Темы занятий

8

Русский язык

14

Р.И. Альбеткова Основы русской словесности. От слова к словесности

1.Многообразие языковых средств и их значение.

2. Словесные средства выражения комического

3. Текст и его признаки. Тема и идея текста.

4. Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

5. Великие художественные произведения. Развитие чувства стиля

6. Понятия: образ героя, литературный герой, 'характер, типический герой

7.Стихошворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

8. Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения  идеи произведения.

9. Сочинение-рассуждение об идейно- художественном

своеобразии драматического произведения.

10. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций, на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы,  идеи, рода, вида, жанра, стиля.

11.Воздействие Библии но русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

12.Мифологические образы в русской литературе Значение использования мифологических образов 13.Использование жанров народной словесности, тем. мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем.

14. Создание собственных произведений с использованием традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс

Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...