Конспект открытого урока русского языка по теме «Причастный оборот»,
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Арамян Нунэ Генриховна

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причстный оборот" предназначен для формирования у учащихся умения определять границы причастного оборота в предложении,выработки практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, развития логического мышления и  интеллектуальных исследовательских умений: анализировать, обобщать, делать выводы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iv.5.konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx420.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка

по теме «Причастный оборот», 7 класс

(учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой)

Цели урока:

- образовательные: 

  • формирование умения определять границы причастного оборота в предложении;
  • формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.

- развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • развитие интеллектуальных исследовательских умений: анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развитие умения мыслить самостоятельно;
  • развитие умения работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

- воспитательные:

  • воспитание культуры общения;
  • формирование познавательного интереса к предмету;
  • воспитание любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.

Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, презентация с текстами и схемами, изображениями собак, репродукцией картины Е. Широкова «Друзья».

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Орфографическая пятиминутка.

Проводится фронтально, устно (слайд с текстом).

Задание

Объясните правописание гласных в словах с пропущенными буквами.

Рано наступивш.. зимняя ночь, казалось, погрузила  весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Луна, показавш..яся из-за облачка, усиливала ощущение волшебства, окутавш.. землю. Опьяняющ..  морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, никак не сочетавш..ся с окружающ.. тишиной.

  1. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.

- К какой части речи относятся слова с пропусками? Докажите, вспомнив определение причастия. Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.

- Может ли причастие быть зависимым словом? Иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.

- Какова синтаксическая функция причастия?

Задание 1

- Перед вами тот же текст (слайд с текстом), но некоторые словосочетания в нем выделены. Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение и дайте определение причастного оборота. (ПО – это причастие с зависимыми словами.)

Рано наступившая зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую ярко засветившуюся звезду. Луна, показавшаяся из-за облачка, усиливала ощущение волшебства, окутавшую землю. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, никак не сочетавшееся с окружающей тишиной.

Задание 2

- Перед вами тот же текст без причастных оборотов (слайд с текстом). Сравните его с первоначальным вариантом.

Зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую звезду. Луна усиливала ощущение волшебства. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение.

- Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи? (Использование причастных оборотов придает тексту динамику, образность, яркость описания, художественность.)

Задание 3

- Попробуйте вставить в этот текст другие причастные обороты, создающие картину ночи (слайд с вариантом текста).

Долго не наступавшая зимняя ночь наконец погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую только что появившуюся звезду. Луна, выглядывающая из-за облачка, усиливала ощущение волшебства, преобразившего землю. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, нарушавшее всеобщий покой.

  1. Словарно-терминологическая работа.

- Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастным оборотом. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит обособить? Найдите корень в этом слове и подберите к нему однокоренные слова.

Обособить – выделить особо. (Обособление, особенный, обособленный, обособиться)

  1. Сообщение сильного ученика (на основе опережающей домашней работы).

Обособить – выделить особо, ограничить.

Обособление – выделение, ограничение.

Особенный – не такой, как все, исключительный.

Обособленный – стоящий особняком, отдельный.

Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение.

  1. Поисковая работа учащихся.

- Сравните два предложения и подумайте, от чего зависит обособление причастного оборота. (Слайд с предложениями)

1) Снаружи моросил дождь, |сопровождающийся небольшими раскатами грома|.

2) Снаружи моросил |сопровождающийся небольшими раскатами грома| дождь.

  1. Творческая работа учащихся. Описание картины Е. Широкова «Друзья» (слайд с репродукцией картины).

C:\Users\Администратор\Desktop\Shirokov_Druziya_1.jpg

- Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слово «друг»?

- Каким он должен быть?

- Обязательно ли это человек?

- Согласны ли вы с мнением, что собака – лучший друг человека?

Несколько тысяч лет тому назад люди приручили дикого предка нашей собаки. Точно известно, что собака – это одно из самых первых домашних животных. Одомашнивание и искусственный отбор сказались на свойствах и строении тела собаки; а также привели к образованию более трёхсот пород собак. (Слайды с изображением разных пород собак.)

C:\Users\Администратор\Desktop\-чау-e1495474832568.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\-корги-e1495475889821.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Шелти.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\-колли-e1495473301401.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\-зеннехунд-e1495399517725.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\-e1495404398167.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\-шпиц-e1495476773238.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\-апсо-e1495476274894.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\-собака-e1495474693704.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\-маламут-e1495398427643.jpg

Уже в течение нескольких веков собака – помощник и друг человека.

Умело сочетая врождённые рефлексы этих животных и вновь появившиеся, люди научили собак выполнять десятки, сотни самых различных функций.

Задание: спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?

Собака выр..сшая возле стада и обученная опытными чабанами ст..новится их незаменимым помощ(?)ником.

Собака выдре(с,сс)ированная с возр..ста щенка, наученная по зап..ху и следу находить людей и разные вещи несёт сыскную службу.

Это верный друг и спутник во многих делах. Собаки помогают людям потерявшим зрение.

Собака наученная отл..чать и находить дичь может достать упавшую в воду подстреленную птицу, выгнать зверя на выстрел охотника.

Пр..ученная к ст..рожевой службе собака хорошо сидит в засаде. Она оказывает неоц..нимую помощь нашим доблес..ным бойцам-пограничникам в охране рубежей Родины.

  1. Творческие задания (дифференцированные).

Для сильных учеников:

  1. - Описать картину Е. Широкова «Друзья», используя причастные обороты. Обозначить их графически.

Для основной части класса:

- По данному началу («Нет на свете человека, который не нуждался бы в дружбе, потому что друг ‒ это самое родное и близкое существо на свете…») составьте текст из 4-5 предложений, включив в них обособленные и необособленные причастные обороты. Обозначьте их графически.

Для слабых учеников:

- Для описания картины составьте причастные обороты с причастиями «опечаленный», «заболевший», «переживающий».

  1. Итоги урока. Оценка деятельности класса.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание (дифференцированное).

Для слабых учеников: выполнить упражнение из учебника.

Для основной части класса: найти и исправить ошибки в предложениях с причастным оборотом (карточки с предложениями раздаются учащимся на дом).

  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
  2. Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
  3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
  4. Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь.
  5. Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.
  6. Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
  7. Это была вторая по счету, одержанному спортсменом, победа.
  8. В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.
  9. Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.
  10. Рассуждавший ученик о незнакомом материале выглядел смешным.

Для сильных учеников: работа с текстом (карточки с текстом раздаются учащимся).

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов. «Суконный язык».)

- Всегда ли уместно употребление причастий?

- Почему этот текст вызывает улыбку?

- К чему приводит избыточное употребление причастий?

- Отредактируйте текст, сохранив, где это необходимо, причастные обороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»

Завершающий урок по теме «Имя числительное».Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи....

Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"

Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....