Конспект открытого урока русского языка по теме «Причастный оборот»,
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причстный оборот" предназначен для формирования у учащихся умения определять границы причастного оборота в предложении,выработки практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, развития логического мышления и интеллектуальных исследовательских умений: анализировать, обобщать, делать выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iv.5.konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 420.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка
по теме «Причастный оборот», 7 класс
(учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой)
Цели урока:
- образовательные:
- формирование умения определять границы причастного оборота в предложении;
- формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.
- развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие интеллектуальных исследовательских умений: анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие умения мыслить самостоятельно;
- развитие умения работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
- воспитательные:
- воспитание культуры общения;
- формирование познавательного интереса к предмету;
- воспитание любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение
Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, презентация с текстами и схемами, изображениями собак, репродукцией картины Е. Широкова «Друзья».
Ход урока
- Организационный момент.
- Орфографическая пятиминутка.
Проводится фронтально, устно (слайд с текстом).
Задание
Объясните правописание гласных в словах с пропущенными буквами.
Рано наступивш.. зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Луна, показавш..яся из-за облачка, усиливала ощущение волшебства, окутавш.. землю. Опьяняющ.. морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, никак не сочетавш..ся с окружающ.. тишиной.
- Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.
- К какой части речи относятся слова с пропусками? Докажите, вспомнив определение причастия. Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
- Может ли причастие быть зависимым словом? Иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.
- Какова синтаксическая функция причастия?
Задание 1
- Перед вами тот же текст (слайд с текстом), но некоторые словосочетания в нем выделены. Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение и дайте определение причастного оборота. (ПО – это причастие с зависимыми словами.)
Рано наступившая зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую ярко засветившуюся звезду. Луна, показавшаяся из-за облачка, усиливала ощущение волшебства, окутавшую землю. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, никак не сочетавшееся с окружающей тишиной.
Задание 2
- Перед вами тот же текст без причастных оборотов (слайд с текстом). Сравните его с первоначальным вариантом.
Зимняя ночь, казалось, погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую звезду. Луна усиливала ощущение волшебства. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение.
- Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи? (Использование причастных оборотов придает тексту динамику, образность, яркость описания, художественность.)
Задание 3
- Попробуйте вставить в этот текст другие причастные обороты, создающие картину ночи (слайд с вариантом текста).
Долго не наступавшая зимняя ночь наконец погрузила весь мир в сон и покой. Мы вышли в сад и заметили на небе первую только что появившуюся звезду. Луна, выглядывающая из-за облачка, усиливала ощущение волшебства, преобразившего землю. Опьяняющий морозный воздух бодрил и создавал веселое настроение, нарушавшее всеобщий покой.
- Словарно-терминологическая работа.
- Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастным оборотом. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит обособить? Найдите корень в этом слове и подберите к нему однокоренные слова.
Обособить – выделить особо. (Обособление, особенный, обособленный, обособиться)
- Сообщение сильного ученика (на основе опережающей домашней работы).
Обособить – выделить особо, ограничить.
Обособление – выделение, ограничение.
Особенный – не такой, как все, исключительный.
Обособленный – стоящий особняком, отдельный.
Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение.
- Поисковая работа учащихся.
- Сравните два предложения и подумайте, от чего зависит обособление причастного оборота. (Слайд с предложениями)
1) Снаружи моросил дождь, |сопровождающийся небольшими раскатами грома|.
2) Снаружи моросил |сопровождающийся небольшими раскатами грома| дождь.
- Творческая работа учащихся. Описание картины Е. Широкова «Друзья» (слайд с репродукцией картины).
- Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слово «друг»?
- Каким он должен быть?
- Обязательно ли это человек?
- Согласны ли вы с мнением, что собака – лучший друг человека?
Несколько тысяч лет тому назад люди приручили дикого предка нашей собаки. Точно известно, что собака – это одно из самых первых домашних животных. Одомашнивание и искусственный отбор сказались на свойствах и строении тела собаки; а также привели к образованию более трёхсот пород собак. (Слайды с изображением разных пород собак.)
Уже в течение нескольких веков собака – помощник и друг человека.
Умело сочетая врождённые рефлексы этих животных и вновь появившиеся, люди научили собак выполнять десятки, сотни самых различных функций.
Задание: спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?
Собака выр..сшая возле стада и обученная опытными чабанами ст..новится их незаменимым помощ(?)ником.
Собака выдре(с,сс)ированная с возр..ста щенка, наученная по зап..ху и следу находить людей и разные вещи несёт сыскную службу.
Это верный друг и спутник во многих делах. Собаки помогают людям потерявшим зрение.
Собака наученная отл..чать и находить дичь может достать упавшую в воду подстреленную птицу, выгнать зверя на выстрел охотника.
Пр..ученная к ст..рожевой службе собака хорошо сидит в засаде. Она оказывает неоц..нимую помощь нашим доблес..ным бойцам-пограничникам в охране рубежей Родины.
- Творческие задания (дифференцированные).
Для сильных учеников:
- - Описать картину Е. Широкова «Друзья», используя причастные обороты. Обозначить их графически.
Для основной части класса:
- По данному началу («Нет на свете человека, который не нуждался бы в дружбе, потому что друг ‒ это самое родное и близкое существо на свете…») составьте текст из 4-5 предложений, включив в них обособленные и необособленные причастные обороты. Обозначьте их графически.
Для слабых учеников:
- Для описания картины составьте причастные обороты с причастиями «опечаленный», «заболевший», «переживающий».
- Итоги урока. Оценка деятельности класса.
- Рефлексия.
- Домашнее задание (дифференцированное).
Для слабых учеников: выполнить упражнение из учебника.
Для основной части класса: найти и исправить ошибки в предложениях с причастным оборотом (карточки с предложениями раздаются учащимся на дом).
- Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
- Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
- Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
- Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь.
- Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.
- Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.
- Это была вторая по счету, одержанному спортсменом, победа.
- В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.
- Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.
- Рассуждавший ученик о незнакомом материале выглядел смешным.
Для сильных учеников: работа с текстом (карточки с текстом раздаются учащимся).
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов. «Суконный язык».)
- Всегда ли уместно употребление причастий?
- Почему этот текст вызывает улыбку?
- К чему приводит избыточное употребление причастий?
- Отредактируйте текст, сохранив, где это необходимо, причастные обороты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»
Завершающий урок по теме «Имя числительное».Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи....
Урок-путешествие в страну "Русского языка". Урок-закрепление по теме "Причастный оборот"
Урок-закрепление по теме "Причастный оборот". Групповая система работы, используются электронные средства...
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
Технология критического мышления...
урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе
Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....