Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Технология критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.docx | 20.03 КБ |
spp_s_pridatochnymi_usloviya.pptx | 124.22 КБ |
razdat._material.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
Технология критического мышления
Урок открытия нового знания
Цели урока:
- закрепить полученные знания о СПП;
-повторить сведения об изученных видах придаточных предложений,
-научиться определять вид изучаемого придаточного предложения;
- усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,
-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- презентация в программе «PowerPoint»
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Рада нашей встрече и знакомству, надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?
2. Мотивация.
- Дополните термины, используемые в языкознании.
Слайд 1
1.Второстепенные и главные (члены предложения)
2.Самостоятельные и служебные (части речи)
3.Совершенный и несовершенный (вид)
4.Деепричастный и сравнительный (обороты)
6.Односоставные и двусоставные (простые предложения)
7.Гласный и согласный (звуки)
8.Краткие и полные (прилагательные, причастия)
9.Главная и придаточная (части СПП)
3. Подготовка к изучению новой темы.
Слайд 2
- Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.
- Если вы активно будете работать, урок получится интересным.
- Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
- Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих
- Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?
- По своей структуре какого типа эти предложения?
- Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?
- Тогда назовите тему нашего урока. Слайд 3
4. Целеполагание.
- Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия».
- Сформулируем цели. Слайд 4
5. Актуализация знаний.
- На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.
Слайд 5
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
• Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
• Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
• Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
• Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
6. Изучение нового материала.
- Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?
- Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Обратимся к анализу подобных, выполняя упр.154 (первые 6 предложений), не забывайте про алгоритм.
- Первые два предложения у доски. Затем работают в паре.
- Сделаем вывод: какие особенности предложения позволяют определить его как СПП с придаточным условия?
Слайд 6
1. Содержат: условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения.
2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК.
3. Отвечают на вопросы: при каком условии?
4. Используются союзы: если (если… то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если).
5. Место по отношению к главному предложению: любое.
7. Психологическая разрядка.
- А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи, закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо… Вернитесь в реальность.
8. Закрепление полученных знаний.
Слайд 7
- По данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.
а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.
, (если…).
б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.
(Раз…), .
в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.
, (если…), .
Слайд 8
Проверка по эталону
1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете.
2. Раз так долго нет писем, что-то случилось.
3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.
9. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания.
- Вспомним тему урока.
- Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?
- Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?
Слайд 9
Д/з упр.154 (7-11), параграф 12.
10. Выставление оценок.
Слайд 10
Дополнительное задание.
Записать сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.
3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
Слайд 11
- СПП с придаточными условными:
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
- СПП с придаточными, внешне сходными с ними:
1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. (СПП с придаточным изъяснительным.)
2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)
При подготовке использованы материалы урока Н. Блажко/ http://pandia.ru/text/78/005/5445.php
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты. Если вы активно будете работать, урок получится интересным. Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено. Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих.
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия Девятнадцатое января. Классная работа.
Цели урока Повторить (что?) Узнать (что?) Учиться (чему?)
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения 1 ) найти грамматические основы, 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения, 3) поставить вопрос от главного к придаточному, 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, 5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
Особенности СПП с придаточными условия 1. Содержат: условие, при котором протекает или может протекать действие главного предложения. 2. Главное предложение может начинаться с частиц ТО и ТАК . 3. Отвечают на вопросы: при каком условии? 4. Используются союзы: если ( если … то), если бы, как скоро, раз, коли, ежели, когда (= если). 5. Место по отношению к главному предложению : любое.
Конструирование предложений а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с. , (если…). б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго. (Раз…), . в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный. , (если…), .
Проверьте себя 1. Мне бы хотелось встретиться с вами во вторник, если вы не возражаете. 2. Раз так долго нет писем, что-то случилось. 3. С каждой ветлы, если встать под ветки, капает обильный дождь.
Домашнее задание § 12 упр. 154 (7-11): подчеркнуть грамматические основы, обозначить средства связи в СПП, определить вид придаточной части.
Дополнительное задание Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид). 1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места. 2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. 3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. 4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
Проверьте себя СПП с придаточными условными: 1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места. 2. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. СПП с придаточными, внешне сходными с ними: 1. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться. (СПП с придаточным изъяснительным.) 2. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. (СПП с придаточным времени.)
Предварительный просмотр:
9 класс
Раздаточный материал
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Задание 1: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части.
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
- Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте.
- Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
- В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
- Там, где растут розы, растут и шипы.
- Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
- Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
- Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
- Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
Задание 2: по данным схемам и словам составьте предложения с придаточными условными.
а) Хотелось, мне, бы, вы, возражаете, не, если, встретиться, во, вами, вторник, с.
, (если…).
б) Нет, что-то, писем, так, раз, случилось, долго.
(Раз…), .
в) Встать, капает, с, ветки, каждой, если, ветлы, под, дождь, обильный.
, (если…), .
Дополнительное задание: запишите сложноподчинённые предложения, расставляя знаки препинания, в два столбика: первый – с придаточными условными, второй – с другими придаточными (определить вид).
1. Когда голова у кого пуста, то голове ума не придадут и места.
2. Учитель сказал, когда нам нужно вернуться.
3. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
4. Когда труд удовольствие, жизнь хороша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Урок русского языка 10 класс (II вид) “ Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели».
Урок русского языка для коррекционной школы II вид...
Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"
quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия»
Технология критического мышления. Урок открытия нового знания...