Конспект открытого урока "Понятие об односоставных предложениях"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект урока "Понятие об односоставных предложениях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока на тему: «Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений».
8 класс
Учитель Кассохова Т.Н.
Цели:
Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
- Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.
- Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
- Изучить новую терминологию.
- Формировать культуру речи учащихся.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей учащихся.
Задачи:
- Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
- Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
- Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.
Обеспечение:
- Презентация в PowerPoint
- Программа для проведения компьютерного теста.
- Бланки для проведения теста.
- Школьная доска.
- Письменные принадлежности. Учебники
Ход урока.
I.Организационный момент.
Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время и перейдем к уроку.
- 2. Мобилизующий этап
- Учитель. Урок начнём с языковой разминки. Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
- Мы не можем стать с..нт..ксически и пунктуацио(н,нн)о гра(м,мм,)отными если не умеем видеть гра(м,мм) аттическую основу.
- - Прочитайте ещё раз предложение, посмотрите внимательно и попробуйте
- определить, почему именно это предложение я взяла для языковой разминки? Чем оно для нас интересно? О чём пойдет речь на уроке?
- - О грамматической основе предложения.
- - А в каком разделе науке о языке мы изучаем грамматическую основу?
- - В синтаксисе.
- - Да, ребята, мы продолжим работу в этом разделе. Сегодня мы работаем в группах и проводим исследовательскую работу, в результате которой должны определить тему урока, цель, и исследовать объект изучения.
- -Каждой группе даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы
- Я умею читать книги.
- Люблю классическую музыку.
- По радио объявили о посадке самолета.
- Мне не спится.
- Какая ночь!
- - Не забывайте нашу языковую разминку в начале урока. Мы говорили о...
- - По какому принципу вы их поделили? (Принцип разделения - состав основы предложений.)
- - Какие же здесь предложения? Предложение двусоставное и односоставные.)
2. Определение темы урока учениками.
- - Что мы уже знаем? Двусоставные предложения.
- -Чем выражены главные члены в этом предложении?
- - Подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное. (Глагол в форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)
- - Чего мы ещё не знаем? (Односоставные предложения.)
- - Какова же тема нашего урока?
- (Односоставные предложения. Виды односоставных предложений)
- - А каковы цели? (Слайд). Помогаю определять цели.
- - (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
- - Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.
- - Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
- - Попробуем сами использовать односоставные предложения.)
III. Анализ текста. Слайд 1.
Запись отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
На доске:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(А.С. Пушкин)
- Подчеркните основы предложений и назовите их вид.
IV. Понятие об односоставных предложениях.
- Какие это предложения по наличию главных членов предложения?
- Чем отличаются предложения в стихотворении? (Строением, грамматической основой. 1-е и последние части– односоставные, 2 и 3 – двусоставные)
- Как вы это определили? (По грамматической основе)
Работа над темой.
- Итак, вы уже знаете, что по своим грамматическим основам простые предложения бывают двусоставными и односоставными. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена, причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его вообще не может быть.
Поэтому по форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы, а какие мы сейчас узнаем.
Слайд 2
V. Первичное закрепление
1. Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения (в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.
1) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени...
**,
(М. Кольцов) 6) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)
2. Выполните тест (с самопроверкой). Слайд. Работа по группам групповая
• 1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 10 б). 2 в) 3 г). 4
• 2.Какое предложение не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
•
3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!
•
4. Найдите назывное предложение.
а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
•
5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
Проверь себя.
1.г).
2. г). Слайд
3. б).
4. б).
5. б).
VI. Работа над типами предложений.
1.Назывные.
- Какова роль предложений с главным членом подлежащим в тексте? (Назвать предметы, о которых идет речь, нарисовать картину словами)
Они так и называются – назывные предложения.
- Стихотворение Фета записывается, подчеркивается основа.
Ш..пот, ро..кое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ноч..ной, ноч..ные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (чувством радости, счастья;
- Определите тему данного текста. (описание ночи и утра, свидание)
- Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста.
- Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например краски. А чем пользуется поэт? (Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства.)
- А Константин Паустовский о языке говорил так: «С русским языком можно творить чудеса». Вы в этом убедились на примере текста стихотворения? (да)
2.Предложения с главным членом сказуемым
- В этих предложениях нет подлежащего. Можно ли понять смысл предложений без второго главного члена? (Да)
- Попробуйте определить действующее лицо в этих предложениях.
- Определить грамматическое значение сказуемого в этих предложениях.
Определенно-личные – сказуемое в форме 1 и 2 лица ед. и мн. Числа наст. – буд время , изъявит – повелит. Накл. Окончания глаголов определенно указывают на лицо и число
- Что можно выразить при помощи определённо-личных предложений?
(Чувства, пожелания, совет, а также сообщить о личном, поделиться сокровенным, когда говорим: люблю, жду, надеюсь).
- Запишем для примера предложение, строчку из стихотворения Прокофьева, всем известную, как:
Люблю берёзку русскую. (Односост. пр; опр-личн; гл.1 л., ед.ч., наст. вр.,изъяв. накл.)
Мойте руки перед едой. (Гл.2.л., мн.ч., повелит. накл.)
Будьте здоровы! (Гл.2 л., мн. ч.,повелит.накл.).
Обобщенно-личные
Ребята, а каков характер предложений, которые я вам приведу для примера?
Как потопаешь, так и полопаешь.
Из пруда не вынешь и рыбку из пруда.
(Обобщённо- личные предложения).
- Как выполняется действие? (Действие производится всеми, любым лицом).
- Поэтому обобщённо- личные предложения используются в пословицах, которые поучительны для всех.
- Привести примеры пословиц, в которых нет подлежащего, эти предложения обобщенно-личные (дети приводят примеры)
Неопределенно-личные
Неопределённо- личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица, множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо.
Безличные предложения
Подлежащего нет и быть не может, действие передаёт состояние человека и природы.
- Запишем предложения:
Не спалось. Вечерело. Хотелось выйти на воздух.
Слайд 7.
VII. Закрепление нового материала.
1.Определить вид односоставного предложения
- Как душно и уныло!
- Чужим умом не проживешь.
- В окно повеяло весною.
- Люблю дымок спаленной нивы.
- О чем сейчас говорят?
- В окно повеяло весною.
- Посмотрите на этот пейзаж.
- Об этом писали в газетах
2. Самостоятельная работа. Найти в тексте односоставные предложения, указать их тип, отметив номера предложений:
1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта. 15. Нахожу его круговращательным. 16. Какие-то начинающиеся и незавершающиеся повороты огромных пространств. 17. В такие минуты чувствуешь себя маленькой песчинкой, летящей к центру водоворота. 18. Мне не спиться. 19. Вспоминаю вчерашнее. 20. Да, из черного не сделаешь белое… 21. Но можно попытаться.
3. Редактирование текста.
Прочитайте текст. Как вы считаете, можно ли использовать текст в таком виде в сочинении или в статье? Почему?
Отредактируйте этот текст, заменив некоторые двусоставные предложения односоставными.
Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.
Или
Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.
(Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.
4. Составить свой текст, используя односоставные предложения.
Утро. Тишина. С вечера крепко подморозило…..
Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Хорошо бы искупаться! Край скалы – удобное место для ныряния…..
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!
VIII. Подведение итогов урока.
- На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической основы (наличие одного или двух главных членов)?
- Как называются предложения с главным членом сказуемым?
- Как называются односоставные предложения с главным членом предложения подлежащим?
Информация о домашнем задании
Всем изучить §.
По группам
. Исследовательская работа «Употребление односоставных предложений в художественных текстах.» Записать отрывки произведений на карточках(Ахматова Цветаева, Тютчев Фет, Блок и др.)5-6 отрывков (на «5»)
Рефлексия
- Сегодня на уроке я узнал ...
- В группе работать мне было..., потому что ...
- Помогал мне ...
- Мешал мне ...
- Больше всего мне понравилось...
- Труднее всего было ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"
В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...
Конспект урока по теме "Односоставные предложения"
урок повторения, обобщения...
Конспект урока "Повторение темы «Односоставные предложения»
Медиаурок с применением компьютеров и интерактивной доски....
План-конспект урока по теме "Односоставные предложения"
Цель урока: познакомить с основными видами односоставных предложений; сформировать умение отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".
Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....
конспект урока русского языка "Односоставные предложения"
конспект содержит характеристику урока, технологическую карту, план-конспект урока, перечень учебно-методических средств...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....