Конспект урока "Повторение темы «Односоставные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Медиаурок с применением компьютеров и интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
"Ивановская основная общеобразовательная школа"
Урок русского языка в 8 классе
Конспект урока
Повторение темы
«Односоставные предложения»
Кошкарова Л.Ю.
учитель русского языка и литературы
Цели:
- Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по теме «Односоставные предложения», обобщение знаний по данной теме, повторение изученного материала.
- Развитие умения строить устное монологическое высказывание на лингвистическую тему; подготовка к сочинению-рассуждению.
- Воспитание эстетического вкуса, повышение культурного уровня учащихся через обращение
к образцовым текстам художников слова; развитие
умения видеть своеобразие односоставных предложений.
Оформление:
- презентация;
- портреты М.В. Ломоносова, А.М. Пешковского,
Л.Н. Толстого.
- таблица «Односоставные предложения»;
- тесты;
- план работы на уроке;
- план характеристики односоставного предложения;
- запись высказываний лингвистов, цитируемыех на уроке;
- карточки с домашним заданием.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютеры, пульты
для голосования.
Ход урока:
- Орг. момент.
- У: Сегодня у нас урок-повторение.
В: Какую тему вы изучали на протяжении нескольких уроков?
В: Какие цели и задачи можно поставить для урока-повторения темы «Односоставные предложения»?
О:………………….
Рассмотрение и обсуждение ответов учащихся, определение цели и задач урока.
У: Постараемся работать активно, дружно, мы все в одной команде.
Итак, приступим. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока. (Слайд № 1)
III. У: Эпиграф к нашему уроку поможет нам настроиться:
(Слайд № 2)
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
У: Сегодня на уроке мы постараемся всматриваться, вслуши-
ваться, вдумваться в каждое предложение, чтобы достичь
Итак, цели нашего урока. (Слайд № 3). Учитель зачитывает:
- Повторить и обобщить материал по теме «Односоставные предложения»;
- увидеть своеобразие односоставных предложений;
- определить роль данных предложений в речи;
- развивать умение строить устное высказывание на лингвистическую тему.
У: Чтобы достигнуть данные цели, вы должны будете применить свои знания и умения. Что же нужно знать и уметь:
(Слайд № 4). Ученики зачитывают:
Знать: признаки всех типов односоставных предложений.
Уметь:
1) отличать односоставные предложения от двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных предложений.
IV. Словарная работа
У: Добиться нашей цели мы сможем, выполнив определённую программу. Запишите слово Программа, обозначьте орфограммы в нём.
В: А каково лексическое значение слова Программа?
О: …………………
(Слайд № 5). Зачитать и записать лексическое значение.
Задание: Подберите однокоренные слова к данному слову. Составьте с ними словосочетание, определите тип связи в них.
В: Какова программа нашего урока?
Зачитать. (Слайд № 6).
V. У: Итак, следующий этап урока - Составление устного монологического высказывание на лингвистическую тему «Виды простых предложений» (Слайд № 7).
VI. Повторение видов односоставных предложений.
1. Повторение и анализ определенно-личных предложений.
У: Внимание к языку, его возможностям люди проявляют давно, наверное, с тех далёких времён, когда появился сам язык.
В России одним из первых пристальное внимание к языковым средствам русского языка проявил М.В. Ломоносов, написавший ряд трудов и в области лингвистики.
(Слайд № 8).
Учитель: Я прочитаю вам слова Ломоносова об одном из видов предложений. Определите, о каких предложениях идёт речь?
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности речи служит».
Ученики: Это высказывание об определенно-личных предложениях.
Учитель. Что вы знаете о данной группе предложений?
Ученики: отвечают.
Задание: Найти определённо-личные предложения (тест) 1 ученик выполняет на интерактивной доске, остальные работают по карточкам.
2. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.
Учитель: Ещё в начале 20 в. известный учёный-лингвист А.М. Пешковский (Слайд № 9) ставил вопрос об особенностях необычных предлдожений, о которых он говорил так:
«Внимание сосредоточено на действии, действую-
щее лицо намеренно устранено, намеренно
представляется как неизвестное, неопределенное».
В: Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?
О: ………………
Задание: Найти неопределённо-личные предложения (тест) - 1 ученик выполняет на интерактивной доске, остальные работают по карточкам.
Проверка.
- Повторение и анализ безличных предложений
- Учитель: Внимание на экран: (Слайд № 10). Видеофрагмент.
В: Какие предложения использовала Даша?
Какие предложения называются безличными? В каких
ситуациях они используются?
О: ………………….
Задание: Найти безличные предложения. (тест). 1 ученик выполняет на интерактивной доске, остальные работают по карточкам.
Проверка.
- Повторение и анализ обощённо-личных предложений.
Задание: расшифровать предложения. (Слайд № 11-12).
Учитель: Основная функция этих предложений – дать совет, предостеречь, уберечь, пояснить, предупредить о последствиях; это житейская мудрость, советы даются всем, каждому; в основном это пословицы - копилка народной мудрости; их краткость и точность выверены временем.
В: О каких предложениях идёт речь? Что вы знаете о них?
Задание: Найти обобщённо-личные предложения (тест) - 1 ученик выполняет на интерактивной доске, остальные работают по карточкам.
Проверка.
- Повторение и анализ назывных предложений.
У: Итак, мы выяснили, что обобщённо-личные предложения, многие из которых являются пословицами, выражают народную мудрость, важную мысль, передаваемую из поколения в поколение.
В: А с помощью какого лит. жанра можно выразить чувства, движения человеческой души?
О:…………..
У: Конечно же это стихи, жанр лирического стихотворения.
Признанным мастером лирики является русский поэт А.А.Фет.
(Слайд № 13).
Учитель: Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его стихах почти нет действия, каждое стихотворение - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду.
Послушайте стихотворение А.Фета.
Звучит пение соловья (аудиозапись) и стихотворение:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
В: Каким настроением проникнуто стихотворение?
В: Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например краски. А чем пользуется поэт?
О:
Да, Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства.
В: Чем необычно это предложение? Какая важная часть речи здесь совсем не присутствует?
Учитель: Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. Другие восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изображать красоту мира.
Л.Н.Толстой, отзываясь об этом стихотворении, отмечал:
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». (Слайд № 14).
В: О каких предложениях идёт речь?
Учитель. Какие предложения называются назывными?
Задание: Найти назывные предложения (тест) - 1 ученик выполняет на интерактивной доске, остальные работают по карточкам.
Проверка.
VII. Самостоятельная работа.
У: Вы повторили все виды односоставных. предложений и теперь можете приступить к самостоятельной работе. (Работа на компьютерах) Индивидуальные задания записаны на карточках, а 2 ученика приглашаются на Грамматический поединок к интерактивной доске. (Слайд № 15).
Проверка.
VIII. Тестирование.
Учитель: Продолжим проверку знаний, выполняя тест. (Тестирование с помощью пультов). Отметка о выполнении.
IX. Работа с таблицей.
Учитель: Выполняя тест, мы ещё раз убедились, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?
О: ……………………………………………..
У: Да, действительно, своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.
Индивидуальное задание:
У: Каждый вид односоставных предложений вносит в речь что-то своё, играет свою роль, определите эту роль, соединив графы таблицы «Роль односоставных предложений в речи.
(Слайд № 14).
X. Домашнее задание. (Слайд № 16).
Подготовка к сочинению-рассуждению.
У: Константин Паустовский о языке говорил так:
«С русским языком можно творить чудеса».
В: Как вы понимаете эти слова?
О: ………………………..
В: Согласны ли вы с писателем ?
(Слайд № 17).
Задание: Продолжите мысль писателя, напишите сочинение-рассуждение о роли односоставных предложений в русском языке, приводя в качестве доказательств примеры из художественной литературы, высказывания лингвистов, примеры из жизни.
В: Какие чудеса мы можем творить, используя их в своей речи?
XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
XII. Организационный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с использованием тренажеров по теме "Односоставные предложения" 8 класс.
Тема учебного занятия:« Односоставные предложения». Продолжительность учебного занятия: 45 минут.Тип учебного занятия: комбинированный урок .Технология:технология обобщения усвоенных...
Конспект урока русского языка для 8 класса по теме "Односоставные предложения"
В папке содержится конспект итогового урока для 8 класса по теме "Односотавные предложения". Использована групповая работа. Проводится проверка знаний по теме....
Конспект урока по теме "Односоставные предложения"
урок повторения, обобщения...
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщение"
Урок обобщающего типа по теме "Односоставные предложения". Может использоваться для повторения и обощения заданной темы в 8- 11 классах....
Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией
Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".
Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....