Конспект урока "Повторение темы «Односоставные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кошкарова Любовь Юрьевна

Медиаурок с применением компьютеров и интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

"Ивановская основная общеобразовательная школа"

Урок русского языка в 8 классе

Конспект урока

Повторение темы

 «Односоставные предложения»

Кошкарова Л.Ю.

учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями по теме «Односоставные предложения», обобщение знаний по данной теме, повторение изученного материала.
  2. Развитие  умения  строить устное  монологическое высказывание  на лингвистическую тему;  подготовка к сочинению-рассуждению.
  3. Воспитание  эстетического  вкуса,  повышение  культурного  уровня  учащихся  через обращение  

к образцовым текстам художников слова; развитие

умения  видеть своеобразие  односоставных  предложений.

Оформление:

  • презентация;
  • портреты  М.В. Ломоносова,  А.М. Пешковского,

Л.Н. Толстого.

  • таблица «Односоставные предложения»;
  • тесты;
  • план  работы на уроке;
  •  план характеристики  односоставного предложения;
  • запись высказываний лингвистов, цитируемыех  на уроке;
  • карточки с домашним заданием.

 Оборудование: Интерактивная доска, компьютеры, пульты

для голосования.

 

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. У: Сегодня у нас урок-повторение.

В: Какую тему вы изучали на протяжении нескольких уроков?

         В: Какие цели и задачи можно поставить для урока-повторения   темы  «Односоставные предложения»?

             О:………………….

Рассмотрение и обсуждение ответов учащихся, определение цели и задач урока.

 

У: Постараемся работать активно, дружно, мы все в одной команде.

Итак, приступим. Откройте,  пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока. (Слайд № 1)

    III.  У:  Эпиграф  к  нашему уроку поможет нам настроиться:

(Слайд № 2)

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

У: Сегодня на уроке мы постараемся всматриваться, вслуши-

ваться, вдумваться  в каждое предложение,  чтобы достичь

Итак, цели нашего урока. (Слайд № 3). Учитель  зачитывает:

- Повторить  и обобщить  материал по теме  «Односоставные предложения»;

- увидеть своеобразие односоставных предложений;

- определить роль данных предложений   в речи;

- развивать  умение строить устное высказывание  на  лингвистическую тему.

 

У: Чтобы достигнуть данные цели, вы должны будете применить  свои знания и умения. Что  же нужно знать и уметь:

(Слайд № 4).  Ученики зачитывают:

Знать: признаки всех типов односоставных предложений.

Уметь:
1) отличать односоставные предложения от двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных предложений
.

IV. Словарная  работа

У: Добиться нашей цели мы сможем, выполнив определённую программу.  Запишите слово Программа, обозначьте орфограммы в нём.

В: А каково лексическое значение слова Программа?

 О: …………………

(Слайд № 5).  Зачитать и записать лексическое значение.

Задание:  Подберите однокоренные слова  к данному слову. Составьте с ними  словосочетание,  определите тип связи в них.

В: Какова программа нашего урока?

 Зачитать. (Слайд № 6). 

V.  У: Итак,  следующий этап  урока - Составление  устного  монологического  высказывание на лингвистическую тему «Виды простых предложений»  (Слайд № 7).

VI.  Повторение  видов односоставных предложений.

1. Повторение и анализ определенно-личных предложений.

У: Внимание к языку, его возможностям  люди проявляют  давно, наверное, с тех  далёких времён, когда появился сам язык.

   В России  одним из первых пристальное внимание к языковым средствам  русского языка проявил  М.В. Ломоносов, написавший ряд трудов и в области лингвистики.

(Слайд № 8).

Учитель:  Я прочитаю вам слова Ломоносова об одном из видов  предложений. Определите, о каких предложениях  идёт речь?

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности речи  служит».

Ученики: Это высказывание об определенно-личных предложениях.

Учитель. Что вы знаете о данной группе предложений?

Ученики:  отвечают.

Задание:  Найти определённо-личные предложения (тест) 1 ученик выполняет  на  интерактивной  доске,   остальные работают по карточкам.

2. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Учитель:  Ещё в  начале  20 в.  известный учёный-лингвист А.М. Пешковский  (Слайд № 9)  ставил вопрос  об особенностях необычных предлдожений, о которых он говорил так:

              «Внимание сосредоточено на действии, действую-

            щее  лицо намеренно устранено, намеренно

             представляется как неизвестное, неопределенное».

В: Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?

О: ………………

Задание:  Найти  неопределённо-личные предложения (тест) - 1 ученик выполняет на интерактивной  доске,  остальные работают по карточкам.

Проверка.

  1. Повторение и анализ безличных предложений
  1.  Учитель: Внимание на экран:  (Слайд № 10). Видеофрагмент.

В:  Какие предложения использовала Даша?

Какие предложения называются безличными? В  каких

ситуациях  они используются?

О: ………………….

Задание: Найти безличные  предложения. (тест).  1 ученик выполняет  на  интерактивной  доске,   остальные работают по карточкам.

 Проверка.

  1. Повторение и анализ обощённо-личных предложений. 

Задание:  расшифровать  предложения. (Слайд № 11-12).

Учитель:  Основная функция этих предложений  – дать совет, предостеречь, уберечь, пояснить, предупредить о последствиях; это житейская мудрость, советы даются всем, каждому;  в основном это пословицы - копилка народной мудрости; их краткость и точность выверены временем. 

В: О каких предложениях идёт речь? Что вы знаете о них?

Задание:  Найти обобщённо-личные предложения (тест) - 1 ученик выполняет на интерактивной  доске,  остальные работают по карточкам.

Проверка.

  1. Повторение и анализ назывных предложений.

У: Итак,  мы выяснили, что  обобщённо-личные предложения, многие  из которых являются пословицами, выражают народную мудрость, важную мысль, передаваемую из поколения в поколение.

В: А с помощью какого лит. жанра можно выразить чувства, движения человеческой души?

О:…………..

У: Конечно же это стихи, жанр лирического стихотворения.

 Признанным мастером лирики является  русский поэт А.А.Фет. 

(Слайд № 13).

Учитель:  Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя  говорит она нам именно о земном. В его стихах почти нет действия, каждое  стихотворение - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а  находил он ее повсюду.

Послушайте стихотворение А.Фета.  

Звучит  пение соловья  (аудиозапись)  и стихотворение:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

В:  Каким настроением проникнуто стихотворение?

В:  Когда мы рассматриваем картину, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определенные средства, например краски. А чем пользуется поэт?

 О:

 Да,  Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства.

В:  Чем необычно это предложение?  Какая важная часть речи здесь совсем не присутствует?

Учитель: Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики.  Другие восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изображать красоту мира.

Л.Н.Толстой, отзываясь об этом стихотворении, отмечал:

 «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». (Слайд № 14).

В: О каких предложениях идёт речь?

Учитель. Какие предложения называются назывными?

Задание:  Найти назывные  предложения (тест) - 1 ученик выполняет на интерактивной  доске,  остальные работают по карточкам.

Проверка.

   

VII.  Самостоятельная работа.

У: Вы повторили все виды односоставных. предложений и теперь можете приступить к самостоятельной работе. (Работа на компьютерах) Индивидуальные задания записаны на карточках, а 2 ученика приглашаются на Грамматический  поединок к интерактивной доске. (Слайд № 15).

     Проверка.

VIII.  Тестирование.

Учитель: Продолжим проверку знаний,  выполняя тест. (Тестирование с помощью пультов). Отметка о выполнении.

IX.  Работа с таблицей.

Учитель:  Выполняя тест,  мы ещё раз убедились, что односоставные  предложения  многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?

О: ……………………………………………..

У: Да, действительно,  своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.

Индивидуальное задание:

У: Каждый вид односоставных предложений вносит в речь что-то своё,  играет свою роль, определите эту роль,  соединив графы таблицы «Роль  односоставных предложений в речи.

(Слайд № 14).

X.  Домашнее задание. (Слайд № 16).

 Подготовка к сочинению-рассуждению.

У:  Константин Паустовский о языке говорил так:

 «С русским языком можно творить чудеса».

В:  Как вы понимаете эти слова?

        О: ………………………..

В:  Согласны ли вы с  писателем ?

(Слайд № 17).

 Задание: Продолжите мысль писателя, напишите  сочинение-рассуждение о роли односоставных предложений в  русском языке, приводя в качестве доказательств  примеры из художественной  литературы,  высказывания  лингвистов, примеры из жизни.

 В: Какие чудеса мы можем творить, используя их в своей речи?

 XI. Рефлексия. Подведение  итогов урока.

XII. Организационный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием тренажеров по теме "Односоставные предложения" 8 класс.

Тема учебного занятия:« Односоставные предложения». Продолжительность учебного занятия: 45 минут.Тип учебного занятия: комбинированный  урок .Технология:технология обобщения  усвоенных...

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме "Односоставные предложения"

В папке содержится конспект итогового урока для 8 класса по теме "Односотавные предложения". Использована групповая работа. Проводится проверка знаний по теме....

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Односоставные предложения. Обобщение"

Урок обобщающего типа по теме "Односоставные предложения". Может использоваться для повторения и обощения заданной темы в 8- 11 классах....

Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией

Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".

Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....