Типичные словообразовательные модели имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока к учебнику «Русский язык.6. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipichnye_slovoobrazovatelnye_modeli_imen_sushchestvitelnyh.docx | 132.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурашева Марина Хамибулловна,
учитель русского языка
МБОУ «Александровская СОШ»
Грачёвского района
Название предмета | Класс | УМК | Уровень обучения |
Русский язык | 6 | Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013 | Базовый |
Тема урока: Типичные словообразовательные модели имен существительных
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 7
Цель урока: рассмотреть основные словообразовательные модели имён существительных.
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование»,
- формировать умение работать со словообразовательными моделями,
- закрепить правописание приставок и суффиксов имён существительных;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к творческому самовыражению.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных.
Определять по словообразовательной цепочке способ словообразования, соотносить морфемную структуру слова со словом, восстанавливать словообразовательные цепочки, выполнять морфемный разбор слова.
Различать формы слов и однокоренные слова; распознавать способ образования слов.
Уметь на основе морфемной модели определять лексические и грамматические особенности имени существительного.
Уметь работать по словообразовательным моделям.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор,
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Тестовые материалы | + |
Ссылки на Интернет-ресурсы | https://infourok.ru/priemi-refleksii-deyatelnosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-1381116.html |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организационный момент
Психологический настрой обучающихся к уроку
- Здравствуйте, ребята. Я хочу начать урок с этого стихотворения. Его написал ученик 5 класса Шибаров Андрей.
О русский язык!
О русский язык, ученик я простой -
Меня поражаешь своей красотой.
Учился малыш на тебе говорить –
Теперь научусь я писать и творить.
Ты самый надёжный и преданный друг,
С тобой всё становится ярче вокруг.
Сложней год от года – поблажек не жди…
Но сколько открытий нас ждёт впереди!
- Согласны ли Вы с Андреем? Докажите свою точку зрения.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Запишите следующие слова, разберите их по составу.
Подснежник
Наконечник
Безработица
Собеседник
Упр. 124.
Образуйте слова по этим моделям.
- О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель и задачи урока.
- Проверка домашнего задания
Упр. 119
- Актуализация знаний учащихся
Работа с лингвистическим текстом
Стр. 48.
- Что нового Вы узнали об образовании слов?
! Морфемная модель рассказывает нам о значении и грамматических признаках слов, а также о том, как они образованы.
- Освоение нового материала
Тестирование
Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
окоп
обманщик
обочина
ошибка
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
о басн.., к насып..
на дорог.., на площад..
на лекци.., у знамен..
об отношени.., в лодк..
В каком ряду слова образованы приставочным способом?
долина, уважение
приложение, вход
сложение, слушатель
подзаголовок, недруг
В каком ряду все существительные образованы при помощи суффикса -чик-?
груз..ик, сбор..ик
лёт..ик, извоз..ик
формов..ик, подбор..ик
прицеп..ик, уклад..ик
- По какой модели образовано слово извозчик? Нарисуйте словообразовательную модель данного слова. Приведите 3 примера слов, соответствующих данной модели.
Упр. 117 Работа в парах.
Дана модель корень +суффикс (-изн-)+ оконч. (ой).
Попробуйте охарактеризовать данное слово по модели: часть речи, грамматические признаки, форму.
Приведите 2 примеры слов, составленных по данной модели.
- Физминутка
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
- Применение новых знаний
- Отгадайте загадку:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы
встречали,
Вся же – в дневнике я и в
журнале. (Оценка)
- Назовите морфологические признаки слова. (Имя сущ-ое, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., Им. п.)
- При помощи приставки и суффикса
-При помощи каких морфем образовали слово?
- Составьте синквейн к слову оценка.
Самостоятельная работа. Упр. 118.
Ответы: 1. Оленька, зоренька;
2. снежок, листок;
3. ловушка, соловушка.
- Определите способ образования данных слов.
- Составьте небольшой текст с любыми их этих слов.
Упр. 123. Работа в группах.
- Вспомните, что такое словообразовательные цепочки.
Образец: вода – водица – водичка.
- Рефлексия
«Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?»
- Оцените, на какой ступеньке Вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оцените достигнутые результаты.
«Лесенка успеха»
- нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
- средняя ступенька - у меня были проблемы;
- верхняя ступенька - мне всё удалось.
- Домашнее задание: упр.121
- Итог урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразовательные модели современного немецкого языка
В своей презентации представила:1. Корневые слова.2. Модели имплицитного (безаффиксного) словопроизводства.3. Префиксальная модель.4. Суффиксальная модель.5. Приставки при образовании имен существител...
Технологическая карта урока в 6 классе "Основные словообразовательные модели имён существительных"
Технологическая карта урока "Основные словообразовательные модели имён существительных", 6 класс, УМК Разумовской...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ «НАЗВАНИЯ ЛИЦА» В РАССКАЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «СПОДРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»
В центре внимания – имена существительные со значением «Названия лиц», употребленные русским писателем начала XX века Е.И. Замятиным в рассказе «Сподручница грешных». В к...