Типичные словообразовательные модели имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бурашева Марина Хамибулловна

Конспект урока к учебнику «Русский язык.6. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурашева Марина Хамибулловна,

учитель русского языка

МБОУ «Александровская  СОШ»

Грачёвского района

Название предмета

Класс

УМК

Уровень обучения

Русский язык

6

Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013

Базовый

Тема урока: Типичные словообразовательные модели имен существительных

Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 7

Цель урока: рассмотреть основные словообразовательные модели имён существительных.

Задачи урока: 

- обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование»,

- формировать умение работать со словообразовательными моделями,

- закрепить правописание приставок и суффиксов имён существительных;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать  устойчивую  мотивацию к творческому самовыражению.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных.

Определять по словообразовательной цепочке способ словообразования, соотносить морфемную структуру слова со словом, восстанавливать словообразовательные цепочки, выполнять морфемный разбор слова.

 Различать  формы слов и однокоренные слова; распознавать способ образования слов.

Уметь на основе морфемной модели определять лексические и грамматические особенности имени существительного.

Уметь работать по словообразовательным моделям.

Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор,

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение  урока:

Тестовые материалы

+

Ссылки на Интернет-ресурсы

http://pogorelo5ka.narod.ru

https://infourok.ru/priemi-refleksii-deyatelnosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-1381116.html

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организационный момент

            Психологический настрой обучающихся к уроку

            - Здравствуйте, ребята.  Я хочу начать урок с этого стихотворения. Его написал ученик 5 класса Шибаров Андрей.

О русский язык!

О русский язык, ученик я простой -
Меня поражаешь своей красотой.
Учился малыш на тебе говорить –
Теперь научусь я писать и творить.
Ты самый надёжный и преданный друг,
С тобой всё становится ярче вокруг.
Сложней год от года – поблажек не жди…
Но сколько открытий нас ждёт впереди!

              - Согласны ли Вы с Андреем? Докажите свою точку зрения.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Запишите следующие слова, разберите их по составу.

Подснежник

Наконечник

Безработица

Собеседник

Упр. 124.

Образуйте слова по этим моделям.

- О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель и задачи урока.

  1. Проверка домашнего задания

Упр. 119

  1. Актуализация знаний учащихся

            Работа с лингвистическим текстом

            Стр.  48.

            - Что нового Вы узнали об образовании слов?

            ! Морфемная модель рассказывает нам о значении и грамматических признаках слов, а также о том, как они образованы.

  1. Освоение нового материала

            Тестирование

Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

окоп

обманщик

обочина

ошибка

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

о басн.., к насып..

на дорог.., на площад..

на лекци.., у знамен..

об отношени.., в лодк..

            В каком ряду слова образованы приставочным способом?

долина, уважение

приложение, вход

сложение, слушатель

подзаголовок, недруг

В каком ряду все существительные образованы при помощи суффикса -чик-?

груз..ик, сбор..ик

лёт..ик, извоз..ик

формов..ик, подбор..ик

прицеп..ик, уклад..ик

- По какой модели образовано слово извозчик? Нарисуйте словообразовательную модель данного слова. Приведите 3 примера слов, соответствующих данной модели.

           Упр. 117 Работа в парах.

           Дана модель       корень +суффикс (-изн-)+ оконч. (ой).

           Попробуйте охарактеризовать данное слово по модели: часть речи, грамматические признаки, форму.

           Приведите 2 примеры слов, составленных по данной модели.

  1. Физминутка

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

  1. Применение новых знаний

            - Отгадайте загадку: 

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы

встречали,

Вся же – в дневнике я и в

журнале. (Оценка)

- Назовите морфологические признаки слова. (Имя сущ-ое, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., ед.ч., Им. п.)

- При помощи приставки и суффикса

-При помощи каких морфем образовали слово?

- Составьте синквейн к слову оценка.

            Самостоятельная работа. Упр. 118.

Ответы: 1. Оленька, зоренька;

               2. снежок,   листок;

               3. ловушка, соловушка.

- Определите способ образования данных слов.

- Составьте небольшой текст с любыми их этих слов.

           Упр. 123. Работа в группах.

- Вспомните, что такое словообразовательные цепочки.

Образец: вода – водица – водичка.

  1. Рефлексия

           «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?»

 - Оцените, на какой ступеньке Вы оказались в результате деятельности во время урока, т.е. оцените достигнутые результаты.

 «Лесенка успеха»

hello_html_m376b373b.png

- нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

- средняя ступенька - у меня были проблемы;

- верхняя ступенька - мне всё удалось.

  1. Домашнее задание: упр.121

  1. Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словообразовательные модели современного немецкого языка

В своей презентации представила:1. Корневые слова.2. Модели имплицитного (безаффиксного) словопроизводства.3. Префиксальная модель.4. Суффиксальная модель.5. Приставки при образовании имен существител...

Технологическая карта урока в 6 классе "Основные словообразовательные модели имён существительных"

Технологическая карта урока "Основные словообразовательные модели имён существительных", 6 класс, УМК Разумовской...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ «НАЗВАНИЯ ЛИЦА» В РАССКАЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «СПОДРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»

В центре внимания – имена существительные со значением «Названия лиц», употребленные русским писателем начала XX века Е.И. Замятиным в рассказе «Сподручница грешных». В к...