Правильное и выразительное употребление прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока к учебнику «Русский язык.6. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бурашева Марина Хамибулловна,
учитель русского языка
МБОУ «Александровская СОШ»
Грачёвского района
Название предмета | Класс | УМК | Уровень обучения |
Русский язык | 6 | Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013 | Базовый |
Тема урока: Правильное и выразительное употребление прилагательных в речи
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме:16
Цель урока: углубить знания о прилагательном; показать роль прилагательных в речи.
Задачи урока:
- формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
- обучить правильному и обоснованному подбору синонимов к прилагательным;
- обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
-сформировать понятие «эпитет»;
- закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, ключевые слова;
- развивать навыки устной и письменной речи;
- развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи;
- воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе;
- воспитывать чувство коллективизма,сформировать умение работать в группе, слушать мнение товарищей.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению;
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия употребления имен прилагательных в речи.
Понимать роль имён прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности.
Уметь использовать имена прилагательные в качестве различных художественно-выразительных средств.
Уметь распознавать орфограммы и использовать орфографические правила на практике.
Уметь работать с разными типами лингвистических словарей.
Техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор, компьютер.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Ссылки на Интернет-ресурсы |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организационный момент
Психологический настрой обучающихся к уроку.
- Ребята, сегодня нас ждет увлекательная тема. Подойдите к окну, что Вы видите? Картинка черно-белая или цветная?
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О.Головко
- О какой части речи идет речь? Составьте 2 предложения, описывающие картину, виденную вами из окна.
- Давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока.
- Проверка домашнего задания
Упр. 234
- Актуализация знаний учащихся
Слово учителя.
В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто употребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, чёрный, белый и некоторые другие.
Работа с лингвистическим текстом. Самостоятельная работа (устная): прочитать, озаглавить каждую часть и пересказать.
Упр. 238
- Освоение нового материала
- Упр. 239
Прочитать стихотворение В Выркина «Ищу слова»
Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко,
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
- О чем это стихотворение? Какова его тема, основная мысль?
Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.
- Почему в этом стихотворении много прилагательных? Какую роль они играют в стихотворении?
2. Работа с текстом
- Прочитайте стихотворение Валерия Брюсова «Воздух живительный, воздух смолистый …» упр. 240
Вопросы: Какая картина возникает в вашем воображении?
Какими чувствами переполнен автор, о чем он нам хочет сказать?
Какие слова помогают описать пейзаж, настроение?
Пейзаж: (1 группа)
Воздух живительный, смолистый
Свет упоительный, чистый
Простор суровый и нежный
Край дивный
Волны тихие
Сосны недвижны
Настроение: (2 группа)
Словно в раю
Вышел, стою
Нежу простором
Словно в дивном краю
Лепечут любовно
Вопрос: В прямом или переносном значении употреблены прилагательные? (В переносном)
-Вспомните, что такое эпитет?
Эпитет - яркое, образное определение предмета, выраженное прилагательным в переносном значении.
Вопрос: Какие средства художественной выразительности использовал поэт?
(сравнения, прилагательные-антонимы)
Вывод: Все эти художественные средства придают речи выразительность, образность,
яркость.Не зря имена прилагательные называют «живописующей» частью речи.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
У доски – морфологический разбор прилагательного узкой.
- Физминутка
А теперь все вместе встали,
Руки дружно вверх подняли,
Руки в стороны, вперед,
А теперь наоборот.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись,
Тихо сели и опять будем
Дело продолжать.
- Применение новых знаний
Упр. 246
Работа со словарем синонимов.
- При выполнении этого упражнения нам понадобится помощник. Отгадайте, что это?
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь,
По прозванию……(СЛОВАРЬ)
- Вы знаете, что словарей существует много, а мы сегодня познакомимся со словарем синонимов. И я надеюсь: он станет для вас настоящим помощником.
Самостоятельная работа.
- Рефлексия
Учащимися дома были изготовлены две карточки: на одной изображен МИНУС, на другой – ПЛЮС. В конце урока каждый учащийся поднимает вверх руку с выбранной карточкой.
- Домашнее задание: упр. 242 (Работа с картиной художника И.Н. Крамского)
- Итог урока. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Бурашева Марина Хамибулловна,
учитель русского языка
МБОУ «Александровская СОШ»
Грачёвского района
Название предмета | Класс | УМК | Уровень обучения |
Русский язык | 6 | Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013 | Базовый |
Тема урока: Правильное и выразительное употребление прилагательных в речи
Общее количество часов, отведённое на изучение темы:2
Место урока в системе уроков по теме:17
Цель урока:углубить знания о прилагательном; показать роль прилагательных в речи.
Задачи урока:- формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
- обучить правильному и обоснованному подбору антонимов к прилагательным;
- обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- закрепить навыки работы с текстом: тема, основная мысль, ключевые слова;
- развивать навыки устной и письменной речи;
- развивать воображение, яркость, образность, выразительность речи;
- воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе;
- воспитывать чувство коллективизма,сформировать умение работать в группе, слушать мнение товарищей.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению;
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия употребления имен прилагательных в речи.
.Понимать роли имён прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Уметь использовать имена прилагательные в качестве различных художественно-выразительных средств.
Иметь представление об явлении перехода имён прилагательных в имена существительные.
Уметь работать с разными типами лингвистических словарей.
Уметь распознавать орфограммы и использовать орфографические правила на практике.
Уметьстроить аргументированный ответ.
Техническое обеспечение урока:мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Ссылки на Интернет-ресурсы | https://урок.рф/library/urok_russkogo_yazika_na_temu_perehod_prilagatelnih_135240.html |
Материалы для подготовки к олимпиаде | Субстантивация (переход прилагательных в существительные) |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организационный момент
Психологический настрой обучающихся к уроку
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка- земля,
Здравствуйте, мои друзья.
-С каким настроением Вы сегодня пришли в школу? Я надеюсь, с хорошим. Подарите свое хорошее настроение друг другу.Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Роль прилагательных в художественной литературе очень велика. По своему значению прилагательные чрезвычайно разнообразны, поэтому они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний. Понятно, что в создании художественного образа участвуют все слова в тексте, но особая нагрузка в этих отрывках падает на прилагательные, и благодаря их неограниченным возможностям раскрывать сущность предметов.
- О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему и цель урока.
- Проверка домашнего задания
Упр. 242 (Работа с картиной художника И.Н. Крамского)
Учащиеся зачитывают собственные тексты, созданные по картине Крамского И.Н. «Портрет сказителя былин».
- Ответьте на вопрос «Какую роль играют прилагательные в текстах – описаниях?»
- Актуализация знаний учащихся
Самостоятельная работа по карточкам.
Спишите текст, вставляя пропущенные слова. Определите тему текста, основную мысль, стиль и тип речи. Найдите в тексте изобразительные средства языка, определите их виды.
На …фоне пожелтевших берез выделяются …пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них… листья. От дерева к дереву протянуты … нити… паутины. Кое-где краснеет шляпка … подосиновика. Тихо в … лесу. Долго не хочется прощаться с этими … днями.
(И.С. Соколов-Микитов)
Примерный эталон.
На золотом фоне пожелтевших берез выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с них легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тихо в осеннем лесу. Долго не хочется прощаться с этими золотыми днями.
- Как преобразился текст? Какая часть речи «приукрасила» текст?
- Освоение нового материала
Упр. 249. Работа в парах.
- Какие слова называются антонимами? Назовите прилагательные-антонимы в следующих стихотворениях.
Большой - маленький
Мишка добрый и смешной,
Потому что он большой.
А вот зайчик трусоват,
Потому что маловат.
Тонкий - толстый
Как веревка, как лиана,
Тело тонкое удава.
А вот толстого слона
Видно всем издалека.
Широкий - узкий
Посмотри на бегемота,
Он широкий отчего-то.
А зеленый крокодил,
Узкий по сравненью с ним.
Высокий - низкий
На поляне друга два,
Есть копыта и рога,
Но жираф высоковат,
А козленок низковат.
Глупый - умный
Как ты, глупый колобок,
К лисе прыгнул на носок?
Просто рыжая лиса
Очень умная была.
Грустный - веселый
Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить.
- Знакомимся со словарем антонимов. Выполняем упражнение.
- Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
- Применение новых знаний
Упр. 255 Работа в группах
Образец:
прям.зн. перен. зн.
Туманное утро – туманный намек.
Туманное утро испортило настроение.
Мой друг с каким-то туманным намеком передал мне письмо.
1 группа: каменный дом – каменное сердце.
2 группа: Лисья нора – лисья хитрость.
- Какое изобразительное средство Вы здесь наблюдаете?
Работа с рубрикой «Возьмите на заметку!»
Стр. 104
Сумным знаться – ума набираться.
Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.
- Как Вы понимаете данные высказывания?
- В данных предложениях Вы видите два одинаковых слова. Каких?
- Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».
(Знаться (с кем?) с умным, имя существительное.
с человеком (каким?) умным, имя прилагательное).
- Почему так происходит? Ответьте на вопрос, используя данную рубрику.
Упр. 256. Устная работа.
- Рефлексия
- Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, продолжив предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Теперь я могу…
Мне было интересно…
Я не понял…
- Домашнее задание: упр. 253
- Итог урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Употребление прилагательных в речи». (5 класс).
Обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имён прилагательных; сформировать у учащихся умение определять роль прилагательных в речи; проводить анализ текста....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)
На основе стихотворения Есенина даётся понятие прилагательного, эпитета, прямого и переносного значения прилагательных, а также учащиеся смогут сами побыть немного поэтами, работая с карточками,...
презентация к уроку по русскому языку "Употребление прилагательных в речи (на основе стихотворения С.А. Есенина)
На основе художественного текста (стихотворения С.А. Есенина) показана роль имени прилагательного в художественной речи, самостоятельная работа по карточкам предполагает развитие у учащихся образного ...
"Употребление прилагательных в речи"
Презентация содержит материал для урока развития речи....
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...